1. Орг. Поведение
и его место в сист. Менеджмента.
Уровни рассмотрения ОП. Является междисциплинарной
наукой, использует теорию, методы и принципы
различных дисциплин, объединяя поведенческие
дисциплины (психологию, социологию, антропологию
культуры) с менеджментом, экономической
теорией, экономико-математическими методами.
Задачи изучения организационного поведения-обеспечивать
кон-курентное преимущество организации;-улучшать,
расширять или изменять типы поведения
сотрудников; -управлять разнородным составом
участников, учитывать индивидуальные
особенности -отыскивать способы мотивации
сотрудников -полнее раскрывать потенциал
организации -управлять с учетом национально-культурных
особенностей. Предмет изучения - основные
закономерности и движущие силы поведение
людей в условиях совме-стного труда в
организации и межличностного общения;
- индивидуальные представления, представления
и ценности людей; - их действия при
работе в группах и в рамках целой организации;
- воздействие внешней среды на организацию
и ее людские ресурсы, миссии, цели и стратегии;
- взаимодействие организации как целого
с внешней средой. Цели изучения организационного
поведения: описание поведения людей и
объяснение причин поступков индивидов
в различных ситуациях,прогнозирование
поведения работника,овладение навыками
управления поведением людей в процессе
труда. Уровни рассмотрения:Организационное
поведение рассматривается на трех уровнях:•на
уровне индивида как индивидуальные
психологические особенности людей влияют
на выполнение или работы, отношения к
коллегам и организации, степень их удовлетворенности;на
уровне группы – как групповые характеристики
и процессы влияют на результативность
работы, каким образом группа может влиять
на поведение отдельного человека, как
создавать группы с высокими показателями
функционирования, что такое эффективное
руководство, как управлять организационными
коммуникациями, межличностным и межгрупповым
взаимодействием и конфликтами;на уровне
организации в целом – какими отличительными
особенностями обладает организация как
целое, в какой степени эти особенности
содействуют ее успешной деятельности,
как организация строит свое взаимодействие
с внешней средой.
2.Развитие представлений
о поведении человека в организации. Школа научного управления 1885
– 1920 Ф. Тейлор, Ф.и Л. Гилберт, Г. Эмерсон,
Г. Форд, Г. Грант, О. А. Ерманский -Создание
научного фундамента взамен старых сугубо
практических ме-тодов работы. Научное исследование
каждого отдельного вида трудовой деятельности.
Использование научного анализа для определения
оптимальных способов выполнения задачи.
Выделение планирования. Утвержде-ние
менеджмента в качестве самостоятельной
формы деятельности, науки. Формирование
функ-ций менеджмента Рациональное управление
предприятием «снизу» Административная
(классичес-кая) школа 1920 – 1950 А. Файоль,
Л. Урвик, Д. Муни, А. Рейбли, А. Слоун, А.Гинсбург,
И.Бутаков, В.Добрынин, А.Гостев. Рациональное
управление пред-приятием «сверху». Рассмотрение
управления как универсального процесса,
состаящего из не-скольких взаимосвязанных
операций: технические, коммерческие,
финансовые, страховые, учет-ные, административные.
Изложение основных принципов управления.
Формулировка системати-зированной теории
управления всей организации, выделяя
управление как особый вид деятельно-сти.
Разработка вопросов общего управления.
Формулирование систематизированной
теории управления всей организацией
с выделением управления в особый вид
деятельности. Выделение волевого момента
в постановке и развертывании производства.
Школа человеческих отношений и поведенческих
наук 1930 - наст. Время А. Маслоу, П. Фоллет,
Э. Мейо, М. Паркер, Р.Лайкерт, Д.Грегор,
Ф.Герцберг, С.Стрель-бицкий, Разработка
и применение методов управления межличностными
отношениями для повышения производитель-ности
труда и удовлетворенности трудом. Разработка
теории потребностей. Использование наук
о человеческом поведении в управлении
и формировании организации с тем, чтобы
работник мог быть использован в соотвествии
с его потенциалом в полной мере. Использование
в управлении методов, ориентированных
на особенности межличностных отношений,
его потенциалом в полной мере. Использование
в управлении методов, ориентированных
на особенности межличностных отношений.
3.Базистные концепции
и основные теор. Подходы ОП.Организационное поведение
основывается на теоретических подходах
к поведению человека. Ориентация на человеческие
ресурсы (поддерживающий подход). Подход
предполагает анализ личностного роста
и развития индивидов, достижение ими
высоких уровней компетенции, творческой
активности и исполнительности. Задача
менеджмента состоит в:-обеспечении возможностей
совершенствования навыков работников;-повышении
чувства ответственности работников;-создании
атмосферы, благоприятствующей увеличению
вклада работников в достижение целей
организации. ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ подход
предполагает переключение основного
внимания менеджера с контроля над работниками
на активную поддержку их роста и показателей
работы.СИТУАЦИОННЫЙ подход, тщательный
анализ ситуации позволяет идентифицировать
ее значимые факторы и определить наиболее
эффективные в данных обстоятельствах
методы организационного поведения. Использование
ситуационного подхода предполагает обращение
к расширенному кругу научных дисциплин,
системность и ориентацию на исследования.
ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТЫ. Каждая организация
срамится к достижению определенных результатов.
Потенциал человеческих показателей должен
быть объединен с ресурсами, и работнику
необходимо предоставить возможность
принять участие в достижении результатов
организации.Системный подход. Системный
подход к организации предполагает, что
организация рассматривается как комплекс
взаимодействующих элементов. Целостное
организационное поведение трактует взаимоотношения
“индивиды – организация” на уровне
личности в целом, группы в целом, организации
в целом и социальной системы в целом. Теории поведения
человека в организации.Доктрина человеческих
отношений Э. Мейо, Группа работников
рассматривается как социальная система;
эффективность организации м.б. повышена
за счет повышения эффективности использования
человеческих ресурсов. Внимание к личности
вызывает у работников «эффект сопричастности»,
способствует росту уверенности в том,
что они являются партнерами руководителя.
Теория потребностей А. Маслоу:
- Мотивами поступков людей являются их потребности, которые лишь частично или косвенно могут быть удовлетворены при помощи денег
- Человеческие потребности имеют иерархическую структуру.
- Чем выше уровень мотива, тем меньшее значение имеют материальные потребности.
- Пока не удовлетворены в определенной степени потребности низших уровней, более высокие потребности остаются неактуальными.
- С ростом потребностей повышается активность человека по их удовлетворению.
Теория Х |
Теория У |
-Типичный индивид негативно
относится к труду и старается
избежать участия в работе
-Не склонен принимать
на себя ответственность, неамбициозен
и нуждается прежде всего в безопасности
-Участвует в процессе
труда только под принуждением
и контролем менеджмента |
-Труд естественен для
человека-Человек не является прирожденным
лентяем, а может стать им под влиянием
среды. Работники могут самостоятельно
регулировать свой трудовой процесс при
решении поставленных задач-Человек способен
(и склонен) принимать на себя ответственность-Человек
обладает творческими способностями,
которые могут быть использованы в трудовом
процессе |
Основная роль менеджмента состоит
в принуждении к труду и
контроле действий работников |
Основная роль менеджмента
– в развитии потенциальных способностей
работников и оказании им помощи в
их применении для решения поставленных
задач |
Принцип «поддерживающих
взаимоотношений» Р. Лайкерта, Менеджер может добиться больших
успехов, если создаст такую обстановку,
в которой работники видят его заинтересованность
в них и чувствуют себя значимыми. Задача
менеджера – помогать работнику справляться
с его задачами, стараться создавать высокоэффективные
группы, перед которыми ставились бы достаточно
высокие цели. В таких условиях работники
могут удовлетворить свои потребности
в самоуважении, а возможно и в самореализации
в случае отождествления своих целей с
целями группы.Концепция неформальной
организации (организации как социальной
системы) Дж. Марча и Х. Саймона. Организация
рассматривается как коллектив, сформировавшийся
по принципу разделения труда. На производительность
предприятия влияет система поддержания
человеческих отношений внутри организации.
Важнейшим фактором организационного
поведения являются коммуникации и стиль
управления.
4.Индивидуально-психологические
особенности. Установки личности
и их влияние на организационное
поведение Наиболее значимые для управления установки
сотрудников связаны с отношением:к труду,
к себе как работнику, к работе (удовлетворенность
работой, увлеченность работой),к организации,
ее целям и руководству. Социальные установки:
альтруизм или эгоизм; эмпатия (сочувствие
или сопереживание другим людям); аффилиация
(стремление принадлежать к группе и быть
признанным ей) или индивидуализм; чувствительность
к отвержению (к критике, неодобрению)
или независимость, самодостаточность
и др. В отношении трудовой деятельности:установка
достижения успеха,установка избегания
неудачи. При анализе поведения человека
в сложных ситуациях обращают внимание
на установки личности, повышающие или
снижающие уверенность в себе. «Приверженность»
организации – состояние, в котором, служащий
идентифицирует себя со специфическими
целями организации и желает сохранить
свое членство в ней:-член организации разделяет
и делает своими цели организации и ее
ценности;-он стремится оставаться в организации
и сохраняет это стремление даже тогда,
когда это может быть для него не выгодно-член
организации готов не только работать
на ее благо, но и принести в жертву интересам
организации свои личные.Для измерения некоторых из перечисленных
установок существуют стандартные тестовые
методики, а также разработаны специальные
программы для коррекции тех установок,
которые снижают адаптивные возможности
человека. Работа с этими установками
требует индивидуального подхода и более
глубокой психологической подготовки,
поэтому чаще проводится приглашенными
внешними консультантами по заказу руководства
для решения определенных проблем в поведении
сотрудников.
5.Психологические
характеристики личности, значимые
для организации. А)Типологический подход. Выделяют
характерные черты людей управляющие
их поведением1.Типы индивидуального темпераметра(Сангвиник,Холерик,Флегматик)2.Тип
личности по отношению к источнику контроля.
Человек с внешними источникам контроля
–считает, что все его действия управляються
другими людьми.,с внутренними источниками
контроля –пологает ,что сам контролирует
свои действия.3Типы личности по характеру
мотивации:Человек с преобладанием мотивации
достижения успеха. Человек с преобладанием
мотивации избегания неудачи.4Типы исполнителей:Творческий
тип исполнителя, самостоятельный,компетентные
усилий;сверзхнормативные-цеденапрваленный,Б)Подход
на основе выделения линости черт:1)5 важных
параметров личностиЭкстроверсия-общительность,открытость.Эмоцианальная
устойчивость-система система озабоченности
депрессивности.Уживчивость-доверие.Склонность
к сотрудничеству. Открытость к
совершенствованию.2)16-ти факторный профиль
личности по Р.Кэттелу.С)Бихевиоризм.Механизм
поведение(по скинеру)(теория оперативного
обучения). Эффект горндаика:с
большей вероятностью будут повторяться
те реакции на ситуацию, за которыми следует
положительное подкрепление,а с наименьшей,
те которые сопровождаються дискомфортом.(наказанием) Е)Когнетивный
подход. Познание-это
акт восприятия некоторой информации.Изучает
познавательные процессы личности и их
влияние на поведение человека .рассматривает
поведение ак результат внутренних позновательных
и мыслительных процессов. Теория установки)))Установка-
отношения к внешниму обьекту, готовность,
предрасположать субъекта действовать
определенным образом по отношению к данному
обьекту в определенной ситуации.Существует
связь между установками и поведением
человека. Результатом установки являет-ся
намерение, которое в данных обстоятельствах
может осуществиться, а может и нет.
7)Взаимодействие
индивида и орг.Осн ожидания их.Организационное окружение-эта
та часть людй с которой сотрудник сталкиваеться
в период своей работы.Взаимодейсвие индивида
и орг. Определяеться установками:Социальные
установки:-эгоизм-эмпатия-индивидуализм-самодостаточность.Установки
в отношение трудовой деятельности:-установка
достижения успеха-Усьановка узбегания
неудач.Приверженность орг.-человек хочет
в ней остаться.Ожидания индивиа-Смысл
работы-Творчески характер работы-Интенсивность
работы-Степень ответсвености и риска-Безопансость
и конформность условий работы-З.П. и премии-Гарантия
роста и развития-отношения межде членами
орг.-Ожидания организации:-Специалист
в опр. Области.-Способствует её функционированию-Хорошие
отнощения с коллегами.-Человек предан
орг. И отсатаивает её интересеы-хорошо
работает-Не боиться ответственности-Подчиняеться
начальству.
8)Вхождение нового
сотрудника в организацию. Вхождение человека в организацию.-Зависит
от характеристик организационного окружения-Зависит
от самого человека,имеющего свои личные
особенности.Процесс вхождения в организацию:Адаптация
человека к новому окружениюКоррекция
или изменение поведения человекаИзменение
в орг.Завершение процесса адаптации:Должно
быть обозначено руководством.:-Присвоение
звания-наделение орпедел.полномочиями.допуск
к закрытой инф.-привлечение к выробатке
решений.Сотруднику становиться ясно
,что он стал полноправным членом организации.УСЛОВИЯ
ДЛЯ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОРГ.:Основные
цели организации-Допустимы е и предпочтительные
средства достижения цели.Имидж организации,поддерживать
его.-принципы ,правила,нормы.Поведенческие
стандарты, которым должен будет следовать
человек, выполняя свою роль: Нормы общения
с коллегами и руководством, организация
рабочего времени, внешний вид. Для успешного
вхождения в организацию сам человек долженПолучить
необходимую информацию->быть готовым
изменить свое представление о ценностях.Для
успешного вхождения нового сотрудника
в орг руководоство должно:-расширять
старые поведенческие нормы.-заинтересовать
его в работе-прививать ему новые нормы
поведения.
9.Особенности поведения
сотрудников в условиях авторитарной,
опекающей, поддерживающей и коллегиальной
моделей организационного поведенияСистема организационного поведения
в управлении предприятием.Основная задача
систем ОП состоит в определении важнейших
человеческих и организационных факторов,
влияющих на достижение целей организации
и повышения эффективности деятельности
организации за счет управления этими
факторами.МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ.
|
Авторитарная |
Опеки |
Поддерживающая |
Коллегиальная |
Базис модели |
Власть |
Экономические ресурсы |
Руководство |
Партнерство |
Ориентация менеджмента |
Полномочия |
Деньги |
Поддержка |
Работа в команде |
Ориентация работников |
Подчинение |
Безопасность и льготы |
Выполнение рабочих заданий |
Ответственное поведение |
Психологический результат
для работников |
Зависимость от непосредственного
начальника |
Зависимость от организации |
Участие в управлении
|
Самодисциплина |
Удовлетворение потребностей
работника |
В существовании |
В безопасности |
В статусе и признании
|
В самореализации |
Участие работников в процессе
труда |
Минимальное |
Пассивное сотрудничество |
Внутренние побуждения, активизированные
управленческим воздействием |
Энтузиазм |
Теории Макгрегора |
Теория Х |
Теория Х |
Теория У |
Теория У |