Система мотиваций предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:19, курсовая работа

Описание

Проблема мотивации персонала довольно широко рассматривается сегодня в научной и публицистической литературе. Однако попытки приспособить классические теории мотивации к современности во многом не систематизированы, что затрудняет практическое использование технологий и методов мотивации. Сложность практической организации системы мотивации персонала определяется так же слабой изученностью особенностей мотивации работников, занятых в отдельных отраслях экономики и видах производства. Хотя ряд трудов посвященных данной тематике опубликовано.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теория мотивации: сущность, основные черты 5
1.1. Основные теории мотивации 5
1.2. Мотивация: Определение, виды, функции. 17
Глава 2. Система мотиваций предпринимателя 24
2.1.Система мотиваций предпринимателя 24
2.2 Потребность достижения (потребность в успехе) как мотивация предпринимателя. 33
Заключение. 38
Список литературы 40

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 131.80 Кб (Скачать документ)

Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника». 

Также различают:

  • индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза (голод, жажда, избегание боли, стремление к температурному оптимуму и т. д.)
  • групповые (забота о потомстве поиск места в групповой иерархии поддержание присущей данному виду структуры сообщества и т. п)
  • познавательные (исследовательское поведение игровая деятельность)(15)

 

Для того, чтобы разбирать  данный вопрос, необходимо дать несколько  основных определений, которыми мы будем  оперировать.

Потребности — это то, что возникает и находится  внутри человека, что достаточно общее  для разных людей, но в то же время  имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, это то, от чего человек стремится  освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и «требует» своего устранения. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняются. Если потребность устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.

Мотив16  -  это то, что вызывает определенные  действия человека. Мотив находится “внутри”  человека,  имеет “персональный”  характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку  факторов,  а также от  действия других,  возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только  побуждает человека  к действию, но и определяет,  что надо  сделать и  как будет  осуществлено это действие. В  частности если  мотив вызывает  действия по устранению потребности то  у различных людей эти действия  могут быть совершенно отличны, даже если они испытывают одинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию - человек может воздействовать на  свои  мотивы,  приглушая их  действие  или   даже  устраняя их  из своей мотивационной совокупности.                                    

Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а  их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени  их воздействия на поведение человека. Поэтому мотивационная структура человека может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий. Мотивационная структура человека обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.

Мотивирование — это процесс  воздействия на человека с целью  побуждения его к определенным действиям  путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень  большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.

Выделяют два типа мотивирования:

Первый тип состоит  в том, что путем внешних воздействий  на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают  человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего  субъекта результату.

Второй тип мотивирования  своей основной задачей имеет  формирование определенной мотивационной  структуры человека.

Первый и второй типы мотивирования  не следует противопоставлять, так  как в современной практике управления прогрессивно управляемые организации  стремятся сочетать оба эти типа мотивирования.

Стимулы выполняют роль рычагов  воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать  отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые  возможности и многое другое, что  может быть предложено человеку в  компенсацию за его действия или, что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует  на многие стимулы не обязательно  сознательно. На отдельные стимулы  его реакция даже может не поддаваться  сознательному контролю. Процесс  использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование.17

Функция мотивации заключается  в том, что она оказывает влияние  на трудовой коллектив организации  в форме побудительных мотивов  к эффективному труду, общественного  воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Данные формы  воздействия активизируют работу субъектов  управления, повышают эффективность  всей системы управления организацией.

Сущность мотивации заключается  в том, чтобы, ориентируясь на систему  потребностей работников, обеспечить полное и эффективное использование  их трудового потенциала для скорейшего достижения целей организации.

Изменить отношение людей  к труду в законодательном  порядке нельзя, так как это  длительный эволюционный процесс, но его  можно ускорить, если трезво оценивать  конкретную ситуацию и учитывать  причины, ее породившие.

Руководители всегда осознают, что необходимо побуждать людей  работать на организацию, но при этом считают, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. В некоторых случаях такая  политика бывает успешной, хотя по существу она не верна.

Люди, трудящиеся в современных  организациях, обычно гораздо более  образованны и обеспечены, чем  в прошлом, поэтому мотивы их трудовой деятельности более сложны и трудны для воздействия. Не существует единого  рецепта выработки механизма  эффективной мотивации работников к труду. Эффективность мотивации, как и другие проблемы в управленческой деятельности, всегда связаны с конкретной ситуацией. Мотивация делает поведение человека целенаправленным. Цель здесь – это то, что может привести к ликвидации испытываемого человеком состояния нужды в чем-либо. Достижение цели приводит к уменьшению или исчезновению напряжения. Достижение цели восстанавливает физиологическое и психологическое равновесие. Прием пищи удовлетворяет голод, встреча с друзьями способствуют восполнению дефицита в общении. Целями в этих случаях являются пища и получение признания от других людей. (18)

Основными функциями мотивации  являются:

•  побуждение к действию,

•  направление деятельности,

•  контроль и поддержание  поведения.

Побуждение к действию. Мотивы - это то, что заставляет человека действовать или является стимулом к действию. В этом смысле человек, активно действующий для достижения определенной цели, которая позволит ему удовлетворить какую-либо потребность, будет рассматриваться как мотивированный, а пассивный, равнодушный или  бездействующий - как немотивированный или обладающий низкой мотивацией.

Направление деятельности. Люди постоянно принимают решения  о том, как они будут достигать  своих целей. Например, голодный человек  может сделать выбор между  тем, чтобы пообедать дома, на работе или перекусить на улице. Человек, испытывающий чувство одиночества, может выбирать между разными друзьями или разными  компаниями. Работник, стремящийся  произвести благоприятное впечатление  на своего руководителя, также может  выбирать разные варианты: работать особенно усердно над важной задачей, оказать  руководителю какую-то услугу или польстить  ему. Все эти действия имеют нечто  общее – они представляют собой  некоторые выборы, которые направляют усилия человека на достижение определенной цели, позволяющей удовлетворить  соответствующую потребность.

Контроль и поддержание  поведения, направленного на достижение цели, выражается в определенной настойчивости  в достижении этой цели. Мотивация  делает человека пристрастным, заинтересованным. Так человек, поведение которого определяется денежной мотивацией, стремящийся  к зарабатыванию денег, в разных ситуациях и при разных обстоятельствах  будет действовать в соответствии с этой доминантой. Поставленные перед  ним задачи или открывающиеся  возможности он будет рассматривать  преимущественно с точки зрения возможности зарабатывания денег.19

Существует множество  различных определений мотивации. В общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки.

Разделяют несколько видов  мотивации:

Внешняя и внутренняя, Положительная и  Отрицательная мотивация, Устойчивая и неустойчивая мотивация.

Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника». Также различают: Индивидуальные мотивации,  групповые  и познавательные.

Основными функциями мотивации  являются: побуждение к действию, направление  деятельности,   контроль и поддержание  поведения.

Сущность мотивации заключается  в том, чтобы, ориентируясь на систему  потребностей работников, обеспечить полное и эффективное использование  их трудового потенциала для скорейшего достижения целей организации.

 

 

 

Глава 2. Система мотиваций предпринимателя

 

2.1.Система  мотиваций предпринимателя

Ни одна из существующих мотивационных теорий не может комплексно объяснить все потребности и  мотивы поведения человека в процессе его деятельности.

Предпринимательская деятельность такая же трудовая деятельность, как  и любая другая, хотя для менталитета  большинства российского народонаселения  это еще до конца неясно. Поэтому, анализируя мотивацию в предпринимательской  деятельности, будем подходить к  ней с позиций мотивации труда. Предпринимательская деятельность связана в первую очередь с  личностью самого предпринимателя (индивидуума), тогда как, говоря о  мотивации трудовой деятельности, мы обычно изучаем потребности и  поведение целой группы людей (коллектива организации). Но в то же время следует  обратить внимание, что психологический  аспект мотивации труда рассматривается  с точки зрения поведения определенных психологических типов личности в процессе труда, поэтому здесь  также проявляются сугубо индивидуальные особенности конкретного человека, что особенно важно при рассмотрении предпринимательских способностей, присущих каждой конкретной личности предпринимателя в отдельности.(20

В этой главе идет речь о  мотивации предпринимателя. Следует  разделять представления о предпринимателе. Здесь мы будем рассматривать  основные направления мотивации  человека, который организует производство, и управляет персоналом, а не мотивации  человека занимающегося спекуляциями и перекупом. Это следует понимать, так как мотивируют их совершенно разные факторы.

У первых мотивом является собственная творческая деятельность, развитие своих способностей, и получение, в дальнейшем, более качественных результатов своей деятельности, в то время как у вторых основным мотивом является быстрое получение богатства.

Для истинного предпринимателя  всегда ведущей потребностью является потребность в самореализации и  самоусовершенствовании, реализация собственного потенциала. Этим подлинный предприниматель  отличается от человека, единственным стремлением которого является лишь обогащение, а также от мелкого  бизнесмена, для которого предпринимательство  — лишь способ поддержания определенного  уровня существования. В предпринимательство идут люди, обладающие высокоразвитой потребностью в достижениях, но если у них нет объективной возможности ее реализовать, она начинает постепенно угасать.

Для понимания системы  мотиваций предпринимателя следует  определить, что же такое предпринимательство и кто такой предприниматель.

 Предпринимательская деятельность – это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода. Предприниматель использует в производстве новейшую технику и технологию, по-новому организует труд, иначе руководит, что приводит к снижению индивидуальных затрат производства, на базе которых устанавливается цена. Предприниматель максимально эффективно налаживает маркетинговую деятельность. Он лучше других определяет рынок, на котором выгоднее всего закупить средства производства, точнее "угадывает", на какой продукт, в какое время и на каком сегменте рынка окажется наибольший платежеспособный спрос. В результате он получает больше прибыли, чем обычные бизнесмены. К тому же предприниматель постоянно рискует. Он не избегает риска, как это обычно делается, а идет на него сознательно, чтобы получить больший доход, чем другие - своеобразную компенсацию за этот риск.21

Предприниматель, (также  бизнесмен, бизнесвумен, бизнесперсона) — деловой человек, предприниматель, антрепренер, лицо, занимающееся собственным  бизнесом, имеющее свое дело в целях  получения прибыли или иной выгоды.22

В современном значении предприниматель  — человек, осуществляющий предпринимательскую  деятельность.

«Идеальному» предпринимателю  свойственна способность реалистично  оценивать ситуацию, свои возможности  и притязания, и идти при этом  смелый, но разумный риск.

Современный преуспевающий  предприниматель ориентируется, прежде всего, на собственный анализ и оценку информации, мало подвержен конформистским влияниям, способен преодолеть узкоконъюнктурные оценки, стремится прогнозировать развитие событий. Он обладает обычно хорошим природным интеллектом, который дополняется высоким уровнем профессионализма, а нередко и широкой эрудицией. Необходимой чертой предпринимательского мышления является творческий характер, стремление к инновациям, умелое использование конструктивных идей. Это позволяет избегать стереотипных, стандартных решений и находить выходы из ситуаций неопределенности.23

Информация о работе Система мотиваций предпринимателя