Система мотиваций предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:19, курсовая работа

Описание

Проблема мотивации персонала довольно широко рассматривается сегодня в научной и публицистической литературе. Однако попытки приспособить классические теории мотивации к современности во многом не систематизированы, что затрудняет практическое использование технологий и методов мотивации. Сложность практической организации системы мотивации персонала определяется так же слабой изученностью особенностей мотивации работников, занятых в отдельных отраслях экономики и видах производства. Хотя ряд трудов посвященных данной тематике опубликовано.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теория мотивации: сущность, основные черты 5
1.1. Основные теории мотивации 5
1.2. Мотивация: Определение, виды, функции. 17
Глава 2. Система мотиваций предпринимателя 24
2.1.Система мотиваций предпринимателя 24
2.2 Потребность достижения (потребность в успехе) как мотивация предпринимателя. 33
Заключение. 38
Список литературы 40

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 131.80 Кб (Скачать документ)

Большая увлеченность предпринимателя  своим делом позволяет некоторым  западным специалистам утверждать, что  предпринимательство не просто профессия  или род деятельности, а особый образ жизни24.

Как говорилось ранее, предпринимательская  деятельность рассматривается как  любая другая трудовая деятельность. Поэтому предприниматель с одной  стороны рассматривается как  владелец имущества, и как человек, стремящийся извлечь из своей  деятельности максимальную прибыль.

Но также Предприниматель  имеет штат рабочих, для которых он является руководителем, и это уже другая сторона его деятельности.

Следовательно, деятельность предпринимателя мотивируется так  же с двух различных позиций.

Перечислим основные показатели, которые в той или иной степени  характеризуют экономические интересы конкретных предпринимателей независимо от того, какую организационно-правовую форму бизнеса они представляют:

• размер оплаты труда;

• величина валового дохода предприятия;

• величина балансовой и  чистой прибыли предприятия;

• величина предпринимательского пакета и дивидендов по акциям;

• риск производства и реализации продукции;

• окупаемость инвестиций в создание нового дела;

• длительность производственного  цикла;

• финансовое состояние  предприятия;

• рыночная стоимость предприятия  и его ликвидность.

Представленный перечень показателей составлен с точки  зрения комплексности экономических  интересов и не отражает их иерархической  приоритетности, ибо для каждого конкретного дела значимость отдельных показателей для предпринимателей может существенно меняться.(25)

Показатель размер оплаты труда, думается, не нуждается в каком-либо объяснении, ибо текущая личная доходность предпринимателя имеет для него исключительно важное значение. И  чем выше эта доходность, тем при  прочих равных условиях выше интерес  предпринимателя в данном бизнесе  и выше мотивация по созданию его  дела.

Величина валового дохода предприятия — показатель, незаслуженно обойденный вниманием и теорией  и практикой бизнеса. А между  тем для некоторых форм предпринимательской  деятельности (для частных семейных предприятий и предприятий коллективно-долевой  собственности) он имеет чрезвычайно  важное значение. Величина его исчисляется  как разность между выручкой предприятия  и затратами материально-энергетических ресурсов предприятия. Из оставшейся части  предприниматель выплачивает налоги и другие обязательные платежи, а  остальное распределяется им по собственному усмотрению (например, на инвестиции, на приобретение свободно конвертируемой валюты). Нет необходимости доказывать, что рост валового дохода — мощный стимул предпринимательской деятельности. Показатели величина балансовой и чистой прибыли предприятия характеризуют  возможности развития и расширения бизнеса, отражают его стабильность, устойчивость, определяют рентабельность производственной деятельности, доходность акций и т.п.

Величина предпринимательского пакета и дивиденды по акциям для  многих предпринимательских структур — один из самых важных показателей, ибо он определяет возможность влиять на управленческие решения в данном предпринимательском деле, отражает в этих решениях личные материальные интересы, характеризует доход предпринимателя по итогам хозяйственного года.

Такой показатель, как риск производства и реализации продукции  не требует подтверждения как  очень значимый для предпринимателя. Высокий риск — это постоянная забота о своем деле, постоянное напряжение в сфере управления бизнесом, весьма значительные затраты на страхование  деятельности. Не каждый предприниматель  возьмется за рискованный бизнес в силу не слишком большой его  привлекательности. Но зато если бизнес не очень рискован, мотивация создания и ведения такого предпринимательского дела очень велика. Интерес со стороны  инвесторов и компаньонов к такому бизнесу не имеет ограничений.

Окупаемость инвестиций в  создание нового дела — достаточно важный синтетический показатель эффективности  вложений в бизнес. Он определяется, во-первых, величиной вложений в  создание нового дела и, во-вторых, величиной  ежегодной прибыли от его функционирования. Очень важно при этом обеспечить низкую потребность в инвестициях  на создание нового дела и высокую  ежегодную прибыль. Тогда такой  бизнес будет обладать высочайшей мотивацией его создания.26

Длительность производственного  цикла — показатель, недооцененный  предпринимательскими структурами. Практически  на его величину просто не обращается никакого внимания. Это вызывает сожаление, ибо часто (причем в период сильной  инфляции национальной валюты) его  действие носит разрушительный характер. Чем больше длительность производственного  цикла, тем выше потребность в  оборотных средствах на ведение  предпринимательского дела, тем сильнее  они обесцениваются при высоких  темпах инфляции. Следует иметь в  виду, что этот показатель в особых случаях требует самого серьезного внимания, ибо он может оказаться  наиболее мотивированным при организации нового предпринимательского дела.

Показатель финансовое состояние  предприятия — на самом деле не один, а система показателей, которые  все вместе характеризуют текущее  положение предприятия: устойчивость бизнеса, его доходность, вероятность  банкротства и др. Все это можно  заранее предвидеть при организации  нового предпринимательского дела. Нет  необходимости доказывать высокую  мотивационную значимость системы  таких показателей.

Показатель мотивации  предпринимательства — это рыночная стоимость предприятия и его  ликвидность. Жизнь очень часто  непредсказуема и, бывает, иногда даже против своей воли, предприниматель  вынужден расставаться со своим делом, пытаясь его продать. И здесь  немаловажную роль играет рыночная стоимость  предприятия, возможность его быстрой  ликвидации.

Предприниматель, зная о  том, насколько ликвиден его бизнес, чувствует себя увереннее, надежнее, и эта особенность позволяет  ему спокойно вести текущую деятельность, положительно оценивая свой ликвидационный капитал. И если настанет время ликвидировать  свое предпринимательское дело, то он спокойно реализует его на рынке, получив соответствующую сумму. Такое спокойствие многого стоит  в бизнесе, и мотивационная составляющая играет при этом значительную роль.

Оценивая положительно всю  совокупность мотивационных факторов, предприниматель может спокойно открывать свое дело, успех ему  будет обеспечен. Однако такой стопроцентной  удачи трудно ожидать, поэтому приходится тщательно взвешивать все составляющие экономики бизнеса, его положительные  и отрицательные стороны; оценивать, насколько будут удовлетворены  мотивационные ожидания. (27)

 

Но кроме этих положений  на мотивацию предпринимателя также  влияют не столько экономические, сколько внутренние факторы. Например потребность в самоуважении, в самоактуализации или самовыражении

Потребность в самоуважении. К этой группе потребностей относятся профессиональная компетентность, самостоятельность в принятии решений, потребность в получении признания от окружающих за свою деятельность и ощущение полезности своей деятельности в коллективе или в обществе. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, сотрудничестве и т.д. формируют социальную структуру личности(28)

Потребность в самоактуализации или самовыражении. Факторы мотивации, составляющие эту потребность, свойственны предпринимателю, как личности, осуществляющей предпринимательскую деятельность. Действительно, работа, т.е. сама предпринимательская деятельность, является основным и наиважнейшим делом жизни предпринимателя, т.к. она создана им самим и является его детищем. Стараясь получить максимальную прибыль и завоевать лидирующее положение на своем сегменте рынка, предприниматель вкладывает в свою работу все свои способности, знания, умение, профессиональный опыт. Это же относится и к максимальной вовлеченности в процесс труда. Само же получение желаемых благ и является самовыражением через труд.(

Еще одной содержательной теорией мотивации является теория приобретенных потребностей или  потребностей высшего порядка Д. МакКлеланда. Эта теория как бы дополняет  потребность в самовыражении, описанную  А. Маслоу. Ее основные постулаты -это  потребности во власти, успехе и  причастности к кому-либо или чему-либо. Рассмотрим эти потребности применительно к предпринимательской деятельности и личности предпринимателя.

 Власть нужна предпринимателю  как руководителю коллектива  для обеспечения производительного  и эффективного труда, приносящего  ему прибыль. Можно также говорить  об экономической власти или  точнее о влиянии, которое предприниматель  хочет оказывать на своих клиентов  на занимаемом им сегменте  рынка.

Следующая составляющая данной теории — потребность в успехе. Эта потребность удовлетворяется  не провозглашением успеха человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. Предприниматель  естественно заинтересован в  том, чтобы процесс возглавляемой  им деятельности дошел до успешного  завершения, а наградой ему будет, во-первых, полученная прибыль, во-вторых, занятое его предприятием лидирующее положение в отрасли и, наконец, сам результат, внутреннее вознаграждение, которое дает сама работа.

Потребность в причастности. Мотивация на основании этой потребности  схожа с мотивацией в социальной потребности теории А. Маслоу. Люди с развитой потребностью в причастности могут быть привлечены к таким  видам трудовой деятельности, которые  будут давать им обширные возможности  для социального общения. Здесь  предприниматель выступает как  руководитель коллектива таких людей, заинтересованный в их производительном труде, поэтому он должен сохранять  атмосферу, не ограничивающую межличностные  отношения и контакты. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени  и периодически собирая таких  людей определенной группой, например, для обсуждения какой-либо задачи, стоящей  перед организацией. Кроме того, он причастен к своему бизнесу, к  своей фирме, которую он создал, и  которую окружающие естественно  олицетворяют с его именем. Если его бизнес развивается успешно и приносит пользу обществу, то этот успех справедливо разделяет и сам предприниматель. (29)

Предпринимательская деятельность такая же трудовая деятельность, как  и любая другая, хотя для менталитета  большинства российского народонаселения  это еще до конца неясно. Поэтому, анализируя мотивацию в предпринимательской  деятельности, будем подходить к  ней с позиций мотивации труда.

Предприниматель— деловой  человек, предприниматель, антрепренер, лицо, занимающееся собственным бизнесом, имеющее свое дело в целях получения прибыли или иной выгоды.

«Идеальному» предпринимателю  свойственна способность реалистично  оценивать ситуацию, свои возможности  и притязания, и идти при этом  смелый, но разумный риск.

На мотивацию предпринимателя  влияют как экономические(размер оплаты труда; величина валового дохода предприятия; величина балансовой и чистой прибыли  предприятия; величина предпринимательского пакета и дивидендов по акциям; риск производства и реализации продукции; окупаемость инвестиций в создание нового дела; длительность производственного  цикла; финансовое состояние предприятия; рыночная стоимость предприятия и его ликвидность) , так и внутренние факторы(потребность в самоуважении, в самоактуализации или самовыражении).

 

 

2.2 Потребность достижения (потребность в успехе) как мотивация предпринимателя.

Итак, рассмотрим одну из наиболее значительных потребностей человека, потребность, которая часто побуждает  людей к совершению той или  иной деятельности - потребность в достижении, или в успехе, как мотивацию предпринимательской деятельности.

Успех — удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели.30 В современном толковании успешным считается человек, достигший высокого положения в социальных структурах или определенного финансового достатка. В обучающих процессах данное слово приобрело название — «успеваемость», и в смысловом толковании помимо временных характеристик отражает и качество процессов.

Еще одно толкование заключается  в том, что понятие успеха состоит  из 2-х составляющих - это "усердие" и "удача". Следовательно, чем усерднее человек стремится к достижению той или иной цели, тем в меньшей  степени его успех зависит  от случая.

Западные, а особенно американские, теории мотивации признают в качестве главного стремления человека тягу к  успеху. Успех — это удача в  достижении какой-либо цели, общественное признание, хорошие результаты в  работе. И предприниматель, «предпринимая» какое-либо «предприятие», рассчитывает на его успех. Современные отечественные  социологи отмечают сложность этого  явления и многообразие условий  успеха предпринимательства. Он может  быть достигнут вследствие действия одного или нескольких факторов, обстоятельств, причин и быть результатом достаточно разных форм поведения. На достижение предпринимательского успеха могут  повлиять:

  • простое везение (оказался случайно в нужное время в нужном месте и при этом сумел не упустить шанс);
  • активный поиск «того самого выигрышного варианта» с использованием метода проб и ошибок;
  • компетентный расчет различных комбинаций и выбор оптимального варианта на основе теоретических изысканий;
  • получение и использование в благоприятное время конфиденциальной информации или ресурса другого вида;
  • использование собственных уникальных способностей, опыта, компетентности в качестве товара, дающего доход.(31)

Потребность достижения проявляется  в стремлении человека достигать  стоящие перед ним цели более  эффективно, чем он это делал ранее. Люди с высоким уровнем потребности  достижения предпочитают самостоятельно ставить свои цели. При этом они  обычно выбирают умеренно сложные цели и задачи, исходя из того, чего они  могут достичь и что они  могут сделать. Люди с выраженной потребностью достижения склонны делать умеренно рискованные решения и  ожидают немедленной обратной связи  от осуществленных ими действий и  принятых решений. Им нравится принимать решения и отвечать за решение задачи, они одержимы теми задачами, которые решают, и легко берут на себя персональную ответственность.

Информация о работе Система мотиваций предпринимателя