Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Стратегическому менеджменту".
По дисциплине «Стратегический менеджмент»
ВОПРОС 1:
Понятие и сущность стратегического менеджмента
Стратегическое управление - процесс разработки, принятия и реализации стратегических решений, центральным звеном, которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения.
СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ - разновидность долгосрочного плана развития коммерческой или производственной организации. Разработать стратегию организации — значит определить общие направления развития для достижения долговременных конкурентных преимуществ и других корпоративных целей. Обычно стратегия планируется на длительный период и ориентируется на будущее с поэтапным процессом реализации. Стратегия как функция времени не просто сосредоточена на определенном периоде, она прежде всего является функцией направления. Именно стратегия устанавливает направление деятельности организации: рост, стабилизация, сокращение или комбинация вариантов; решения о конкретных товарах и рынках для направления финансовых и трудовых ресурсов, определение типа конкурентного преимущества. Стратегия - это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.
Стратегическое управление - это
управление организацией, которое опирается
на человеческий потенциал как основу
организации; ориентирует деятельность
на запросы потребителей; осуществляет
своевременные изменения в
Выделяется пять взаимосвязанных аспектов понятия «стратегия»:
· план;
· ловкий прием;
· принцип поведения;
· позиция;
· перспектива.
Принципы, преимущества и проблемы стратегического менеджмента
Стратегическое управление базируется на следующих принципах.
1. Принцип научности в сочетании с элементами искусства.
2. Принцип учета и согласования внешних и внутренних факторов развития организации.
3. Принцип соответствия стратегии и тактики организации. Тактика - это совокупность краткосрочных управленческих решений, необходимых для реализации стратегии на практике.
4. Принцип гибкости стратегического менеджмента.
5. Принцип организации стратегического контроля и создания необходимых условий для реализации стратегии.
Преимущества стратегического менеджмента.
1. Стратегический менеджмент обеспечивает направленность деятельности организации на осмысление ключевого аспекта деятельности: что организация старается делать и чего добивается.
2. Стратегический менеджмент заставляет менеджеров более четко реагировать на проявляющие во внешней среде перемены, на новые угрозы и возможности.
3. Стратегический менеджмент создает возможность оценивать различные альтернативные варианты капиталовложений и выбирать наиболее эффективные из них.
4. Стратегический менеджмент создает возможность объединить усилия менеджеров разного уровня при разработке стратегии организации.
5. Стратегический менеджмент предполагает не только приспособление к внешней среде, но и активное воздействие на те факторы, которые представляют угрозы для организации.
Проблемы стратегического
1. Стратегический менеджмент не дает точной и детальной картины будущего.
2. Стратегический менеджмент не может быть сведен к набору конкретных четких процедур.
3. Реализация стратегического менеджмента – это достаточно дорогостоящее мероприятие.
4. При стратегическом менеджменте усиливаются негативные последствия ошибок по сравнению с оперативным менеджментом.
5. При стратегическом менеджменте основное внимание часто уделяется разработке стратегии в ущерб процессу её реализации.
Вопрос 2.
Система стратегического менеджмента
Основные элементы стратегического управления:
· анализ внешней и внутренней среды;
· определение миссии и целей организации;
· формирование и выбор стратегии;
· реализация стратегии;
· оценка и контроль выполнения стратегии.
Анализ среды является исходным процессом в стратегическом управлении, так как он создает основу для определения миссии и целей организации, выработки стратегии ее развития. Целью стратегического анализа служит выявление угроз и возможностей внешней среды, а также сильных и слабых сторон организации.
Процесс определения миссии и целей состоит из трех процессов:
· формулирование миссии организации, которая выражает смысл ее существования;
· определение долгосрочных целей;
· определение среднесрочных целей;
· определение краткосрочных целей.
Формулирование и выбор стратегии предполагают формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ.
Реализация стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется путем разработки программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии.
Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе, которого может происходить корректировка предыдущих этапов.
5. Виды стратегического менеджмента
Управление путем выбора стратегических позиций.
Привязка новых стратегий
Управление на основе ранжирования стратегических задач.
Этот вид управления предусматривает ряд шагов:
· постоянное наблюдение за внешней средой;
· выявление опасностей и возможностей;
· оценку важности и срочности возникающих задач;
· подготовку решений и принятие решений с учетом возможных стратегических и тактических последствий;
· обновление списка проблем и их приоритетности.
Управление по слабым сигналам.
Очевидные и конкретные проблемы, выявленные в результате наблюдения, называют сильными сигналами. Другие проблемы, известные по ранним и неточным признакам, принято называть слабыми сигналами. Чем сильнее сигнал, тем меньшим временем располагает предприятие для ответной реакции.
По сильному сигналу предприятие может действовать решительно, например, прекратить дальнейшее наращивание мощностей и переориентироваться на использование их по другому назначению. Ответная реакция на слабый сигнал может быть растянута во времени и усиливаться по мере нарастания сигнала.
Управление в условиях стратегических неожиданностей.
Система чрезвычайных мер при стратегических неожиданностях используется в экстренных ситуациях, когда поставлены новые задачи, не соответствующие прошлому опыту. Эта система предполагает следующие действия:
· использование сети связей для чрезвычайных ситуаций;
· перераспределение обязанностей высшего руководства: контроль и сохранение морального климата; обычная работа с минимальным уровнем срывов; принятие чрезвычайных мер;
· создание групп гибкого реагирования из наиболее опытных специалистов, наделенных необходимыми полномочиями.
Мeнeджep, ocyщecтвляющий cтpaтeгичecкoe yпpaвлeниe, дoлжeн oблaдaть cлeдyющими yмeниями и cпocoбнocтями.
гoтoвнocти peaгиpoвaть нa тeндeнции, вoзникaющиe из дeйcтвия извecтныx фaктopoв в дaннoй oтpacли;
интeллeктa и твopчecтвa, пoзвoляющиx нa ocнoвe yчeтa кoмбинaции извecтныx и нeизвecтныx вeличин пpивoдить кoмпaнию в гoтoвнocть к дeйcтвиям в нeпpeдвидeнныx oбcтoятeльcтвax, нaxoдить вoзмoжнocти для пoвышeния ee кoнкypeнтocпocoбнocти.
Спocoбнocть paзpaбaтывaть cтpaтeгию измeнeний.
Тpaдициoннaя цeль кoммepчecкиx opгaнизaций opиeнтиpoвaнa нa пoлyчeниe мaкcимaльнoй пpибыли в тeчeниe кopoткoгo вpeмeни и ycтpaнeниe pиcкa. Однoй из caмыx тpyдныx зaдaч cтpaтeгичecкoгo yпpaвлeния являeтcя пoиcк мeтoдoв, пoзвoляющиx измepить эффeкт, кoтopый дaeт cпocoбнocть к cтpaтeгичecкoмy yпpaвлeнию, и ycтaнoвить вoзнaгpaждeниe, copaзмepнoe c этим эффeктoм. Этo ocoбeннo вaжнo в oтpacляx c выcoкoй кaпитaлoeмкocтью и пpoдoлжитeльным пepиoдoм oбopoтa кaпитaлa. Здecь для oбнapyжeния peзyльтaтoв тpeбyeтcя знaчитeльнoe вpeмя.
Вопрос 3.
Стратегический анализ внешней среды – выявление и уяснение факторов, находящихся вне сферы постоянного контроля организации, способных создать для нее угрозы и возможности, а также повлиять на ее стратегию.
1. Анализ макроокружения организации с использованием STEP – анализа
Макросреда находится вне
В связи со сложностью макросреды, все силы ее воздействия распределяются по 4 направлениям, анализ которых принято называть PEST - анализом или STEP - анализом:
· P - political - legal - политико-правовые;
· E - economic - экономические
· S - sociocultural - социокультурные;
· T - technological - технологические.
Политико-правовые факторы – это
факторы, которые находятся под
непосредственным контролем и влиянием
со стороны государства. Государство
участвует в следующих
· законодательное и нормативное регулирование;
· экономическая политика (государство регулирует вопросы налогообложения и государственных расходов);
· государственная экономическая деятельность (государство может выступать в качестве собственника или управлять национализированными отраслями);
· международная политика (участие государства в международной торговле, влияние на обменные курсы и т. д.).
Экономические факторы - это факторы, которые связаны с изменениями в макроэкономике и их воздействием на организации. Тесно переплетаются с политико-правовыми факторами.
Регулирование национальной экономики осуществляется с помощью двух инструментов - фискальной политики и кредитно-денежной политики.
Фискальная политика - это регулирование национальной экономики посредством управления доходами и расходами государства.
Кредитно-денежная политика - это регулирование национальной экономики посредством изменения денежного спроса и предложения. Денежное предложение подразумевает совокупное количество денег в экономике, а «цена» денег - это та базовая ставка, которая определяет процентную ставку банков (ставка рефинансирования).
Социокультурные факторы включают в себя социальную культуру и демографию.
Социальная культура - это ценности, отношения, убеждения, которые определяют поступки и поведение людей. Она влияет на потребительское поведение, приоритеты населения, отношение к образованию, социальную ответственность бизнеса.
Демография - это общественная наука, которая занимается изучением размера и состава населения страны. Наиболее важные демографические характеристики: возраст, образование, доход и географическое положение. Количество населения в стране определяет объем человеческих ресурсов и потенциальную мощность ее рынков. Состав населения является показателем, на основании которого определяются объемы отдельных сегментов рынка, а также данные о трудоспособном населении.
Технологические факторы - это факторы, которые отражают изменения, происходящие в товарах и услугах, технологиях, информации и связи, транспорте и распределения.
2. Направления стратегического отраслевого анализа
Отрасль - совокупность предприятий, производящих и распределяющих товары и услуги, заменяющие друг друга.
Основные направления
1. Реальный размер отрасли.
2. Темпы роста отрасли и стадия ее жизненного цикла.
3. Структура и масштабы конкуренции в отрасли. При этом анализе используется модель пяти сил конкуренции.
4. Структура отраслевых издержек. Важная задача отраслевого анализа - выяснить существует ли в отрасли кривая опыта. Она предполагает, что каждый раз, когда объем производства удваивается, затраты на создание единицы продукции уменьшаются на 20%. Кривая опыта, в основном, применима в сфере материального производства.
5. Системы сбыта продукции в отрасли.
6. Основные тенденции развития отрасли в будущем.
7. Ключевые (критические) факторы успеха в отрасли. КФУ - это общие для всех предприятий отрасли управляемые переменные, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции организации в отрасли.
К КФУ относятся:
· факторы, основанные на технологии и производстве;
· факторы, основанные на маркетинге;
· факторы, относящиеся к профессиональным навыкам менеджмента.
8. Общая привлекательность отрасли.
3. Модель пяти сил конкуренции
1. Внутриотраслевая конкуренция и ее интенсивность. Наиболее сильно проявляет себя конкуренция в отраслях, для которых характерны:
· большое число конкурентов;
· однородность выпускаемых товаров;
· наличие барьеров снижения издержек, например, стабильно высокие постоянные затраты;
· зрелость, насыщенность рынков.
2. Новые конкуренты. Их появление в отрасли могут предупредить следующие входные барьеры:
Информация о работе Шпаргапка по "Стратегическому менеджменту"