Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:31, курсовая работа
Предмет исследования – система обучения и развития компании, адаптация сотрудников компании в рамках этой системы.
Цель данной работы – изучение адаптации как одной из современных технологий управления персоналом и его неотъемлемой части.
Ставятся следующие задачи:
Провести теоретический анализ процесса адаптации персонала;
Разобрать системы эффективного управления адаптацией в организации;
Провести теоретический анализ процесса обучения и развития персонала;
Проанализировать деятельность компании;
Изучить существующую в компании «Ernst & Young» систему адаптации персонала.
Цели и задачи управления адаптацией персонала.
Адаптация
работника на производстве, требует
большой организационной
- Ускорение
процесса вхождения в
-Освоение
процессов взаимодействия с
Целью системы адаптации является в основном снижение организации за счет факторов, указанных ниже.8
1. Ускорение
процесса вхождения нового
- Достижение
необходимой эффективности
- Уменьшение
количества возможных ошибок, связанных
с освоением функциональных
2. Сокращение текучести кадров:
- Снижение
количества сотрудников, не
- Уменьшение
количества сотрудников,
3.Формирование
у нового члена коллектива
чувства удовлетворенности
Адаптация проходила бы легче для новичка, если бы коллеги объясняли основные моменты в работе, проявляли понимание, тренировали и постепенно включали в самостоятельную работу, ошибок в его работе становилось меньше, а удовлетворенности собой и работой больше.
Выгодами, получаемыми сотрудником после прохождения адаптации, являются:
- Получение полной информации, требуемой для эффективной работы
- Снижение
уровня неопределенности и
- Повышение удовлетворенности работой и развитие позитивного
отношения к компании в целом.
- Освоение основных норм корпоративной культуры и правил поведения
- Выстраивание
схемы взаимодействия с
- Получение
эффективной обратной связи от
наставника и линейного
Выгодами,
получаемыми компанией с
- Создание
механизма оценки
- Выявление
недостатков существующей в
- Возможность планирования карьеры нового сотрудника на период 1-2 года
- Развитие
управленческих компетенций
- Обоснование кадровых решений в отношении как новичков, так и наставников после окончания адаптационного периода
- Повышение
лояльности сотрудника
Задачами подразделения или специалиста по управлению адаптацией в области организации технологии процесса адаптации, являются:
- Организация семинаров, курсов
по различным вопросам
- Проведение индивидуальных
- Интенсивные краткосрочные
- Специальные курсы подготовки наставников;
- Использование метода
- Выполнение разовых
- Подготовка замены при ротации кадров; проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников;
- Управление проектами по
- Периодический мониторинг
- Участие в проведении
- Эмоциональная поддержка
- Получение обратной связи со
стороны новичка после
1.3 Особенности процесса адаптации.
Для каждой
категории сотрудников (в зависимости
от должности и начального уровня
подготовки) желательно применять свой
набор адаптационных
До начала
адаптации требуется понять уровень
подготовленности новичка, так как
от этого будет завесить индивидуальный
набор адаптационных
Этап 1. На
данном этапе происходит ознакомление
нового сотрудника с компанией, корпоративными
правилами, историей, структурой, трудовым
распорядком, традициями, политиками в
области управления персоналом и
т.д. Оценка уровня подготовленности новичка
необходима для разработки наиболее
эффективной программы
Инструменты, применяемые на первом этапе - вводные тренинги и инструктажи, корпоративная документация.
Этап 2. Вхождение в должность. Второй этап включает ознакомление с функциями и целями подразделения, целями и задачами самого сотрудника, процедурами и правилами, а также установление отношений с коллегами. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом.
Инструментами данного этапа являются: положение о подразделении, должностная инструкция сотрудника, составленный план работы нового сотрудника на первые три месяца, утвержденные регламенты и правила.
Этап 3. Действенная ориентация. На данном этапе у нового сотрудника появляется возможность применить имеющиеся или только что приобретенные знания и получить обратную связь от руководителя или наставника. Этот этап начинается не ранее чем через неделю после выхода сотрудника на работу.
Этап 4. Функционирование.
В любой компании будет полезным
иметь статистику по должностям относительно
средней продолжительности
Смена этапов вызывает трудности, называемые «адаптационные кризисы», поскольку воздействие социальной среды обычно резко возрастает. В результате у работника возникает состояние тревоги, сопротивляемости, стресса, поиска выхода, возникновение потребности в более активном освоении доселе неизвестного.
На каждом из перечисленных этапов необходима продуманная система управления адаптацией.
Участники адаптационного процесса.
В успешном проведении адаптации нового сотрудника заинтересован, прежде всего, работодатель. Ведь правильная адаптация - это вопрос не только комфорта новичка, но и обретения компанией эффективного и лояльного работника. В период испытательного срока у сотрудника складывается устойчивое мнение о компании, которое в дальнейшем будет сложно изменить.
Опыт показывает, что не все работодатели уделяют должное внимание адаптации, отдавая ее на откуп руководителям тех подразделений, в которые приходят новички. Тем не менее, у последних может не оказаться достаточно ресурсов (времени, желания и терпения) для полноценной адаптации не только на уровне бизнес-процессов, но и на уровне корпоративной культуры и взаимоотношений с коллегами.
В некоторых компаниях принято считать, что развитие персонала является исключительной прерогативой сотрудников HR- службы, что в корне неверно.
Идеально, если со стороны компании в адаптации нового сотрудника принимают участие три стороны:
- Наставник
- Непосредственный руководитель
- Служба персонала
На практике участие всех сторон встречается не во всех компаниях. Обычно это обусловлено двумя причинами:
- Отсутствие большого количества новичков, что делает
нецелесообразным участие всех сторон
- Отсутствие
или чрезмерная занятость
И в том и в другом случае функции отсутствующего участника адаптационного процесса распределяются между остальными участниками: например, непосредственный руководитель, кроме своих собственных, может также выполнять функции наставника. Рассмотрим функции каждой из сторон.
Функции службы персонала.
Опыты показывает, что эффективнее всего, когда HR-служба выполняет координирующую роль в процессе адаптации, а именно разрабатывает и внедряет адаптационные инструменты, обучает внутренних клиентов (руководители и наставники) их использованию, а также контролирует исполнение утвержденных процедур.
Здесь кроется одна из причин, по которым во многих компаниях процесс адаптации отсутствует вовсе. Дело в том, что HR-отдел часто жалуется на отсутствие ресурсов для проведения адаптационных мероприятий. Ресурсов действительно не хватает, так как HR-менеджеры пытаются взять на себя дополнительные обязательства, присущие другим участникам процесса, вместо того чтобы выполнять только координирующую функцию. Необходимо делегировать обязанности другим сторонам, обосновывая целесообразность и эффективность этого шага. Соответственно, передавая эти функции, следует обучать участников процесса (например, наставник должен понимать, зачем он выполняет ту или иную задачу и как это нужно делать).
Задачи службы управления персоналом при проведении адаптации:
Лицо, ответственное за координацию адаптации нового сотрудника, определяется прежде всего исходя из структуры службы и распределении обязанностей внутри нее: это может быть менеджер по персоналу, менеджер
по подбору персонала, тренинг-менеджер.10
Функции линейного руководителя.
К функциям линейного руководителя можно отнести следующие:
1. Определение
должностных обязанностей
2. Постановка
целей и задач на период
испытательного срока,
3. Определение
наставника из числа ведущих
специалистов отдела. Следует помнить,
что неправильный выбор
4. Ознакомление
новичка с содержанием
5. Отслеживание
промежуточных результатов.
6. Оценка
выполненных заданий,
7. Принятие решения относительно работы нового сотрудника в компании.
Функции наставника.
Наставничество - процесс обучения, консультирования и оценки новичка более опытным сотрудником. Следует помнить, что наставник (в некоторых компаниях используется термин «куратор») не только помогает новичку адаптироваться в компании, но и развивает собственные управленческие навыки. Это, несомненно дополнительная ответственность, так как успешность адаптации новичка является показателем качества работы самого наставника. Наставничество может быть как дополнением к основным обязанностям специалиста, так и основной деятельностью опытного сотрудника на какое – то время. Ряд компаний вводят специальную должность наставника (тренер, инструктор), который занимается только обучением новичков. Такие позиции обычно включаются в штатное расписание конкретных подразделений, а не службы персонала.