Система информационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 01:09, курсовая работа

Описание

Исходя из вышесказанного, целью курсовой работы является изучение информационного менеджмента на предприятии и исследование информационного менеджмента как процесса управленческой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие информационного менеджмента;
2) Изучить классификацию информационного менеджмента;
3) Исследовать этапы информационного менеджмента;
4) Выделить уровни информационного менеджмента;
5) Изучить на примере состав информационного менеджмента как процесса управленческой деятельности.

Содержание

Введение
1. Сущность и виды информационного менеджмента
1.1. Понятие и сущность информационного менеджмента
1.1.2. Информационный ресурс как базовая составляющая информационного менеджмента
1.1.3. Информационные системы как базовая компонента информационного менеджмента
1.1.4. Информационные технологии как базовый инструмент информационного менеджмента
1.2. Классификация современного информационного менеджмента
2. Система информационного менеджмента
2.1. Этапы информационного менеджмента
2.2. Уровни обеспечения информационного менеджмента
2.3. Состав информационного менеджмента как процесса
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовик 3.doc

— 233.50 Кб (Скачать документ)

Взаимосвязь элементов системы обусловливает ее целостность. Если элемент системы теряет связь с системой, то он превращается в новую систему. Точно так же, как и другая часть системы превращается в новую систему.[11]

Информационная система — организованная совокупность информационных технологий, объектов и отношений между ними, образующая единое целое (СТБ 982-94).

Информационная система (Information System) — система обработки информации в совокупности с относящимися к ней ресурсами организации, такими, как люди, технические и финансовые ресурсы, которая предоставляет и распределяет информацию (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1-99).

Информационные системы – база для продуктивной работы менеджера любого уровня и во всех предметных областях, т.е. базовая компонента информационного менеджмента.

В соответствии с наличием разных направлений деятельности организации, особенностей и уровней структуры различают определенные виды информационных систем. На рис. 3 представлена управленческая пирамида организации, уровни управления (горизонтальные) – стратегический, управленческий, уровень знания и эксплуатационный – и функциональные области (вертикальные): продажа и маркетинг, производство, финансы, бухгалтерский учет и человеческие ресурсы. Для удовлетворения потребностей всех этих организационных уровней и областей существуют соответствующие информационные системы.[12]

Уровни                                                                                                   Группы

Управления                                                                               служащих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Рис. 2 - Управленческая пирамида организации

Организационные уровни обслуживают четыре главных типа информационных систем: системы эксплуатационного уровня, системы уровня знания, системы уровня управления и системы стратегического уровня.

Системы эксплуатационного уровня поддерживают управляющих операциями, следят за элементарными действиями организации, например за продажами, платежами, обналичиванием депозитов, подготовкой платежной ведомости, кредитования и за потоками материалов.

Основная функция этого уровня – давать ответы на обычные вопросы проводить потоки транзакций через организацию, для чего информация должна быть доступна, оперативна и точна.

Системы уровня знания созданы в поддержку работников знания и операторов. Основная функция систем этого уровня – интегрировать новые знания для успешного ведения бизнеса компанией и управлять потоком документов.

Системы уровня управления разработаны для контроля, управления, принятия решений и административных действий менеджеров среднего звена (средних менеджеров). Основная функция системы – своевременно дать ответ, хорошо ли работают объекты? Системы уровня управления обычно оперативно обеспечивают периодические доклады. Например, система управления перемещениями информирует о перемещении личного состава организации, о равномерности работы торгового и финансового отделов, сообщая при этом о превышении фактических издержек над бюджетом.

Системы стратегического уровня есть инструмент помощи руководителям высшего звена и предназначены для подготовки стратегических исследований и длительных трендов, как в самой фирме, так и в ее окружении.

Основная функция системы – приводить в соответствие изменения в условиях эксплуатации существующей организационной возможностью.

Информационные системы можно дифференцировать функционально. Главные функциональные области, такие как продажа и маркетинг, производство, финансы, бухгалтерский учет и человеческие ресурсы, обслуживаются собственными информационными системами.[13]

 

1.1.4.    Информационные технологии как базовый инструмент информационного менеджмента

Информационная технология — совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая прикладные программные средства, и регламентированного порядка их применения.

Информационная технология — совокупность методов, приемов и средств, реализующих информационный процесс в соответствии с заданными требованиями.[14]

Анализ рынка информационных компонентов позволяет распределить перечень информационных технологий на два обширных класса — базовые информационные технологии и прикладные информационные технологии.

Базовые информационные технологии — это технологии, которые реализуются на уровне взаимодействия элементов вычислительных систем.

К этому классу относятся следующие основные системы.

2.      Операционные системы. Технологии управляют непосредственно работой средств вычислительной техники. Для персональных компьютеров на базе универсальных процессоров INTEL — MS DOS, Windows, UNIX-системы и др. Для локальных сетей — сетевые операционные системы Novell, Windows NT и др.

3.      Языки программирования. В развитие классических процедурных языков программирования — Fortran, Cobol, С, Pascal в последние годы появились их объектно-ориентированные расширения с интегрированными средами разработки. В настоящее время в связи с бурным началом использования Internet-технологий все большее использование получает язык Java.

4.      Технологии архитектуры «клиент – сервер». Технологии реализуются в корпоративных системах на основе локальных сетей на основе разделения функций обработки, управления сетью, хранения данных, обеспечения внешних связей и т.д. на специально предназначенных для этого компьютерах (серверах).

5.      Технологии многопроцессорной обработки. Данные технологии на основе специализированных персональных ЭВМ наращивают мощности этих машин (масштабирование) за счет расширения их вычислительной структуры. К этому классу относятся серверы с симметричным мультипроцессированием (SMP-серверы).

6.      Технологии нейровычислений эффективно реализуют определенные виды сложной обработки информации на специально созданных программно-технических устройствах, входящих в состав персональных ЭВМ и работающих по принципам нейронных сетей.

7.      Технологии автоматизированного проектирования (CASE – технологии). Технологии позволяют осуществлять разработку систем информатизации, практически не используя для этих целей языки программирования.

8.      Телекоммуникационные технологии. Технологии дают возможность обеспечить взаимодействие в сетях на основе единых правил.

9.      Базовые технологии Internet. Среди наиболее широко используемых технологий — электронная почта, служба ftp (пересылка файлов), технология формирования информационных серверов на основе гипертекстовых документов (WWW) и др.

10. Intranet – технологии.

11. Технологии обработки текстов. Эти технологии наиболее широко используются и уже позволили наладить во многих организациях электронную подготовку корреспонденции. Они выступают элементами систем электронного документооборота и требуют унификации.

12. Системы управления базами данных. Эти технологии предназначены для хранения и обеспечения эффективного доступа к массивам информации. Для реализации систем различного масштаба применяются СУБД, поддерживающие язык запросов SQL и эффективно реализующие передовые технологии обработки. Наиболее широкое использование получают такие СУБД, как Oracle, SQLServer.

13. Технологии информационных хранилищ.

14. Экспертные системы. Технологии позволяют на основе определенных правил вывода осуществлять анализ информационного описания объектов и вырабатывать на основе этих правил соответствующие заключения. Эти технологии — базовые для систем представления знаний.

15. Геоинформационные технологии (ГИС). Технологии позволяют осуществлять обработку графической информации: карты, планы городов, космо- и аэроснимки, данные дистанционного зондирования земной поверхности, чертежи и т.п.

16. Мультимедиа – технологии и технологии создания виртуальной реальности. Технологии виртуальной реальности дают возможность моделировать в динамике пространственное представление объектов.

17. Технологии цифроаналоговых преобразований. Они позволяют осуществлять преобразования данных из цифрового в аналоговый вид и обратно, что позволяет производить компьютерную обработку получаемой от приборов информации и выдавать соответствующие управляющие решения.

18. Технологии криптозащиты. Эти технологии осуществляют по специальным алгоритмам преобразование информации, которая становится доступной только обладающему соответствующими ключами субъекту. Их разработка и применение должны регламентироваться соответствующими государственными службами.

19. Технологии человеко – машинного интерфейса. Обеспечивают унификацию действий человека при взаимодействии с различными видами вычислительных средств. Предложенные базовые информационные технологии позволяют формировать программно-технические решения по созданию интегрированных систем информатизации субъектов, реализации телекоммуникационной среды, обеспечивающей взаимодействие этих систем.[15]

Прикладные ИТ – это технологии, реализующие типовые процедуры обработки информации в конкретных предметных областях.

Классификация прикладных ИТ:

      по реализации информационных ресурсов;

      в системах массового обслуживания населения;

      в процессах экоинформатизации;

      в сфере организационного управления;

      в сфере интеллектуального потенциала;

      в производственных процессах;

      по поддержке управляющих решений в социальной, политической, экономической сферах и безопасности государства.[16]

Таким образом, информационные технологии позволяют формировать программно-технические решения по созданию автоматизированных информационных систем субъектов, реализации телекоммуникационной среды, обеспечивающей взаимодействие этих систем, и, следовательно, содействуют созданию единого информационного пространства.

Вывод: информационный менеджмент многогранен, но важно помнить, что главным элементом является информация. Менеджмент – означает управление, а, следовательно, информационный менеджмент – это управление информацией. Под управлением подразумевается не только принятие решения, а весь комплекс управленческих действий. Значит, информационный менеджмент – управление деятельностью по созданию и использованию информации в интересах организации. Но так как информационный менеджмент имеет отношение не просто к информации, а к информационной деятельности организации, следовательно, информационный менеджмент – технология, компонентами которой являются документная информация, персонал, технические и программные средства обеспечения информационных процессов, а также нормативно установленные процедуры формирования и использования информационных ресурсов.

 

 

1.2. Классификация современного информационного менеджмента

Управление предприятием включает вопросы организации источников информации, средств передачи, создания баз данных, технологий обработки данных, обеспечение безопасности данных.

В соответствии с протяженностью задач управления различают стратегический информационный менеджмент (СИМ) и оперативный информационный менеджмент (ОИМ).[17]

Понятие «стратегический» в отношении информационного менеджмента предполагает, с одной стороны, планомерное определение долгосрочных целей по всем направлениям (на срок 3-5 лет), с другой стороны – выбор пути достижения поставленной цели и определение набора задач, решение которых ведет к цели. Такие задачи решаются на уровне высшего руководства организации. [18]

Типовыми задачами стратегического ИМ являются задачи управления:

1)     персоналом организации. Именно всем персоналом, так как каждый работник предприятия может быть не только пользователем ИС, но он может создавать и развивать систему;

2)     технологической средой. Сюда включаются вопросы выбора стандартов предприятия для ИС, степень децентрализации, выбор поставщика;

3)     капиталовложениями в технологическую среду ИС (разработка, покупка, аренда, лизинг);

4)     развитием и обслуживанием. Решаются задачи использования типовых решений и внедрения новейших технологий создания подсистем ИС;

5)     планированием и контролем. Это главная задача, которая включает ответ на вопрос - зачем нужна ИС на предприятии? Обычно принимается, что ИС нужна тогда, когда информационная интенсивность технологических процессов на предприятии высока. Это имеет место в банках, биржах, страховых обществах, государственных учреждениях и т.д. Другим направлением планирования является составление плана инвестиций в ИС, который формируется исходя из перспективного плана развития предприятия;

6)     организацией. Внедрение ИС требует существенной перестройки связей внутри организации, вплоть до ликвидации ненужных подразделений и организации новых (компьютерный центр). Этот процесс, как правило, протекает болезненно и требует дополнительных инвестиций в реализацию процессов обучения персонала;

7)     защищенностью информации. Защита от потери данных и их повреждения при разработке, внедрении и эксплуатации ИС. Защита от несанкционированного доступа в вычислительную сеть и к БД предприятия. Защита от отказов и сбоев ИС;

8)     инновациями. ИС является динамической, постоянно развивающейся системой, требующей выбора и предварительной апробацией новых решений перед их внедрением.[19]

Информация о работе Система информационного менеджмента