Система финансирования учреждений культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 03:12, курсовая работа

Описание

Цель работы: рассмотреть в теоретическом материале систему финансирования бюджетных учреждений культуры
Задачи:
- дать характеристику функциональной особенности социально-культурной сферы;
- показать влияние государства на социально-культурную сферу;
- определить особенности финансирования социально-культурной сферы;
- определить понятие и выявить сущность государственного (муниципального) задания;
- дать сравнительную характеристику казенных, бюджетных и автономных организаций;
- проанализировать новые условия финансирования бюджетных учреждений;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МЕХАНИЗМЫ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Функциональные особенности социально-культурной сферы ……………5
1.2. Функционирование учреждений культуры в условиях рыночных
отношений……………………………………………………………………..…..7
1.3.Источники финансирования учреждений культуры …………………..….13
ГЛАВА 2. ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАЗНЫХ ТИПОВ
2.1 Государственное (муниципальное) задание: понятие и сущность………..17
2.2. Сравнительная характеристика казенного, бюджетного, и автономного
учреждений ……………………………………………………………………….24
2.2 Основные формы бюджетного финансирования ………………………… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………..33

Работа состоит из  1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

Организация может быть отнесена к коммерческому  типу хозяйствования тогда, когда основной целью ее деятельности является извлечение прибыли в результате производственной деятельности и реализации конкретного  продукта, а социально-культурная составляющая ее деятельности носит вторичный характер и определяется исключительно потребительским спросом на конкретные товары или услуги (туристские организации, ночные клубы, антрепризы, прокатные конторы, художественные галереи и др.).

Организация может быть отнесена к некоммерческому типу хозяйствования в случае, если в ее деятельности доминирующим является содержательный аспект (сохранение художественных ценностей и традиций, эстетическое и нравственное воспитание населения, развитие искусства и других видов культурной деятельности).

Некоммерческий  тип хозяйствования организации  выражается в том, что ее деятельность минимально ориентирована на получение  прибыли, так как предполагает максимальный охват услугами всех слоев населения (в том числе - малоимущих). Основная часть услуг оказывается либо бесплатно, либо на льготной основе. В результате такие организации сами не могут компенсировать свои затраты за счет собственных доходов и в силу социальной значимости оказываемых услуг они либо полностью финансируются, либо софинансируются из регионального или местного бюджетов (архивы, библиотеки, образовательные учреждения, музеи, спортсооружения и др.).

К некоммерческому  типу хозяйствования относятся организации  культуры и искусства, имеющие форму  учреждений. Они являются либо бюджетными, и их деятельность финансируется (софинансируется) из муниципального и регионального бюджетов, либо они являются ведомственными и содержатся за счет средств ведомств. Если такие организации имеют гражданско-правовую форму общественных организаций и фондов, то их содержание обеспечивается за счет частных пожертвований, грантов и прочих источников.

Смешанный тип хозяйствования предполагает, что некоммерческие по своим целям и задачам организации  осуществляют предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие. То есть, по сути, не получают прибыль, а перераспределяют дополнительные средства внутри предприятия. Сегодня таких предприятий социально-культурного сервиса множество. С одной стороны это позволяет бюджетным учреждениям расширить свои финансовые возможности, с другой, такая практика ограничивает конкуренцию на рынке социально-культурных услуг, сдерживая развитие предприятий малого и среднего предпринимательства.

Складывающиеся условия хозяйственной деятельности организации определяют основные принципы хозяйственного механизма, стремящегося сочетать внутренние закономерности с факторами внешней среды, вызывают к жизни особые методы управления, принятия решения, способ производства и реализации своих услуг.

Противоречия  между внутренней и внешней средой находят выход в создании новых  нестандартных организационно-экономических  образований, объединений, холдингов  и т.д.

Таким образом, наличие в сфере культуры учреждений различного типа хозяйствования, многообразных форм собственности, говорит о том, что сфера культуры строится на сочетании бюджетного и внебюджетного финансирования, в ее рамках существуют различные виды деятельности. По своему «коммерческому потенциалу», т.е. возможности существовать в рыночных условиях, организации культуры отличаются существенной неоднородностью. Кроме того, выполнение некоторых закрепленных за ними учредителем/собственником функций, вообще не может быть организовано на рыночных принципах: оно не зависит от спроса или востребованности населением и должно финансироваться по принципу «открытых дверей». И, наконец, организации культуры обеспечивают достижение социально значимых целей, эффекты и результаты которых не могут и не должны измеряться только экономической эффективностью, а выражаются в развитии культуры и общества, творческого потенциала, гарантиях социальной защиты, социальной справедливости и т.д.

 

1.3 Источники финансирования  учреждений культуры

 Статья 7 Конституции России устанавливает, что формирование социального государства является целью нашего общества. Закрепление социально-правового статуса государства позволило гарантировать гражданам целый перечень социальных прав, которые общество или отдельный человек, не могут обеспечить самостоятельно.

Ежегодно на финансовое обеспечение социально-культурных мероприятий направляется 30% доходов  консолидированного бюджета России (7—8% ресурсов федерального бюджета  и 45— 47% бюджетов территорий), в том числе финансирование расходов на культуру . В соответствии с действующими законодательными актами в культурной сфере и прежде всего Законом РФ «Основы законодательства РФ о культуре» (от 9 октября 1992 г. № 3612-1) ежегодно предусматривается направление не менее 2% из федерального бюджета и 6% из территориального бюджетов.

Помимо указанного Закона, нормативная база в сфере  финансового обеспечения культурных мероприятий представлена совокупностью  положений и норм, изложенных в  ГК РФ, федеральными законами «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (от 11 февраля 1995 г. № 135-ФЗ), «О некоммерческих организациях» (от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ), ежегодными законами о бюджетах, постановлениями Государственной Думы и Правительства РФ.

Этими документами  определены принципы финансирования расходов на культуру при сочетании бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности, что вполне соответствует структуре современного рыночного механизма. Этим реализуются принципы доступности всех слоев населения к культурным ценностям и благам.

С этой целью  государство предоставляет учреждениям  культуры дополнительные льготы (особый порядок налогообложения, налоговые  льготы юридическим и физическим лицам, финансирующим культурную сферу, формирования механизма благотворительности и т.д.).

В зависимости  от видов учреждения культуры организуются на государственной, региональной и  частной собственности. Нормативный  порядок финансирования этих учреждений не ограничивает получение ими внебюджетных средств.[9 ]

Возможными  источниками финансирования социокультурных  проектов и программ являются:

1. Государственный бюджет (как федеральный, так и местный).

2. Фонды - некоммерческие организации, имеющие финансовые средства и программу деятельности. Реализация собственных программ осуществляется фондами, как правило, путем выдачи грантов по заявкам различных субъектов культурной жизни - организаций, учреждений, частных лиц, инициативных образований граждан.

3. Коммерческие организации (фирмы, корпорации, банки и др.).

4. Индивидуальные предприниматели (спонсоры, меценаты). Для России спонсорство пока явление новое, применяемое на уровне разовых взносов, финансирования ожидаемых проектов. При разумном подходе спонсорство может являться взаимовыгодным коммерческим соглашением, учитывающим и интересы бизнеса, и тенденции развития культуры.

5. Средства населения (доходы от коммерческих программ, благотворительные пожертвования граждан)

Проблемы современного состояния российской экономики, приводящие к дефицитности бюджетов и инфляционным процессам, оказывают влияние на финансирование учреждений культуры. Методы определения бюджетных ассигнований различаются по типам и видам этих учреждений. При этом средства выделяются в основном учреждениями, не ориентированными на активную коммерческую деятельность.

Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации культуры по перечню, определенному Правительством РФ. В  него включены библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, например, Государственный Эрмитаж, Всероссийская государственная библиотека, Государственный академический Большой театр и др.

В каждом субъекте РФ имеются организации культуры, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.

Из муниципальных  бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений культуры. Финансирование таких объектов может быть свободным и индивидуальным. В зависимости от этого распределяется общий объем бюджетных ресурсов. Бюджет крупного учреждения культуры подразделяется на две части: первая предназначена для финансирования государственных учреждений, вторая - для финансирования программ и мероприятий, для обеспечения деятельности негосударственных организаций и лиц, вносящих вклад в развитие культуры и искусства

В отдельных  регионах устанавливается определенный процент на содержание культурной сферы. Необходимо отметить, что в условиях дефицитности бюджетных ресурсов с  целью повышения эффективности  их использования применяется конкурсное рассмотрение предложений потенциальных исполнителей заказа местных администраций. При этом возможен вариант финансирования программ из разных источников, в том числе при долевом участии. В этом случае бюджетные средства перечисляются исполнителю одной суммой.

При исполнении социально-творческого заказа его финансирование разбивается на две части - основную и конъюнктурную. Основная часть финансируется и не может быть изменена, конъюнктурная представляет собой широкий выбор услуг при возможности их замены. Социально-творческий заказ является формой прямого единовременного бюджетного финансирования дополнительной деятельности по проведению дополнительных мероприятий (работ и услуг) .

Таким образом, при сложившейся ситуации, основным источником финансирования учреждений культуры является бюджет различных уровней, что является государственных гарантий развития культуры и культурной деятельности.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ

2.1 Государственное  (муниципальное) задание: понятие и сущность

На  сегодняшний день бюджетное финансирование в привычном ранее виде  претерпело изменения. В стране  проходит этап бюджетной реформы, являющийся реализацией положений принятого 8 мая 2010 г. Федерального закона № 83-ФЗ "0 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон № 83-ФЗ)

Он вносит существенные изменения в ряд законодательных  актов, регулирующих деятельность некоммерческого сектора, и задает новые правовые и экономические условия работы государственных и муниципальных учреждений. В частности, закон устанавливает новые правила финансирования бюджетных учреждений: с 2011 г. денежные средства (субсидии) им будут выдаваться на выполнение государственного (муниципального) задания. Таким образом, обеспечивается переход на финансирование по государственному заказу, который в полной мере воплощает идеологию бюджетной реформы - государство оплачивает определенный вид услуг, работ, а любой желающий оказать данные услуги или выполнить работы может принять участие в конкурсе и получить заказ.

Полный  переход на финансирование социального сектора по государственному заказу невозможен, поскольку есть такие области социальной работы, где не приходится рассчитывать на наличие участников конкурсов, что означает необходимость сохранения государственных и муниципальных учреждений с обязательностью выполнения ими задания учредителя. Однако в ряде областей переход на государственный заказ позволит участвовать в получении бюджетного финансирования всем юридическим лицам, ведущим соответствующую деятельность, а не только государственным и муниципальным учреждениям, что в большей мере соответствует принципам антимонопольного законодательства [12, С. 6].

Государственное (муниципальное) задание - это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему  (содержанию), условиям, порядку и результатам  оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) [3].

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного и автономного учреждений будет  устанавливать соответствующий  орган, осуществляющий функции и  полномочия учредителя, в соответствии с предусмотренными учредительными документами основными видами деятельности  [13, С. 14]

Переход на финансирование учреждений на основе государственного задания предполагает не только утверждение (уточнение) базового (отраслевого) перечня государственных (муниципальных) услуг, но и определение требований к их качеству, а именно:

- к процессу (технологии) оказания услуг;

- условиям  их оказания;

- оценке  результатов оказания.

Требования  к процессу (технологии) оказания услуг содержатся в образовательных стандартах, программах, административных регламентах и т. д.

  Если они  утверждены нормативным правовым  актом Правительства РФ или министерства, то их в обязательном порядке нужно указывать в базовом (отраслевом) и ведомственном перечнях услуг; если они утверждены нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, то их необходимо указывать только в ведомственном перечне услуг. По решению министерства и (или) федерального органа исполнительной власти в базовом и (или) ведомственном перечне могут также указываться дополнительные требования к качеству услуг [21, С. 12].

Требования к  условиям оказания услуг - это требования к помещениям, оборудованию и т. д. К сожалению, органам управления регионов и муниципалитетов придется подождать, пока они будут разработаны на федеральном уровне. Более того, существует вероятность, что в дальнейшем возникнут проблемы с их финансовым обеспечением, поскольку установление норм и требований на федеральном уровне приведет к росту расходных обязательств субъектов и муниципалитетов.

В любом  случае после вступления в силу Закона № 83-ФЗ потребуется выделение дополнительных средств (и их объем, скорее всего, будет значительным) для учреждений, в которых предоставление услуг не соответствует требованиям. Очевидно, что поступать эти средства должны будут не в рамках выполнения задания, а в качестве инвестиций. В этой связи региональным властям рекомендуется уже сейчас провести оценку имеющихся ресурсов и определить примерный объем необходимых дополнительных финансовых средств.

Информация о работе Система финансирования учреждений культуры