Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:19, курсовая работа
Проблема мотивации персонала довольно широко рассматривается сегодня в научной и публицистической литературе. Однако попытки приспособить классические теории мотивации к современности во многом не систематизированы, что затрудняет практическое использование технологий и методов мотивации. Сложность практической организации системы мотивации персонала определяется так же слабой изученностью особенностей мотивации работников, занятых в отдельных отраслях экономики и видах производства. Хотя ряд трудов посвященных данной тематике опубликовано.
Введение 3
Глава 1. Теория мотивации: сущность, основные черты 5
1.1. Основные теории мотивации 5
1.2. Мотивация: Определение, виды, функции. 17
Глава 2. Система мотиваций предпринимателя 24
2.1.Система мотиваций предпринимателя 24
2.2 Потребность достижения (потребность в успехе) как мотивация предпринимателя. 33
Заключение. 38
Список литературы 40
Исходя из вышеперечисленных характеристик, можно сказать, что члены организации, имеющие высокую потребность достижения, готовы браться за работу, несущую в себе элементы вызова, что позволяет им самостоятельно ставить цели. Однако при этом им очень трудно заниматься той работой, у которой нет ясного и ощутимого результата, наступающего достаточно быстро. Они могут с энтузиазмом и все время заниматься решением задачи, но при этом им постоянно нужно получать результат. Важно отметить, что качество результата, а также качество их работы не обязательно являются наивысшими. Люди с данной потребностью много и охотно работают, но не очень любят делиться работой с другими. Совместно полученный результат их устраивает гораздо меньше, чем если бы они сами этот результат получили в одиночку.
Стремление к достижению делает людей успешными в решении стоящих перед ними задач. Успешный предприниматель должен иметь высокий уровень потребности достижения. Однако зачастую именно люди с высокой потребностью достижения не достигают высших уровней в управленческой иерархии, так как на верхних управленческих уровнях требуется принимать более рискованные решения и ставить более высокие цели, чем на это готовы пойти люди с высоким уровнем потребности достижения. Поэтому вполне однозначно можно сказать, что для людей, занимающихся предпринимательской деятельностью индивидуального типа, желательно иметь высокую потребность достижения. Если же человек работает в большой организации, высокая потребность достижения может создавать много проблем и ему, и окружающим его сослуживцам.32
Толчком к деятельности в равной степени могут стать:
При первом типе мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха.
При втором же типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий — вот что определяет его деятельность. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха.
Предприниматели, умеренно сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация предпринимателя к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску.
Человек, ориентированный на достижение успеха, обычно желает автономии и готов нести ответственность за результаты своей работы. Он стремится регулярно получать информацию о «взятых им рубежах», хочет знать о конкретных результатах своей работы, отличается большей организованностью, способностью предвидеть и планировать свои действия. Такие люди стремятся ставить реально достижимые цели, избегать необоснованного риска. Они получают удовлетворение не столько от награды за проделанный труд, сколько от самого процесса работы, особенно от ее успешного завершения.
Потребность в успехе подвержена развитию, что можно использовать для повышения эффективности работы. Люди, ориентированные на успех, чаще других добиваются его.
Таким образом, данная потребность является очень важным аспектом предпринимательской деятельности, и также весьма сильным мотивирующим фактором.
Одна из наиболее значительных потребностей человека, потребность, которая часто побуждает людей к совершению той или иной деятельности - потребность в достижении, или в успехе.
Успех — удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели. Понятие успеха состоит из 2-х составляющих - это "усердие" и "удача". Следовательно, чем усерднее человек стремится к достижению той или иной цели, тем в меньшей степени его успех зависит от случая. Западные, а особенно американские, теории мотивации признают в качестве главного стремления человека тягу к успеху.
Стремление к достижению делает людей успешными в решении стоящих перед ними задач. Успешный предприниматель должен иметь высокий уровень потребности достижения.
Толчком к деятельности в равной степени могут стать:
Предприниматели, умеренно сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация предпринимателя к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску.
Потребность в успехе подвержена развитию, что можно использовать для повышения эффективности работы. Люди, ориентированные на успех, чаще других добиваются его.
Исследователями основных теорий мотиваций, которыми мы пользуемся, и с помощью которых мы анализируем ситуации в стране и в мире по сей день, являлись такие экономисты как Абрахама Маслоу, Фредерик Герцберг, Дэвид МакКлелланд, В. Врум, Л. Портер, Ф. У. Тейлор и другие.
Но ни одна из существующих мотивационных теорий не может комплексно объяснить все потребности и мотивы поведения человека в процессе его деятельности.
Теории мотивации делятся на две группы:
Существует множество различных определений мотивации, а так же существую различные ее виды. Такие, например, как Внешняя мотивация и Внутренняя мотивация, Положительная и отрицательная мотивация, Устойчивая и неустойчивая мотивация, моральная и организационная, биологическая и социальная.
Функция мотивации заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив организации в форме побудительных мотивов к эффективному труду.
Деятельность предпринимателя является такой же трудовой деятельностью. Но она связана в первую очередь с личностью самого предпринимателя (индивидуума), тогда как, говоря о мотивации трудовой деятельности, мы обычно изучаем потребности и поведение целой группы людей.
Поэтому мотивацию предпринимателя можно рассматривать двояко. Сам предприниматель является собственником ресурсов и стремится получить максимальную выгоду, но также на него работают люди, которые помогают обеспечивать эту выгоду, поэтому его необходимо мотивировать и как руководителя. Разбирая мотивационную сферу предпринимателя, я, в основном, опиралась на содержательные теории Мак-Клелланда и Маслоу, которые, в свою очередь, во многом перекликаются между собой.
В качестве главного стремления человека выделяют тягу к успеху. Успех — это удача в достижении какой-либо цели, общественное признание, хорошие результаты в работе. И предприниматель, «предпринимая» какое-либо «предприятие», рассчитывает на его успех. Стремление к достижению делает людей успешными в решении стоящих перед ними задач.
Вполне однозначно можно сказать, что для людей, занимающихся предпринимательской деятельностью индивидуального типа, желательно иметь высокую потребность достижения.
Вывод: Мотивационная сфера личности предпринимателя отличается сложностью и многогранностью.
Мотивация деятельности предпринимателя является очень важной задачей, от нее зависит как доходы каждого вовлеченного в производства, так и состояние экономики в целом. Мотивирование предпринимателя приводит к увеличению его энтузиазма и творческих порывов, чего и не хватает в современной экономике.
Активный и творчески
подходящий к своей работе предприниматель,
можно сказать, залог хорошего и
процветающего состояния в
Поэтому данная проблема весьма актуальна, и ее рассмотрение и анализ очень полезен.
1 Г.Десслер Управление персоналом М «БИНОМ» 1997г.
2 Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. (1997). Основы менеджмента. М. "Дело".
3 Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999
4 Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации. 1-е издание, 2001 год «Питер»
6 Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ.М.: Экономика, 1989, с 188
7Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. (1997). Основы менеджмента. М. "Дело".
8 Врум В. Труд и мотивация. - М., 1964. «Дело»
9 Виханский, О. С., Наумов, А. И. (2006). Менеджмент. Москва: "Экономистъ".
10 Lyman W. Porter and Edward E. Lawler, Managerial Attitudes and Performance (Homewood, III: Irwin, 1968)
11 Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. (1997). Основы менеджмента. М. "Дело".
12 А.А.Радугин Основы менеджмента М «Центр» 1998 стр. 286
13 Г.Десслер Управление персоналом М «БИНОМ» 1997г. стр. 14
14 Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. М.: Дело, 2000. С. 108.
15
http://ru.wikipedia.org/wiki/
16 Глухов В.В. Основы менеджмента. - С.П.: “Спец. литература”, 1995, с. 77
17 Виханский О. С, Наумов А. И., 2005 «Экономистъ», 2005 стр.144-147
18
Российский бухгалтер © (2006-2007)( http://www.rosbuh.ru/article.
19 Современные персонал-технологии.- М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2001. 6. М.И. Магура, М.Б. Курбатова
20 http://www.pragmatist.ru/
© 2008—2010 «Энциклопедия менеджмента»
21 Г.Л. Багиев, А.Н. Асаул, Организация предпринимательской деятельности. Гл.1 п.1.1
22 Словарь «Борисов А. Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.»
23 Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпринимателя. Психологический журнал. – 1990. Т. 19 - №1, с.167.
24 Рощин С. К. «Психология успешного предпринимательства в США». Психологический журнал.– 1993. Т.14 - №5. с. 100 – 101.
25 Ю.В. Богатин, В.А. Швандар. Экономическое управление бизнесом
Мотивация предпринимательской деятельности
26 Ю.В. Богатин, В.А. Швандар. Экономическое управление бизнесом
Мотивация предпринимательской деятельности
27 Ю.В. Богатин, В.А. Швандар. Экономическое управление бизнесом
Мотивация предпринимательской деятельности
28 http://www.pragmatist.ru/
29 http://www.pragmatist.ru/
30 Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: Альфа-Принт, 2007. С. - 1205.
31 Емельянов В. М. Психологические особенности российского предпринимателя.( COPYRIGHT 2006 © Элитариум — Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru).)
32 Виханский, О. С, Наумов, А. И. Менеджмент— 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006.