Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 01:09, курсовая работа
Исходя из вышесказанного, целью курсовой работы является изучение информационного менеджмента на предприятии и исследование информационного менеджмента как процесса управленческой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие информационного менеджмента;
2) Изучить классификацию информационного менеджмента;
3) Исследовать этапы информационного менеджмента;
4) Выделить уровни информационного менеджмента;
5) Изучить на примере состав информационного менеджмента как процесса управленческой деятельности.
Введение
1. Сущность и виды информационного менеджмента
1.1. Понятие и сущность информационного менеджмента
1.1.2. Информационный ресурс как базовая составляющая информационного менеджмента
1.1.3. Информационные системы как базовая компонента информационного менеджмента
1.1.4. Информационные технологии как базовый инструмент информационного менеджмента
1.2. Классификация современного информационного менеджмента
2. Система информационного менеджмента
2.1. Этапы информационного менеджмента
2.2. Уровни обеспечения информационного менеджмента
2.3. Состав информационного менеджмента как процесса
Заключение
Список использованных источников
Оглавление
Введение
1. Сущность и виды информационного менеджмента
1.1. Понятие и сущность информационного менеджмента
1.1.2. Информационный ресурс как базовая составляющая информационного менеджмента
1.1.3. Информационные системы как базовая компонента информационного менеджмента
1.1.4. Информационные технологии как базовый инструмент информационного менеджмента
1.2. Классификация современного информационного менеджмента
2. Система информационного менеджмента
2.1. Этапы информационного менеджмента
2.2. Уровни обеспечения информационного менеджмента
2.3. Состав информационного менеджмента как процесса
Заключение
Список использованных источников
Мировое сообщество переживает настоящую информационную революцию, сравнимую только с такими событиями в жизни человечества, как изобретение новых орудий труда, использование энергии пара и электричества в производственных процессах. Информация, ее создание и использование в невиданных до этого размерах посредством программно-технических средств позволили моделировать и создавать новый «виртуальный» мир как двойник мира реального, последствия которого в жизни людей в настоящее время достаточно трудно оценить.
Современные процессы информатизации, позволяющие предоставлять информацию потребителю, стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности.
Все цели, которые ставит перед собой информационный менеджмент, существовали еще задолго до его возникновения. Все то же самое можно сказать и о задачах и функциях. Так же все входящие компоненты существовали обособленно друг от друга. В итоге многие управленческие решения выполнялись на достаточно низком уровне и довольно медленно, что в наше время очень губительно для современной организации.
Жизнь общества на современном этапе полностью и всецело зависит от степени обладания информацией и умения ее передавать с наименьшими искажениями и потерями.
С точки зрения управления, информацию используют для того, чтобы анализировать и принимать решения. То есть люди, управляющие информацией, зависят от нее, хотя имеют обыкновение думать о ней не больше чем они думают о воздухе, для того чтобы дышать. Ведь нельзя недооценивать роль информации на этапе принятия финансового – управленческого решения.
Информационный материал – основа предпринимательской деятельности.
В коммерции, предпринимательстве информация – это совокупность сведений, дающих возможность деловому человеку ориентироваться в сфере его собственного производства. Для предпринимателя, информация является товаром, а любой товар можно либо купить, либо продать.
Правильно переданная информация поможет руководителю достичь необходимых результатов, а потребителю правильно сориентироваться на рынке товаров. Современно общество сейчас практически находится на пороге полной компьютеризации, что подразумевает собою использование таких каналов как Internet, то есть глобализация информации повсеместно. Технический прогресс вносит существенные изменения, как в каналы распределения, так и в каналы коммуникации. Эти изменения воздействуют на работу СМИ, обеспечивая конкурентные преимущества тем рекламодателям, которые первыми подхватывают и внедряют новые технологии. Из перечисленных факторов можно понять насколько важную роль в нашей жизни играет полноценная информация, а управление тем более.
Исходя из вышесказанного, целью курсовой работы является изучение информационного менеджмента на предприятии и исследование информационного менеджмента как процесса управленческой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие информационного менеджмента;
2) Изучить классификацию информационного менеджмента;
3) Исследовать этапы информационного менеджмента;
4) Выделить уровни информационного менеджмента;
5) Изучить на примере состав информационного менеджмента как процесса управленческой деятельности.
Актуальные информационные ресурсы и правильно спроектированные автоматизированные информационные системы являются сегодня базой для продуктивной работы менеджера любого уровня и во всех предметных областях.
Информационный менеджмент — это процесс предоставления нужной информации в нужном виде и в нужное время; информации, которая выделяется из данных, генерируемых сегодня многочисленными автоматизированными системами — бухгалтерскими, учетными, складскими и др.[1]
Сегодня за словосочетанием информационный менеджмент не стоит четко очерченной предметной области. Термином обозначают широкий спектр сфер деятельности: от технического обслуживания информационных систем до стратегического планирования. Поэтому необходимо ограничить понимание информационного менеджмента двумя значениями:
• управление информацией — информационными потоками и информационными ресурсами, т.е. автоматизированная технология обработки информации в определенной предметной области;
• управление с помощью информации, т.е. управленческая технология, менеджмент в собственном смысле этого слова.[2]
Информационный менеджмент — совокупность методов и средств управления информацией и управление с помощью информации деятельностью предприятия или организации.[3]
Главным элементом информационного менеджмента является информация. Для определения понимания сущности информационного менеджмента необходимо принимать во внимание ряд положений:
информация – это комплексная категория, то есть информация – условие и средство делового общения;
информация – средство доведения до общества сведений об организации;
информация – источник сведений о внешней среде;
информация – товар;
информация представляет собой самостоятельный фактор производства, который лежит в основе процесса принятия управленческого решения.
Информационный менеджмент имеет отношение не просто к информации, а к информационной деятельности организации.
Информационный менеджмент – управление деятельностью по созданию и использованию информации в интересах организации.
Цель информационного менеджмента: обеспечение эффективного развития организации посредством регулирования различных видов её информационной деятельности.
Задачи информационного менеджмента:
1) качественно информационное обеспечение процессов управления в организации;
2) осуществление управления информационными ресурсами;
3) обеспечение управления обработки информации на всех уровнях;
4) обеспечение управления коммуникациями (общение – передача информации от человека к человеку). [4]
В круг задач менеджмента входят также разработка, внедрение, эксплуатация и развитие автоматизированных информационных систем и сетей, обеспечивающих деятельность предприятия (организации), В этих сетях должно быть обеспечено управление информационными ресурсами. Важное значение имеют организация и обеспечение взаимодействия с внешним информационным миром: сетями, базами данных, издательствами, типографиями и т.д.
Информационный менеджмент – технология, компонентами которой являются документная информация, персонал, технические и программные средства обеспечения информационных процессов, а также нормативно установленные процедуры формирования и использования информационных ресурсов.
Под управлением подразумевается не только принятие решения, а весь комплекс управленческих действий.
Информационный менеджмент касается всех функций управления современной организации.[5]
Место и структура информационного менеджмента представлены на рис. 1.
Следует подробнее рассмотреть представленную схему.
1.1.1. Информационное общество как первооснова информационного менеджмента
Информационное общество (Information society) — концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.
Отличительные черты информационного общества:
• увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
• возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
• создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
- эффективное информационное взаимодействие людей;
- их доступ к мировым информационным ресурсам;
-удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.[6]
Целевое направление информационного менеджмента — создание нового информационного общества.
Идея справедливого, гуманного и свободного «информационного общества», естественно, дала название многочисленным правительственным программам информатизации и развития социально-экономических приложений Internet-технологий.[7]
В Российской Федерации объявлена федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002—2010 годы», в соответствии с которой в 2003—2007 гг. в России должно появиться электронное правительство, а в 2007—2008 гг. завершен переход на электронный документооборот федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации и муниципальных образований.
Информатизация — лишь одна из важнейших тенденций общественного развития, сопровождающая переход к новой постиндустриальной, постэкономической цивилизации, связанных и со значительным ростом доходов в большинстве развитых стран мира за последние десятилетия, и с принципиальным увеличением доли лиц, получивших высшее образование. На стыке изменений в коммуникационных технологиях в мотивации человеческой деятельности нашими общими усилиями продолжает формироваться информационное общество текущего XXI в.[8]
Создание нового информационного общества возможно сегодня только на базе технологий информационного менеджмента, включая автоматизированные информационные системы как базовый компонент информационного менеджмента и информационного общества.
Информационный ресурс — организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах (библиотеки, архивы, делопроизводство и т.д.). К ним относятся рукописные, печатные и электронные издания, содержащие нормативную, распорядительную и другую информацию по различным направлениям общественной деятельности (законодательство, политика, социальная сфера и т.д.). Перенесенные на электронные носители информационные ресурсы с помощью средств вычислительной техники и связи приобретают качественно новое состояние, становятся доступными для оперативного воспроизводства необходимой информации и превращаются в важнейший фактор социально-экономического развития общества.
Информационный ресурс — базовая составляющая информационного менеджмента.
Формирование информационных ресурсов и их грамотное системное использование во все большей степени становятся объектом политических и экономических интересов как на национальном, так и на международном уровнях. Такими интересами объясняется глобальная конкуренция за господство на информационном рынке, приведшая к стремительным темпам роста телекоммуникационных систем и информационных технологий. При этом огромные средства выделяются ежегодно на разработку технологий работы с информационными ресурсами. По данным «Financial Times», за 1998 г. в числе 500 крупнейших компаний мира более 20% составляют компании, специализирующиеся в области создания и непосредственного использования информационных ресурсов.[9]
Государство на основе грамотного системного использования информационных ресурсов всех сфер жизнедеятельности обеспечивает:
• поступательное развитие производительных сил общества и высокий уровень жизни граждан;
• национальную безопасность;
• защиту прав и свобод личности.
Формирование и использование информационных ресурсов – одна из ключевых проблем создания единого информационного пространства любого государства.[10]
Весь окружающий нас мир состоит из систем. Это атомы и галактики, молекулы и живой организм, звездные и социальные системы. Такие образования сплошь и рядом встречаются в окружающем мире.
Система — это совокупность взаимосвязанных элементов, то, из чего образованы системы, называется элементом до тех пор, пока имеет какую-либо связь с системой.