Система хозяйственных связей торговли с промышленностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание

Таким образом в процессе написания курсовой работы мы пришли к следующим выводам:
1. Система хозяйственных связей торговли с промышлен ностью — важнейшая составная часть хозяйственного механизма страны, представляющая собой совокупность форм.
2. Новые условия хозяйствования, связанные с развити ем рыночной экономики, потребовали значительного расширения самостоятельности и равноправия партнеров по Договору, устранения излишней регламентации, повышения роли хозяйственного договора.

Работа состоит из  1 файл

комм.деят (Автосохраненный).docx

— 114.07 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ 

1.РОЛЬ И СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ  СВЯЗЕЙ ТОРГОВЛИ С ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ 

1.1.Сущность и содержание хозяйственных связей торговли с промышленностью, их правовое регулирование.

Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров — широкое понятие. Сюда входят экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складываю щиеся между покупателями и поставщиками в процессе поставок товаров.

Система хозяйственных связей торговли с промышленностью — важнейшая составная часть хозяйственного механизма страны, представляющая собой совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятий, объединений, фирм, отраслей народного хозяйства с потребителями продукции.

Рациональные хозяйственные связи способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции производственного назначения и товаров народного потребления покупателям.

Система хозяйственных связей включает, в частности, участие торговых организаций в разработке промышленными предприятиями (объединениями, фирмами) планов производства товаров посредством представления заявок и заказов; хозяйственные договоры; контроль за соблюдением договорных обязательств; применение экономических санкций; участие в работе товарных бирж и оптовых яр марок; проверку качества (экспертизу) поставляемых

товаров; установление оптимальных финансовых взаимоотношений; применение административно-правовых норм и др

Имеется несколько определений  хозяйственных связей, так В.С Скубяная считала, что хозяйственные связи- необходимое условие деятельности предприятия, т.к. они обеспечивают бесперебойность ведения процесса производства и своевременность отгрузки, реализации товаров, работ, услуг.

С.Н. Виноградова – в  процессе продвижения товаров на рынок торговля выполняет связующие  функции между производством  и потреблением. Возникающие между ними взаимоотношения называются хозяйственными связями.

По словам доктора экономических  наук Ф.П. Панкратова- важнейшая составляющая часть хозяйственного механизма страны, представляет собой совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятий, объединений, фирм, отраслей народного хозяйства с потребителями продукции.

С.И. Гурдская дает определение хозяйственным связям так: хозяйственные связи торговли с промышленностью- отношения между хозяйственными организациями сферы производства и сферы товарного потребления для снабжения населения.

 

При административно-командной  системе управления экономикой организация хозяйственных связей по поставкам товаров подвергалась детальному государственному регулированию и регламентированию. Государственное регулирование хозяйственных взаимоотношений поставщиков и покупателей по поставкам товаров было введено с самого начала развития централизованной административной системы экономики. Однако формы и содержание нормативных документов регулирования поставок товаров на отдельных этапах развития экономики были различны.

До 1959 г. в стране действовали  многочисленные Основные условия поставки отдельных видов товаров. В 1959 г. впервые были утверждены и введены  в действие Единые положения о  поставках товаров народного  потребления и о поставках  продукции производственно-технического назначения, наряду с которыми, однако, действовали и различные Особые условия поставки отдельных видов то варов. В 1969 и 1981 гг. Положения о поставках были пере смотрены с целью большей регламентации условий поставок от поставщиков к покупателям. Положения о поставках, а также особые условия поставок существенно ограничивали инициативу предприятий и организаций, лишая их возможности самостоятельно решать вопросы, связанные с заключением договоров поставки. В Положениях господствовали нормы директивного характера, которые ограничивали выбор партнера, возможности сторон определять в договорах условия, соответствующие конкретной поставке товаров. Особые условия поставки также содержали множество норм, обязательных при заключении и исполнении договоров. Так, ярмарочный комитет на оптовой ярмарке предлагал единый для всех ее участников текст договора. В результате сторонам оставалось мало возможности самим формировать условия договора. В связи с этим договор утрачивал отведенную ему роль основного документа, определяющего права и обязанности сторон с учетом особенностей каждой конкретной поставки.

Утвержденные в 1988 г. Положение о поставках продукции производственно-технического назначения и Положение о поставках товаров народного потребления сделали шаг в сторону развития рыночных отношений в организации хозяйственных связей между поставщиками и покупателями: стороны, заключавшие договор, получили возможность, сообразуясь с конкретными условиями, самостоятельно определять структуру хозяйственных связей, ас сортимент товаров, сроки и порядок доставки, качество товаров, во многих случаях цены и др. Однако по мере перехода к рыночной экономике эти Положения утратили свое обязательное административно-регулирующее значение и стали играть роль вспомогательного, добровольно принятого консультативно-методического документа во взаимоотношениях между поставщиками и покупателями товаров.

Новые условия хозяйствования, связанные с развитием рыночной экономики, потребовали значительного расширения самостоятельности и равноправия партнеров по Договору, устранения излишней регламентации, повыше ния роли хозяйственного договора, перехода от административно-командных методов управления к экономическим, от Централизованного распределения ресурсов к свободной продаже товаров.

В условиях развитой рыночной экономики централизованное регулирование  хозяйственных связей между поставщиками и покупателями уступает место самостоятельному Установлению взаимоотношений между партнерами по договору на базе правовых норм гражданского законодательства. В настоящее время основным нормативно-правовым документом для регулирования коммерческих взаимоотношений по поставкам товаров является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), в котором излагаются общие положения договорного права, включающие понятия и условия договора порядок разрешения преддоговорных споров, порядок изменения и расторжения договора, порядок обеспечения исполнения договорных обязательств и т. д.

Вместе с тем следует отметить, что сфера хозяйственных взаимоотношений между поставщиками и покупателя ми товаров, как и любая коммерческая деятельность, все-таки требует определенного уровня государственного регулирования, в том числе посредством принятия и введения в действие помимо Гражданского кодекса РБ законов, указов, постановлений в области ценообразования, требований к качеству товаров и услуг, пресечения недобросовестной конкуренции или монополистической деятельности, а также установления налоговых льгот, тарифов, стимулирования отечественного производителя товаров, защиты внутреннего рынка от нежелательной или недоброкачествен ной продукции иностранного производства и т. п.

В процессе осуществления  своих функций торговля вступает в хозяйственные   связи   практически   со   всеми   отраслями промышленности и агропромышленного комплекса. Эти контакты являются основой формирования товарного предложения на рынке конкретных потребительских товаров.

Система хозяйственных связей включает участие торговых организаций  и предприятий в разработке планов производства потребительских товаров, используя для этого знания о  закономерностях потребительского спроса и прогнозов его развития в перспективе. В основе связей лежит  договор поставки, строгий контроль за ходом его выполнения и соблюдение договорных обязательств. Четкая организация хозяйственных взаимоотношений способствует оптимальному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, полному обеспечению покупателей всеми необходимыми товарами.

Взаимосвязи между торговлей  и производством могут быть представлены в виде трех сфер взаимоотношений: к первой относятся взаимоотношения, связанные с изучением спроса, составлением и заключением хозяйственных договоров торговли с производством: ко второй можно отнести связи, возникающие в ходе исполнения договоров на поставку товаров; к третьей – взаимоотношения между торговлей и производством, возникающие вследствие продолжения в торговле процессов доработки, хранения товаров. Это – сфера взаимоотношений, связанных с материально-техническим обеспечением торговли.

Для совершенствования товарного  предложения недостаточно обосновать общий объем и ассортимент  поступления товаров на рынок. Существенное значение имеет порядок выполнения обязательств по договорам, и в частности  порядок выполнения поставщиками   обязательств   по   поставке.   Необходимость экономического обоснования порядка поставки товаров в условиях конкурентной  торговли  имеет  особую  важность,  т.к. непосредственно влияет на прибыльность каждого хозяйствующего субъекта.

Все перечисленные объекты  и составляют объект хозяйственных  связей торговли и промышленности. Соответственно субъектами являются хозяйственные  органы предприятия и организации  торговли и промышленности, в чью  компетенцию входит выполнение экономических, организационных и коммерческих задач по организации производства и реализации товаров народного  потребления.

Механизм хозяйственных  связей торговли с промышленностью представляет собой комплекс форм и методов взаимодействия промышленных и торговых предприятий между собой и с другими заинтересованными органами в процессе планирования и управления производством и реализацией товаров народного потребления.

Механизм хозяйственных  связей торговли с промышленностью  имеет сложную структуру. Он состоит  из трех взаимосвязанных частей, которые  образуют целостную систему, каждый элемент которой, выполняя определенные функции, дополняет другие и обеспечивает эффективное функционирование всего  механизма хозяйственных связей:

Организационно- правовой механизм направлен на регламентацию совместной деятельности торговых и промышленных предприятий и организаций по планированию и организации производства и реализации товаров. Основная задача- это обеспечение регулирования  и планомерного развития торговли с производством. Организационно- правовой механизм включает в себя следующие элементы:

    1. Система информационного обеспечения.
    2. Структура управления и система координации производства и реализации товаров.
    3. Формы совместной деятельности на каждом этапе осуществления хозяйственных связей
    4. Правовое регулирование хозяйственных отношений.

Договорной механизм- регулирует отношения между изготовителями.

и оптовыми покупателями товаров в процессе совместной деятельности по формированию и выполнению объемов производства и поставки этих товаров для продажи населению. Он позволяет достичь максимально возможного соответствия объемов производства, ассортимента и качества товаров потребностям рынка и спросу населения.

Договорной механизм включает: порядок определения и учета  в планировании потребностей рынка  и спроса населения на конкретные товары; порядок и формы продажи  товаров и закупки товаров; регламентированные условия заключения и выполнения договоров на поставку; систему мер  по обеспечению надлежащего выполнения договоров на поставку.

Экономический механизм системы хозяйственных связей с производством складывается из экономических рычагов и стимулов повышения эффективности и качества работы всех звеньев торговли и промышленности.

Функционирование данного  механизма призвано обеспечить решение  задач:

    1. Усилить заинтересованность торговых и промышленных организаций в полном удовлетворении потребностей рынка и спроса населения на товары;
    2. Повысить их экономическую ответственность за обоснованность решений, а так же выполнения заданий и договорных обязательств;

Для эффективного управления хозяйственными связями необходимо знать их классификацию:

Структура их может быть простой и сложной.

К простым хозяйственным  связям относится связи, заключенные  непосредственно предприятиями  изготовителями и розничными предприятиями  торговли. Преимущества таких связей в том, что устраняются лишние звенья в цепочке движения ресурсов, ускоряется товарооборот, повышается эффективность воздействия на производителя по вопросам обновления ассортимента продукции, повышения качества.

Сложная структура хозяйственных  связей предполагает участие в них  посредников, число которых может быть различно. Такая структура менее эффективна, снижает оперативность управления процессом доведения продукции до потребителя. Она целесообразна при поставке товаров в количестве минимальных норм отгрузки, когда требуется накопление, подсортировка ассортимента у посредников.

По срокам заключения договоров  различают разовые, кратко- срочные (до одного года) и длительные (более одного года) хозяйственные связи.

Если потребность в  товарах систематическая, то предпочтение следует отдавать длительным связям, они гарантируют большую стабильность, позволяют освободить стороны от ежегодного составления договоров, т.к договор составляется на несколько лет и может быть пролонгирован;  оперативно корректировать ассортимент; сроки поставки и т.д.

Информация о работе Система хозяйственных связей торговли с промышленностью