Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 04:35, курсовая работа
В современных условиях все больше экономистов, аналитиков и практических работников приходят к выводу о том, что наиболее актуальной задачей хозяйственной деятельности следует считать выявление критических проблем и поиск их оптимального решения.
Потребности в решении возникают лишь только при наличии проблемы, которая в общем, виде характеризуется двумя состояниями – задаваемым (желаемым) и фактическим (прогнозируемым). Рассогласование между этими двумя состояниями предполагает необходимость выработки управленческого решения и контроля за его выполнением. Именно решение является продуктом труда руководителя. Этот продукт является весьма специфическим.
Введение.....................................................................................................................................
3
1 Теоретические и правовые основы управленческих решений в государственных и муниципальных органах
1.1 Понятие, сущность и классификация управленческих решений в государственных и муниципальных органах.....................................................................................................
5
1.2 Особенности процесса принятия управленческих решений.........................................
10
1.3 Особенности документационного и информационного обеспечения управленческого решения......................................................................................................
13
2 Проект мероприятий по технологии и реализации управленческих решений по оптимизации кадровой работы в деятельности муниципального унитарного предприятия «Ремжилсервис»
2.1 Общая характеристика предприятия, организационная структура управления.........
18
2.2 Анализ кадровой работы предприятия............................................................................
20
2.3 Разработка проекта управленческих решений по повышению эффективности кадровой работы предприятия...............................................................................................
24
2.4 Построение сетевого графика по реализации проектных управленческих решений по совершенствованию кадровой работы предприятия......................................................
27
Заключение ...............................................................................................................................
30
Список использованных источников..................………
Данная классификация
выражает системную характеристику
всего комплекса
Управленческая деятельность в любой организации основана на переработке данных и производстве исходящей информации. Это предполагает наличие технологии преобразования исходных данных в результативную информацию о принятых решениях. Такие технологии применяются в процессе разработки, реализации, а также документооформления разного рода государственных решений.
Система контроля исполнения документов, в которых содержатся государственно-управленческие решения, может включать: автоматизированный учет, проверку исполнения на местах, анализ оперативной деятельности подразделений, выработку рекомендаций и принятие мер для устранения причин, снижающих эффективность управления, и др. Цель такого контроля - содействие своевременному и качественному исполнению решений, обеспечение получения аналитической информации, необходимой для оценки управленческой деятельности государственного аппарата, госорганов, структурных подразделений, конкретных госслужащих.
Эффективность управленческих решений в немалой степени зависит от правильного использования всего многообразия их видов и формального выражения. Оптимальное сочетание различных видов решений и соответствующих им форм способствует лучшей организации государственной власти, совершенствованию ее управленческих связей в воздействии на внешнюю среду.
1.2 Особенности
процесса принятия
В процедуре принятия управленческих решений в органах местного самоуправления выделяют три этапа:
- подготовку,
- принятие,
- выполнение решений.
Этап подготовки управленческого решения начинается с выявления проблемы, а заканчивается формированием проекта нормативного акта и предоставлением его административному органу или должностному лицу, с которым согласовывается процедура принятия решений или который непосредственно участвует в принятии решений. Таким образом, на этапе планирования, кроме работы над содержанием изменений, необходимо проектировать и согласовывать форму представления принимаемого решения. При этом необходимо иметь в виду соблюдение принципов своевременности, цикличности и законности.
Принцип своевременности означает, что процесс планирования должен предусматривать форму представления, время и последовательность действий для проектирования и согласования принимаемых решений.
Принцип цикличности предполагает учитывать при планировании не только естественную цикличность самого процесса принятия решений, но также даты и периоды отчетности и сроки предоставления документов, обусловленные существующей системой документооборота в системе государственного управления.
Принцип законности означает обязательность проверки на непротиворечивость и согласование принятого решения с ранее принятыми законами и другими нормативными актами. При этом необходимо осуществлять проверку проекта решения на внешнюю межсистемную согласованность (органов государственной власти между собой в соответствии с их местом в процессе государственного и общественного управления), на внешнюю внутрисистемную согласованность (государственных органов одного и того же министерства или ведомства), на внутреннюю согласованность (различных решений одного и того же государственного органа), что также должно быть отражено в плане и учитываться в процессе принятия решений.
Второй этап процесса оформления, представления и согласования проекта принимаемого решения состоит из семи этапов, как-то:
Этот процесс, его этапы и их состав могут модифицироваться в зависимости от ветви власти, уровня власти и органа власти.
Спецификой третьего этапа (этапа выполнения решения) в процессе государственного и местного управления является воплощение содержания решения - решение проблемы в организационном отношении и построение организации управления так, чтобы решение каждой проблемы имело свой полномочный адрес для реализации и могло быть внедрено на основе распределения функций, полномочий и ответственности.
Решение проблемы на этапе реализации находится в области эффективности государственного управления с волевым воздействием управляющих на управляемых.
Выполнение управленческих решений выражается в организаторской деятельности по модификации аппарата управления, форм его внутренних отношений и взаимодействия с внешней социальной средой. На этом этапе важны мониторинг и контроль за выполнением управленческих решений. Здесь также имеется две стадии:
Выделяют государственный управленческий контроль и негосударственный управленческий контроль. Виды управленческого контроля разделяют по субъектам управления, по времени проведения, по характеру, по методам, по содержанию, по форме.
Таким образом, принятие решений в системе местного самоуправления связано с решением системы задач принятия решений с согласованием форм представлений этих решений в ограничениях, налагаемых нормативно-правовой системой и системой государственного или местного управления
1.3 Особенности документационного и информационного обеспечения управленческого решения
Существует значительное число форм подготовки управленческого решения: акт, бюллетень, декларация, закон, инструкция, контракт, норма, норматив, план, положение и другие формы.
К формам реализации управленческого решения относятся: выписка, деловая беседа, информационное письмо, методика, отчет и другие формы
При формировании данных документов необходимо отразить следующие положения[15, с.80]:
1. Комплексность документа, т.е. рассмотрение в нем технических, экологических, эргономических, экономических, правовых, организационных и других вопросов в их взаимосвязи.
2. Степень соответствия документа международным требованиям по экологичности, безопасности, взаимозаменяемости, патентной чистоте, правовой защите и другим вопросам.
3. Степень использования мировых достижений и гармонизации документа с мировыми системами.
4. Количество примененных при разработке документа современных методов (функционально-стоимостный анализ, моделирование, прогнозирование, оптимизация и др.).
5. Экономическая обоснованность управленческих решений.
6. Повторяемость документа, его перспективность, масштаб применения.
7. Степень апробированности документа в научных кругах, федеральных и региональных органах управления, на практике;
9. Имидж организации и квалификация разработчиков решения.
10. Органы, согласовавшие и утвердившие документ;
11. Степень соблюдения стандартов на оформление документа, однозначность понятий, четкость, доступность изложения, наглядность.
Одним из условий качественного оформления управленческого решения в соответствующем документе является строгое соблюдения государственных стандартов Российской Федерации.
Документы, отражающие УР, изготавливаются на бумаге или в электрон-ном виде. Обычно используется книжный формат А4 (210х297 мм), А5 (148х210 мм) и редко - A3 (297х420 мм), а также альбомный формат (297х210 мм). Поля документов: верхнее - 25 мм, нижнее - 25 мм, левое – 25-30 мм, правое – 10 - 15 мм.
Текст большинства документов, как правило, должен состоять из двух основных частей: констатирующей и распорядительной.
В констатирующей части содержится обоснование, причины, цели и задачи, которые инициировали разработку документа. Констатирующая часть завершается словами: «приказываю», «постановляю», «довожу до сведения» и т.д.
Распорядительная часть текста документа содержит перечень конкретных мероприятий, направленных на разрешение соответствующих проблем.
При составлении документов необходимо:
- вводить элементы эмоционального воздействия на пользователя;
- обеспечивать краткость изложения;
- рационально сочетать текст и иллюстративный материал - графики, таблицы и формулы;
- указывать срок жизненного цикла документа.
- идентифицировать документ.
- обеспечивать соответствие документа организационной структуре, в которой он обрабатывается.
- обеспечивать доходчивость излагаемого материала.
Информационное обеспечение - одно из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы менеджмента.
Основные требования к качеству информации:
-своевременность;
-достоверность;
-достаточность;
-надежность;
- адресность;
- правовая корректность;
- многократность использования;
- высокая скорость сбора, обработки и передачи;
- возможность кодирования;
- актуальность.
Информация классифицируется по следующим признакам:
1. По объекту - показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и др.
2. По принадлежности к подсистеме системы менеджмента -информация по целевой подсистеме, научному обоснованию системы, экономике менеджмента, функциональной и обеспечивающей подсистемам, внешней среде системы, управляющей подсистеме.
3. По форме передачи - вербальная (словесная) информация и невербальная;
4. По способу передачи - спутниковая, электронная, телефонная, письменная и др.
5. По режиму передачи - в не регламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки.
6. По назначению - экономическая, техническая, социальная, организационная и др.
В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие коммуникация. Коммуникация - это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до работников.
Основными функциями коммуникаций в организации являются:
- координация действий;
- распространение информации;
- выражение чувств и эмоций, нередко сопутствующих процессу разработки решения.
В системе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
1. Отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.
2. Сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов.
3. Канал — средство передачи информации.
4. Получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией существуют так называемые коммуникационные барьеры, т.е. препятствия, мешающие правильной передаче и получению нужной информации (таблица 2).
Таблица 2 - Коммуникационные барьеры
Барьер |
Отправитель послания |
Получатель сообщения |
Барьеры при отправлении сообщения. |
Неожиданность сообщения Неадекватная информация Предубеждение относительно послания и принимающего. |
|
Барьеры восприятия. |
По потребности и желания. Ценностные ориентации. Установки и мнения. Ожидания. Внимание и стимулы. Семантические проблемы. Концентрация. Способность слушать. Знания. Восприимчивость к новым идеям. | |
Барьеры понимания. |
Семантика и жаргон. Коммуникативные навыки. Длина сообщения. Коммуникативный канал. |
|
Барьеры приёма информации. |
Личностные характеристики. Ценностные ориентации. Установки и мнения. |
Установки, мнения. Ценностные ориентации. Восприимчивость к новым идеям. Нормы. Личностные характеристики. |
Барьеры действий. |
Память. Уровень переработки информации. |
Память и внимание. Уровни переработки информации. Гибкие изменения установок, поведения Личностные характеристики. |