Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является: изучение процесса контроля качества продукции на предприятии.
Объектом исследования является предприятие ОАО «Хабаровский нефтеперерабатывающий завод».
Предмет исследования: система контроля качества продукции ОАО «Хабаровский нефтеперерабатывающий завод».
Основные задачи исследования:
Исследовать теоретические основы системы контроля в организации;
Провести анализ системы контроля в организации;
Изучить технологии контроля в организации;
Выявить возможные пути совершенствования системы контроля.
Введение
Глава1.Теоретические основы системы контроля в организации
1.1.Сущность и цели контроля
1.2.Формы контроля
1.3.Функция контроля как процесс
Глава2.Анализ системы контроля в организации на примере ОАО «Хабаровский нефтеперерабатывающий завод»
2.1.Общая характеристика организации
2.2.Анализ системы контроля качества менеджмента
2.3.Анализ технологии контроля в организации
Глава3.Предложения по совершенствованию системы контроля
Заключение
Список использованной литературы
Сегодня завод -это комплекс мощностей по переработке 4,35 миллионов тонн нефти в год, позволяющий выпускать автобензин, авиакеросин, дизельное топливо, флотский и топочный мазуты, дорожные, кровельные и строительные нефтебитумы, сжиженный газ пропан-бутан для коммунально-бытового потребления, жидкую углекислоту и сухой лед. Выработанная заводом продукция традиционно поставляется на удовлетворение народно-хозяйственных нужд Хабаровского и Приморского краев, Амурской области и северных регионов страны.
Перспективы развития ОАО «Хабаровский НПЗ» связаны как с дальнейшим совершенствованием существующих технологий переработки нефти, так и с внедрением новых технологий. В настоящее время на заводе реализуется комплексная программа модернизации.
На дальнем Востоке
имеются два
Политика ОАО «Хабаровский НПЗ» в области качества предполагает: удовлетворение запросов потребителей в высококачественной автомобильной техники - высшая цель деятельности предприятия, основа его дальнейшего развития и гарантия сохранения рабочих мест.
Главной задачей каждого сотрудника - от рабочего до генерального директора - является добросовестный труд и производство бездефектной продукции, удовлетворяющей потребителя.
Намеченные цели и задачи достигаются путем постоянного улучшения качества результатов деятельности, что возможно лишь при активном участии в этом каждого работника предприятия.
2.2 Анализ системы контроля качества менеджмента
Повышение требований к качеству продукции, необходимость полного использования сырья при переработке и широкое применение информационных технологий привело к появлению на рынке нового класса автоматизированных систем управления - лабораторных информационных систем ЛИМС (LIMS - Laboratory Information Management System). Системы этого класса предназначены не только для оперативного предоставления лабораторной информации по качеству, но и для управления самим бизнес-процессом контроля качества, что существенно повышает достоверность данных и, как следствие, позволяет повышать эффективность производства.
Требования к повышению качества продукции предприятий диктуются современными рыночными отношениями, вынуждающими предприятия применять наряду с ценовыми методами конкурентной борьбы и такие неценовые методы конкуренции, как повышение качества продукции. Показатели качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, как правило, тесно связаны с количественными показателями производства. Примером взаимозависимости количественных и качественных показателей в производстве может служить известная работникам нефтеперерабатывающей промышленности зависимость количества продуктов нефтепереработки, получаемых на технологических установках (отборов), от качественных показателей этих продуктов. Взаимосвязь количественных и качественных показателей в производстве можно проследить практически для всех промышленных предприятий. Эффективное управление производством требует наличия достоверных данных о количественных и качественных показателях производства. При этом важно, чтобы данные были получены в необходимые сроки, т.к. оперативность получения данных влияет на скорость принятия решений. Достоверность и своевременность получения данных влияет на правильность принятия решений. Все это придает большое значение бизнес-процессу контроля качества продукции. Показатели качества, наряду с количественными показателями производства, используются многими службами предприятия на всех этапах управления производством (планирование, контроль и анализ план-факт) и на всех этапах технологического цикла (входной контроль сырья и материалов, операционный контроль, контроль товарной продукции). В непрерывном производстве эффективным средством предоставления оперативных данных о качестве продукции являются так называемые автоматические потоковые анализаторы, которые осуществляют автоматический отбор проб продуктов и анализ показателей качества. К сожалению, их применение часто ограничено или высокой стоимостью или технологическими трудностями их применения, в связи с чем, наибольшее количество данных о качественных показателях в производстве предоставляют либо автоматические потоковые анализаторы, осуществляющие автоматический отбор проб продуктов и анализ показателей качества, либо в большинстве случаев лаборатории, отделы технического контроля или аналогичные подразделения служб качества предприятий.
Особое место на предприятиях занимают лаборатории контроля окружающей среды. В их функции, как правило, входит контроль выбросов и стоков предприятия. Нарушение данных параметров может привести к серьезным штрафам и финансовым потерям.
Как упоминалось выше,
для лабораторий
Руководителей и главных специалистов предприятия интересуют конечные результаты работы лаборатории - достоверные и оперативные данные о показателях качества продуктов производства. Но, насколько достоверны получаемые данные, и какие факторы влияют на их достоверность и оперативность?
Проанализируем типичный бизнес-процесс контроля качества в лаборатории на примере нефтеперерабатывающего завода, которые действительны для многих других отраслей. Ошибка на любом этапе выполнения бизнес-процесса влияет на достоверность конечного результата. Например, на достоверность результата анализа могут влиять такие факторы, как:
- точность построения градуировочного графика для проведения измерений;
- правильность приготовления образцов или титров растворов для калибровки;
- сроки годности стандартных образцов;
- отсутствие ошибок в маркировке пробы;
- подготовка измерительного
прибора (своевременность
- точное соблюдение
методики выполнения измерений
(МВИ) в соответствии с
- отсутствие ошибок при проведении расчетов и оценке результатов измерений на соответствие НТД;
- отсутствие ошибок
в оформлении результатов
Вероятность ошибки растет с увеличением количества выполняемых действий. Для ведения процесса контроля качества продукции в соответствие с современными требованиями в качестве инструмента автоматизации рекомендуются системы контроля качества продукции последнего поколения ЛИМС (LIMS - Laboratory Information Management System).
Современные промышленные ЛИМС имеют в своем распоряжении расширенный набор выполняемых функций, охватывающий все стороны деятельности заводских лабораторий:
- планирование проведения
испытаний, учет графиков
- контроль подготовительных операций (например, титры, калибровочные графики);
- контроль жизненного цикла образца (пробы);
- управление работой приборов;
- регистрация результатов
измерений, в том числе
- проведение расчетов по результатам измерений и оценка результатов на соответствие НТД;
- распределение работ
среди специалистов
- контроль реагентов и стандартных образцов;
- контроль аттестации персонала и оборудования;
- хранение и предоставление нормативной базы;
- предоставление данных
о качестве службам
- формирование паспортов качества продукции;
- оценка достоверности и точности результатов;
- формирование лабораторной отчетности;
- подтверждение достоверности и точности результатов (ГОСТ Р ИСО 5725-2002).
Отличительной особенностью промышленных ЛИМС является регистрация в системе первичных данных, а не конечные результаты. Конечные результаты рассчитываются самой ЛИМС и контролируются специальными алгоритмами на соответствие нормативам НТД. В частности, ЛИМС автоматически контролирует сходимость результатов измерений при проведении анализов. Благодаря чему возможность искажения результатов анализов в промышленных ЛИМС значительно снижается. Автоматизация практически всех составляющих бизнес-процесса контроля качества позволяет снизить роль «человеческого фактора», повысить достоверность получаемых результатов и эффективность управления бизнес-процессом контроля качества.
ЛИМС осуществляет контроль за следующими объектами:
1. Планы и графики работ. ЛИМС автоматизирует разработку графиков выполнения лабораторных работ и обработку заявок на внеплановые лабораторные работы. Система обеспечивает хранение графиков в базе данных и возможность оперативного внесения изменений в планы. В соответствии с графиками лабораторных работ ЛИМС генерирует задания на отбор проб и проведение анализов.
2. Приборы и оборудование.
В ЛИМС хранятся данные о прибо
3. Персонал. В ЛИМС
реализован контроль
4. Нормативы и расчеты. ЛИМС обеспечивает хранение и оперативный доступ к данным нормативной документации по методикам выполнения испытаний и к нормативным требованиям к качеству продукции. Методики должны быть отражены в системе. В ходе оперативной работы должен осуществляться вызов на просмотр необходимых методик выполнения испытаний и нормативных требований к образцам продуктов (пробам). Для обработки результатов должны быть реализованы алгоритмы вычислений в соответствии с нормативной документацией и контроль результатов испытаний на соответствие нормативам.
5. Стандартные образцы и реагенты. В ЛИМС должна быть реализована поддержка данных о стандартных образцах, калибровочных графиках, учет использования реагентов, привязка данных к методикам испытаний и расчетам.
6. Образцы (пробы) продуктов.
Должна быть обеспечена регистр
7. Отчетность. ЛИМС должна включать в себя программные средства формирования отчетов о деятельности лаборатории и типовых документов лаборатории (протоколы испытаний, лабораторные журналы, паспорта качества продукции и т.п.).
ЛИМС осуществляет взаимодействие со следующими основными системами уровня управления производством (MES):
- Система оптимального планирования;
- Система диспетчерского управления производством;
-Система расчета
- Система учета отгрузок готовой продукции;
- Система анализа план-факт.
Приведенный перечень систем является условным и характерным, для предприятий нефтепереработки. Реально состав систем может оказаться иным в зависимости от отрасли и текущих особенностей предприятия.
В связи с появлением промышленных ЛИМС на рынке программных продуктов, существенно изменилась организация процесса автоматизации лабораторного контроля качества и перечень работ, выполняемых в рамках процесса внедрения.
2.3 Анализ технологии контроля в организации
Для оценки эффективности
системы качества и ее соответствия требованиям СТБ ИСО 9001, а также
для проверки реализации политики каждые
полгода проводится «Анализ системы качества
со стороны руководства» завода на основании
отчета о функционировании системы качества,
подготовку которого осуществляет отдел
качества. Сырье, материалы и комплектующие
изделия, поступающие на предприятие,
хранятся на складах, при этом прослеживаемость
достигается регистрацией их идентификационных
признаков согласно действующей документации.
При прохождении входного контроля сырье
и материалы идентифицируется краской,
либо ярлыком-биркой, комплектующие изделия
- ярлыком-биркой. Продукция, признанная
несоответствующей по результатам входного
контроля, снабжается сопроводительным
листом о браке. Продукция, изготавливаемая
ОАО «Хабаровский НПЗ», проходит контроль
и испытания на всех стадиях технологического
цикла изготовления на соответствие требованиям
нормативной и технической документации.
Порядок контроля качества изготовленной
продукции и методика проведения испытаний
разрабатываются конструкторско-