Система информационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 01:09, курсовая работа

Описание

Исходя из вышесказанного, целью курсовой работы является изучение информационного менеджмента на предприятии и исследование информационного менеджмента как процесса управленческой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие информационного менеджмента;
2) Изучить классификацию информационного менеджмента;
3) Исследовать этапы информационного менеджмента;
4) Выделить уровни информационного менеджмента;
5) Изучить на примере состав информационного менеджмента как процесса управленческой деятельности.

Содержание

Введение
1. Сущность и виды информационного менеджмента
1.1. Понятие и сущность информационного менеджмента
1.1.2. Информационный ресурс как базовая составляющая информационного менеджмента
1.1.3. Информационные системы как базовая компонента информационного менеджмента
1.1.4. Информационные технологии как базовый инструмент информационного менеджмента
1.2. Классификация современного информационного менеджмента
2. Система информационного менеджмента
2.1. Этапы информационного менеджмента
2.2. Уровни обеспечения информационного менеджмента
2.3. Состав информационного менеджмента как процесса
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовик 3.doc

— 233.50 Кб (Скачать документ)

Выбранные решения долгосрочных задач образуют наборы исходных данных (задания) для оперативного, т.е. наиболее краткосрочного уровня (в сфере обработки информации – это период времени до одного года). Примером может служить одна из задач стратегического ИМ – персонал. Данная задача на оперативном уровне ИМ включает порядок формирования и реализации программ обучения и ротации кадров предприятия для повышения эффективности работы с ИС.[20]

Выше была рассмотрена классификация информационного менеджмента. В соответствии с протяженностью задач управления различают стратегический информационный менеджмент (СИМ) и оперативный информационный менеджмент (ОИМ). Стратегический информационный менеджмент предполагает планомерное определение долгосрочных целей по всем направлениям на срок 3-5 лет. Оперативный информационный менеджмент предполагает определите целей на краткосрочный период (примерно  на период времени до одного года). Оба вида не исключают друг друга, а действуют в связке при реализации целей организации.

 


2.     Система информационного менеджмента

2.1. Этапы информационного менеджмента

Деятельность организации в целом и каждого элемента организации в частности во многом зависит от полноты и достоверности поступаемой информации. Если достоверность информации можно оценить по степени соответствия ее реальному, фактическому положению дел, то полноту информации определить сложнее. Здесь относительным критерием может служить достаточность полученных сведений для принятия решений, выбора линии поведения.[21]

Всю совокупность источников необходимой для планирования и проведения кампании информации обычно делят на две большие группы:

1)     источники первичной информации;

2)     источники вторичной информации.

К источникам первичной информации относят самостоятельно проведенные социологические исследования, необработанные аналитиками документы, результаты собственных наблюдений – все, что является носителем еще не использованной никем информации. Иными словами, первичная информация – это сведения, собранные впервые для конкретной цели.

К источникам вторичной информации относят материалы социологических исследований, статистические данные, отчеты, программы, уже кем-то использованные для собственных целей.[22]

Разумно начинать сбор информации с обращения к вторичным данным. Во-первых, они не требуют больших затрат времени. Во-вторых, у некоторых организаций могут быть такие сведения, которые вам самим просто не получить. В-третьих, взятые для сравнения из некоторых источников вторичные данные помогут получить в итоге более достоверную информацию.

Главный недостаток вторичной информации – она быстро устаревает и далеко не всегда дает именно те сведения, которые вам нужны.

Обращение сначала к вторичной информации часто помогает значительно скорректировать работу в сторону сокращения затрат и времени на поиск первичной информации.

К источникам вторичной информации можно отнести:

      органы власти;

      периодические издания;

      книги и монографии;

      коммерческие исследовательские структуры.

При всех достоинствах вторичной информации без сбора первичных данных практически не обойтись. Ведь они собираются в точном соответствии с целями кампании. Вы получаете конкретный ответ на ваш конкретный вопрос. И только на них может опираться конкретная стратегия.

Основные источники первичной информации:

      наблюдение;

      личный опрос;

      телефонный опрос;

      почтовый опрос;

      прессовый опрос;

      изучение документов, материалов прессы, теле- и радиопередач, программ конкурирующих кандидатов, листовок, воззваний, писем и жалоб населения и т.д.[23]

Именно изучение прессы, теле- и радиопередач, листовок и прочей информации занимает преимущественное место в работе руководителя предприятия. Технический прогресс вносит существенные изменения, как в каналы распределения, так и в каналы коммуникации. Эти изменения воздействуют на работу СМИ, обеспечивая конкурентные преимущества тем рекламодателям, которые первыми подхватывают и внедряют новые технологии. К СМИ относят: телевидение, радио, газеты и журналы. Именно из них руководители получают основной объем информации – об основных тенденциях рынка, о ценах на некоторые товары и прочую экономическую информация, необходимую для решения поставленных перед организацией задач.

Преимущества и недостатки основных СМИ представлены в следующей таблице.

Табл.1 Преимущества и недостатки основных источников информации

СМИ

 

Преимущества

 

Недостатки

1

2

3

Газеты

1)      высокая оперативность;

2)      основной носитель частных рекламы;

3)      быстрые сроки размещения рекламы;

4)      возможность совместной рекламы с розничными продавцами;

5)      высокая надежность информации.

1)      ограниченный охват;

2)      ограниченная целевая направленность;

3)      низкое качество;

4)      читательская аудитория сильно варьируется от раздела к разделу.

Телевидение

1)      настойчивое, привлекающее внимание средство;

2)      убедительная сила;

3)      широкий охват;

4)      высокая частота обращений;

5)      предлагает видео, звукоряд и образы в движении;

6)      наилучшее средство продемонстрировать новый товар, его характеристики.

1)      общение передается массовой, нерасчлененной аудитории;

2)      ограниченное распределение;

3)      высокая себестоимость и эксплуатационные расходы;

4)      перенасыщенность рекламного пространства;

5)      ограничение по объему информации.

Журналы

1)      специфическая целевая направленность, в особенности для промышленных рынков;

2)      впечатление надежности источника, производимое некоторыми журналами;

3)      обеспечивают подробную информацию о новых товарах и возможность рекламы по принципу сравнения;

4)      позволяют проводить директ-маркетинг и распространять рекламные купоны.

1)      необходима высокая заинтересованность аудитории;

2)      долгие сроки размещения рекламы;

3)      для некоторых журналов эксплуатационные расходы на качественную цветную рекламу высоки;

4)      решающее место имеет место размещения рекламы в журнале.

1

2

3

Радио

1)      очень тесный контакт;

2)      может поддерживать телевизионную рекламу;

3)      можно использовать диктора, диск-жокея;

4)      высокая степень целевой направленности рекламы по возрастному показателю и музыкальным вкусам;

5)      низкая себестоимость и эксплутационные расходы;

6)      быстрые сроки размещения рекламы

1)      отсутствие видеоизображения ограничивает процесс изучения и связь с рекламой на месте продажи;

2)      трудно купить рекламное время для передачи сообщения в масштабе всей страны.

Прямая рассылка рекламных материалов по почте

1)      высокая целевая направленность (списочная рассылка);

2)      обращенное к конкретной личности сообщение;

3)      продажа товаров напрямую;

4)      очень важна в промышленном маркетинге.

1)      много лишней почты;

2)      только один контакт с рекламным обращением;

3)      высокие затраты на разработку и рассылку сообщений в расчете на один контакт.

 

Таким образом, важнейшим этапом  информационного менеджмента является сбор информации. Сбор информации осуществляется из первичных и вторичных источников. Наиболее часто используемые источники – это СМИ. Именно из этих первичных источников обычно получают наиболее полную, визуализированную, правда, не всегда достоверную, но основную информацию. Из СМИ руководители предприятия получают основной объем информации – об основных тенденциях рынка, о ценах на некоторые товары, о состоянии финансового рынка, о курсе валют и прочую информацию, необходимую для решения поставленных перед организацией задач.


2.2. Уровни обеспечения информационного менеджмента

 

Так как основным элементом информационного менеджмента является информация, то информационный менеджмент как процесс следует изучать с точки зрения уровней, на которых различными способами обрабатывается и генерируется полученная информация. Таким образом, можно выделить следующие уровни обеспечения информационного менеджмента:

1.      Стратегический менеджмент: используемая информация – внешняя информация, используемая для будущих планов организации;

2.      Менеджмент подразделений:  используемая информация – внешняя и внутренняя информация, необходимая для руководства и контроля деятельности подчиненных единиц внутри организации.[24]

Информация, необходимая для уровня менеджмента подразделений или производственных единиц, касается направляющих и контрольных действий подчиненных единиц в организации.

3.      Совершение сделок и регистрация: собирание данных о множестве индивидуальных действий, совершающихся в повседневной деятельности организации.

Регистрация сделок и операций является основой для генерирования информации внутри организации. В прошлом такая регистрация проводилась на бумагах, в главных книгах, на специальных картах. Как только в большинстве организаций получили распространение компьютеры, объемы накопления такой информации резко возросли.[25]

4.      Операционный менеджмент: используемая информация – внутренняя информация, используемая для планирования, осуществления и контроля повседневной производственной деятельности.

Менеджеры на операционном уровне интересуются ежедневным выполнением различных задач в пределах их сфер ответственности. Они планируют, организуют и контролируют повседневную работу внутри организации.

По мере того как информация обрабатывается, менеджеры сталкиваются или испытывают необходимость в различных типах информации:

Первый тип информации является общим. Общая информация – это та информация, которая возникает случайно или в ответ на неспецифические запросы или поиски. Она отвечает на вопросы типа «Что вы хотите знать?» или «Есть ли что-нибудь интересующее?» Например, когда стратегические менеджеры исследуют окружающую среду, то они это делают для получения общей информации.

Поскольку общая информация является столь широкой, ее трудно определить заранее и сложно поддерживать в компьютерных системах. Общая информация больше используется на стратегическом уровне, чем на операционном. В силу ее определения, общая информация не используется на уровне совершения сделок.

Совершение сделок всецело сосредоточено на втором типе информации: специфической информации, то есть на информации, которая удовлетворяет особым требованиям. Специфическая информация может быть запрошена, когда вы проверяете, какой баланс на вашем контрольном счете в автоматизированной кассовой машине. Специфическая информация может быть и не запрошенной, например, когда вы получаете уведомление, что стоимость пользования вашим телефоном увеличилась.

Третий тип информации – стимулирующая информация. Данный тип информации подобен специфической информации в том, что она слишком специфична. Если специфическая информация просто делает получателя осведомленным в чем- либо, то стимулирующая требует действия. Требуемое действие является почти автоматическим, оно заранее запрограммировано. Стимулирующая информация может быть запрошенной или нет, и стимулированное действие может быть любого типа.

Четвертый тип информации – исключительная информация. Она является подобной стимулирующей в том смысле, что она стимулирует специфический тип действия, и из-за того, что запрашивается общим требованием, когда исключение происходит. Следует отметить, что ни стимулирующая, ни исключительная информация не требует комплексного решения.

Описанные выше четыре типа информации предполагают простой ответ от лиц, которых информируют. Общая и специфическая информация просто сообщает лицу то, что он или она не знали прежде.

Пятый тип информации – контрольная информация, которая необходима для отклонений от плана, причем когда эти коррективы не были заранее предусмотрены. Это качество отличает контрольную информацию от стимулирующей информации.

Шестым типом информации является информация для решения о распределении. Распределительная информация полезна для решений о том, как распределить людей, время, оборудование или деньги в соответствии с проектами. Когда у менеджера имеются данные о двух предполагаемых проектах, он должен решить, как распределить ресурсы, находящиеся в его распоряжении. Здесь он нуждается в данных, позволяющих ему получить информацию об относительных затратах и доходам по этим двум проектам.[26]

Выше были рассмотрены следующие уровни обеспечения информационного менеджмента:  на уровне стратегического менеджмента используется внешняя информация для будущих планов организации. На уровне менеджмента подразделений  используется необходимая для руководства и контроля деятельности подчиненных единиц внутри организации внешняя и внутренняя информация.  Уровень регистрации или совершения сделок и операций является основой для генерирования информации внутри организации. И на последнем уровне операционный менеджмент используется внутренняя информация для планирования, осуществления и контроля повседневной производственной деятельности.

 


2.3. Состав информационного менеджмента как процесса

Во многих организациях, которые существуют сегодня в условиях жесткой конкуренции, плохо налажен процесс управления. Это приводит к тому, что появляются такие традиционные негативные черты менеджмента, как рост бюрократического аппарата (интенсификация бумажно-документного оборота), дробление функций персонала на более мелкие и увеличение кол-ва занятых рутиной работой сотрудников и др.

Не только избавиться от подобных проблем, но и увеличить эффективность управления бизнесом, позволяет процессно-ориентированный подход. Он предполагает выделение и построение бизнес-процессов в соответствии с решаемыми задачами организации. Любая организация традиционно рассматривалась как совокупность организационных структур, отделов, департаментов и т.д. Процессно-ориентированный подход выделяет цепочки бизнес-процессов, под которые подстраиваются организационные структуры и ИТ-поддержка.

Информационный менеджмент – это один из процессов в организации, который существует в рамках жестко заданных ограничений таких как:

      На вход процесса поступает информационная потребность, на выходе – информация, которая предоставляется конечному пользователю;

      Процесс протекает независимо от организационной структуры и функциональных бизнес-задач/операций;

      Процесс управления информацией может также протекать в обратном направлении: от пользователя, вследствие чего выявляется новая потребность, которая до этого не рассматривалась или была невостребованной.[27]

Процесс управления информацией можно представить на диаграмме, которая наиболее полно отображает протекание процесса и добавление качественно нового информационного этапа процесса.


На диаграмме показано, что процесс управления информацией начинается с выявления или поступления информационной потребности заказчика (руководителя). На выходе подпроцесса управления информационной потребностью формируется перечень средств, необходимых для достижения поставленных целей. (Цели формируются на основании анализа потребности). Подпроцесс управления информационной потребностью подразумевает управление средствами подсистемы технического, программного и организационного обеспечения для реализации потребности и запланированного ее удовлетворения на основе автоматизированных средств (компьютеры, телефония и т.д.). Подпроцесс управления информационной потребностью начинается с управления техническими средствами, далее управление программными средствами, затем управление информационной безопасностью.

Информация о работе Система информационного менеджмента