Система мотиваций предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:19, курсовая работа

Описание

Проблема мотивации персонала довольно широко рассматривается сегодня в научной и публицистической литературе. Однако попытки приспособить классические теории мотивации к современности во многом не систематизированы, что затрудняет практическое использование технологий и методов мотивации. Сложность практической организации системы мотивации персонала определяется так же слабой изученностью особенностей мотивации работников, занятых в отдельных отраслях экономики и видах производства. Хотя ряд трудов посвященных данной тематике опубликовано.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теория мотивации: сущность, основные черты 5
1.1. Основные теории мотивации 5
1.2. Мотивация: Определение, виды, функции. 17
Глава 2. Система мотиваций предпринимателя 24
2.1.Система мотиваций предпринимателя 24
2.2 Потребность достижения (потребность в успехе) как мотивация предпринимателя. 33
Заключение. 38
Список литературы 40

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 131.80 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ИВАНОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра менеджмента

Курсовая работа по дисциплине

«Экономическая теория»

по теме:

«СИСТЕМА МОТИВАЦИЙ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ»

 

Выполнила: 

студентка 1 курса 

специальности «Менеджмент организации»

Гаранина Екатерина Юрьевна

Научный руководитель:

кандидат экономических  наук, доцент

Солдатов Вадим Владимирович

 

            Иваново

2010

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теория мотивации: сущность, основные черты 5

1.1. Основные  теории мотивации 5

1.2. Мотивация:  Определение, виды, функции. 17

Глава 2. Система  мотиваций предпринимателя 24

2.1.Система  мотиваций предпринимателя 24

2.2 Потребность  достижения (потребность в успехе) как мотивация предпринимателя. 33

Заключение. 38

Список литературы 40

 

 

 

 

 

Введение

Данная тема очень актуальна, так как мотивация играет в нашей жизни достаточно важную роль, не говоря уже о ее роли в трудовом процессе.

Исследованием мотивации занимались как основоположники экономической А. Маслоу, Ф. У. Тейлор,  Д. МакКлелланд, , В. Врум, Л. Портер, Э. Лоулер, Ф. Герцберг и др. , так и современные экономисты как Дж. Слокум, Р. Чейз, Дж. Шустер, Б. Кларк, М. Роджерс, Дж. С. Адамс, Л. Берковиц, М. Мескон, Д. Кюн, М. Альберт, В.И. Герчиков, Е. В. Меркулова, А.Я. Кибанов, В. М. Цветаев, В.А. Шаховой, С. А. Шапиро и другие.

В их работах и исследованиях  были разобраны основы мотивации, влияние  ее на трудовую деятельность человека. Так же были выведены основные теории мотиваций которыми на данный момент  мы можем оперировать, разобраны психологические особенности как рабочего, так и предпринимателя и рассмотрены возможности применимости той или иной теории мотиваций как на предпринимателя так и на наемного рабочего. Их работы дают нам огромный простор для анализа темы.

Почему люди работают? Почему одни делают легкую работу и остаются недовольны, а другие делают тяжелую  работу с удовольствием? Что нужно  делать для того, чтобы люди работали лучше и производительнее? Как сделать работу увлекательнее? Что вызывает желание и потребность работать? Эти и многие другие аналогичные вопросы обязательно возникают тогда, когда происходит управление людьми.

Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание  его мотивации. Только зная то, что  движет человеком, что побуждает  его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно  попытаться разработать эффективную  систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей. Об этом я и хочу вести речь в своей курсовой работе.

Для мотивации сотрудников  компании сегодня используют как  финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Между тем, определенной картины  о  соотношении отдельных  аспектов мотивационной  сферы сотрудников  сегодня и наиболее эффективных  методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает.

Проблема  мотивации персонала довольно широко рассматривается сегодня в научной и публицистической литературе. Однако попытки приспособить классические теории мотивации к современности во многом не систематизированы,  что   затрудняет практическое использование технологий и методов мотивации. Сложность практической организации системы мотивации персонала определяется так же слабой изученностью  особенностей мотивации работников, занятых в отдельных отраслях экономики и видах производства. Хотя ряд трудов посвященных данной тематике  опубликовано.

Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная  модель мотивации, так как мотивация  побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей.

Анализируя мотивацию  в предпринимательской деятельности, будем подходить к ней с  позиций мотивации труда, так  как она такая же трудовая деятельность, как и любая другая.

Основная цель моей курсовой работы - изучить систему мотиваций  предпринимателя. Основные задачи –  изучить становление теории мотивации, определить понятие мотивации, ознакомиться с основными терминами и понятиями, связанными с ней, ее разновидности и ее основные функции, а также определить, какие особенности имеет мотивация предпринимателя, и систематизировать эти особенности.

Глава 1. Теория мотивации: сущность, основные черты

1.1. Основные теории мотивации

Мотивация, как один из методов  функции управления персоналом, является составной частью процесса управления.1 Человеческая деятельность всегда обусловлена определенной мотивацией, т.е. каким-то конкретным интересом, удовлетворение которого побуждает индивида к определенным действиям с целью желательного или еще лучше — обязательного его достижения.  Все время, что мы живем, у нас возникают определенные интересы, потребности которые мы стремимся достичь. Поэтому возник интерес к тому, какие же потребности возникают у людей и что мотивирует людей к каким либо действиям и поступкам.

В становлении теории мотиваций  сыграло немало теорий, что конечно  хорошо, поскольку мы можем составить  для себя наиболее общую картину, складывая определенные моменты  из разных теорий воедино, и выявлять их схожесть и различие.

Различные теории мотивации  разделяют на две категории: содержательные и процессуальные.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ  основываются на идентификации тех  внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать  так, а не иначе. В этой связи будут  описаны работы Абрахама Маслоу, Фредерика  Герцберга, Дэвида МакКлелланда.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ  основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории, которые мы будем рассматривать, - это теория ожидания, теория справедливости и  модель мотивации Портера-Лоулера.

Важно понять, что хотя эти  теории и расходятся по ряду вопросов, они не являются взаимоисключающими. Развитие теорий мотивации имело  явно эволюционный, а не революционный  характер. Они эффективно используются в решении ежедневно возникающих  задач побуждения людей к эффективному труду. (2)

Содержательные теории мотивации (теории потребностей).

Иерархия потребностей Абрахама Маслоу.

В своей работе «Мотивация и личность» (1954) Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктивные, и  что они организованы в иерархическую  систему приоритета или доминирования.

Согласно Маслоу, «человеческие  потребности располагаются в  виде иерархии. Иными словами, появлению  одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Человек — это животное, постоянно  испытывающее те или иные желания. Маслоу определяет пять наборов целей, которые  он именует базовыми потребностями. К ним он относит: физиологические  нужды, потребность в безопасности, Социальные потребности, потребность в удовлетворении чувства собственного достоинства и, наконец, потребность в самоактуализации. Иерархическая природа этих потребностей или целей означает, что «доминантная цель монополизирует сознание и определенным образом стимулирует и организует различные способности организма, потребные для ее достижения. Менее насущные потребности минимизируются, или даже забываются, или отрицаются» Основанием этой иерархии Маслоу считает физиологические потребности и, прежде всего, потребность в пище. Если физиологические нужды будут удовлетворены, то, по мысли Маслоу, возникнут новые потребности, в данном случае, потребности безопасности.  Маслоу иллюстрирует свою мысль о потребности в безопасности, рассматривая желание защищенности у ребенка и поведение взрослых невротиков или почти невротиков, которые во многих случаях ведут себя так же, как и ребенок, не ощущающий себя в безопасности.

Если и физиологические  нужды, и потребность в безопасности удовлетворяются в достаточной  мере, то, по Маслоу, возникает потребность  в любви, привязанности и в  ощущении собственной принадлежности к некоей общности людей, и весь цикл, описанный применительно к физиологическим  потребностям и потребности в  безопасности, повторяется.

В отличие от потребности  в безопасности и физиологических  потребностей, потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной группе людей удовлетворить  в современном обществе гораздо  труднее. Как указывает Маслоу, «невозможность удовлетворения этих потребностей обычно является причиной всевозможных расстройств  и более серьезных психических  патологий»

И вновь при достаточном  удовлетворении этих потребностей возникают  нужды иного рода. Маслоу пишет:

Все люди в нашем обществе (за исключением патологических случаев) имеют потребность в стабильной, основательной (и обычно высокой) самооценке, в самоуважении или в чувстве  собственного достоинства, которое  должно подкрепляться уважительным отношением со стороны других людей. Под основательностью самоуважения мы понимаем чувство, которое вызывают некие реальные достижения и соответственное  уважительное отношение окружающих…  Удовлетворение потребности в самоуважении приводит к появлению чувства уверенности в себе, достоинства, ощущения собственной силы, дееспособности, полезности и необходимости в этом мире. Невозможность же удовлетворения этих потребностей имеет следствием появление чувства собственной неполноценности, слабости и беспомощности.3

 Последней и высшей  стадией в иерархии потребностей  Маслоу считал самореализацию, самоактуализацию. Если физиологические нужды и  потребности в безопасности, социальные  потребности и потребности в уважении будут удовлетворены в достаточной степени, «мы вправе ожидать, что у человека возникнет (это происходит не всегда) новая потребность, если только он уже не делает того, к чему, как ему кажется, он призван. Музыкант должен творить музыку, художник — писать картины, поэт — писать стихи, в противном случае они не будут чувствовать себя счастливыми людьми. Человек должен стать тем, кем он может стать. Эту потребность мы называем самоактуализацией… она состоит в желании все более и более становиться тем, кто вы есть, становиться всем тем, что определяется вашей способностью к становлению».  Маслоу с готовностью соглашается с тем, что эта потребность может сильно меняться от человека к человеку. Он вновь подчеркивает, что предпосылкой возникновения потребности в самоактуализации является удовлетворение потребностей физиологических, в безопасности, социальных потребностей и потребностей в уважении.(4)

 

 

Теория  мотивации Фредерика  Герцберга.

Двухфакторная теория мотивации  — психологическая теория мотивации, созданная в конце 1950-х годов  Фредериком Герцбергом. Согласно этой теории, на рабочем месте, наряду с  определёнными факторами, которые  вызывают удовлетворение от работы, в  то же время, существует отдельный набор  факторов, который вызывает неудовлетворённость  от работы.5

Теория базируется на потребностях человека. По его просьбе 200 инженеров  и бухгалтеров одной крупной  фирмы описали ситуации, когда  их работа приносила им особое удовлетворение и когда она особенно им не нравилась. В результате экспериментов, Герцберг пришёл к выводу, что существуют две основные категории факторов оценки степени удовлетворённости  от выполненной работы, факторы, удерживающие на работе и факторы, мотивирующие к  работе.

Эта  теория появилась  в связи с растущей необходимостью выяснить  влияние материальных  и  нематериальных  факторов на  мотивацию человека.                                                         

6Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе

 

Гигиенические факторы

Мотивация

Политика фирмы и администрации

Успех

Условия работы

Продвижение по службе

Заработок

Признание и одобрение  результата

Межличностные отношения

Высокая степень ответственности

Степень непосредственного  контроля за работой

Возможность творческого  и делового роста


 

Первая группа  факторов (гигиенические факторы) связана  с самовыражением  личности, ее  внутренними потребностями, а также с окружающей средой,  в которой осуществляется сама работа. Вторая  группа факторов  мотивации связана с характером  и сущностью самой работы. Руководитель  здесь должен помнить о    необходимости обобщения содержательной части работы.                                                   

Гигиенические  факторы  Ф.  Герцберга,  как видно, соответствуют  физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем.                         

Разница  в  рассмотренных  теориях  следующая:  по мнению А.  Маслоу,  после  мотивации  рабочий обязательно начинает лучше работать, по мнению Ф. Герцберга, рабочий  начнет лучше работать только после того, как решит, что  мотивация неадекватна.

Теория Давида МакКлелланда.

Другой моделью мотивации, делавшей основной упор на потребности  высших уровней, была теория Давида МакКлелланда. Он считал, что людям присущи три  потребности: власти, успеха и причастности.

Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры  Маслоу потребность власти попадает куда-то между потребностями в  уважении и самовыражении. Люди с  потребностью власти чаще всего проявляют  себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся  отстаивать первоначальные позиции. Зачастую они хорошие ораторы и требуют  к себе повышенного внимания со стороны  других. Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку  оно дает много возможностей проявить и реализовать ее. Лица с высокими показателями потребности во власти более чувствительны к стимулам, связанным с темой власти, чем к нейтральным стимулам.

Информация о работе Система мотиваций предпринимателя