Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 12:55, курсовая работа
Цель работы - предложить способы совершенствования мотивации и стимулирования работников в фирме.
Объектом данной курсовой работы является анализ практических приемов формирования мотивационной сферы деятельности персонала организации, а также выделение основополагающих мотивационных факторов.
Предметом данного исследования является процесс формирования мотивационной сферы персонала организации, определяющий внутренние аспекты регулирования трудового поведения.
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Определение мотивации стимула и мотива
1.2 Теории мотивации
Глава 2. Система стимулирования труда работников
2.1 Способы мотивации
2.2 Создание качественной трудовой жизни на фирме
Заключение
Список используемой литературы
В настоящее время все современные теории мотивации делят на содержательные и процессуальные. Содержательные теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом его проведения, а следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда. Все эти теории базируются на изучении потребностей. «Рассмотрим теорию Маслоу4.»
В соответствии с теорией иерархии потребностей американского социолога А. Маслоу люди постоянно испытывают различные потребности, которые можно объединить в группы, находящиеся в иерархическом отношении друг к другу. Маслоу выделил пять таких групп и расположил их в виде пирамиды, показанной на рисунке 1.1
Рисунок 1 – Иерархия потребностей Маслоу
К группе физиологических потребностей относятся потребности в пище, воде, воздухе, убежище и т.п., т.е. те потребности, которые человек должен удовлетворять, чтобы выживать, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Данные потребности в значительной мере связаны с поддержанием физиологических процессов и порождены физиологией человека. Люди, которые работают в основном по причине необходимости удовлетворения потребностей этой группы, мало интересуются содержанием работы, они концентрируют свое внимание на оплате, а также на условиях труда, удобстве на рабочем месте, возможности избегать усталости и т.п. Для управления такими людьми необходимо, чтобы минимум зарплаты обеспечивал выживание и рабочие условия не слишком отягощали существование.
Потребности в безопасности связаны со стремлением и желанием людей находиться в стабильном и безопасном состоянии, защищающем от страха, боли, болезней и других страданий, которые может принести жизнь человеку. Люди, испытывающие потребности этого рода, стремятся избегать волнительных ситуаций, любят порядок, четкие правила, ясные структуры. Они оценивают свою работу, в первую очередь, с точки зрения обеспечения им стабильного существования в будущем. Для человека, находящегося под влиянием этих потребностей, важны гарантии работы, пенсионное обеспечение, гарантия медицинского обслуживания. Люди, испытывающие данные потребности, стремятся застраховаться в прямом и переносном смысле от возможности неблагоприятных событий и изменений, создавая страховой потенциал, в частности, за счет обучения и образования. Люди с обостренной потребностью безопасности стремятся избегать риска, внутренне противятся изменениям и преобразованиям. Для управления такого рода людьми следует создавать ясную и надежную систему социального страхования, применять ясные и справедливые правила регулирования их деятельности, оплачивать труд выше прожиточного уровня, не привлекать их к принятию рискованных решений и осуществлению действий, связанных с риском и изменениями.
Социальные потребности
в литературе часто называют потребностями
принадлежности и причастности. Человек
стремится к участию в
Группа потребностей в уважении отражает желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также желание людей, чтобы окружающие признавали их таковыми и уважали их за это. Люди с сильно влияющей на них данной потребностью стремятся к лидерскому положению либо к положению признанного авторитета при решении задач. При управлении данными людьми надо использовать различные формы выражения признания их заслуг. Для этого полезными могут быть присвоение титулов и званий, освещение в прессе их действий, упоминание руководством в публичных выступлениях их заслуг, вручение различного рода почетных наград и т.п.
На самой вершине пирамиды находятся потребности в самовыражении. Эти потребности выражаются в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков. Данные потребности в гораздо большей степени, чем потребности других групп, носят индивидуальный характер. Это потребности человека в творчестве в широком смысле этого слова. Люди с данной потребностью открыты к восприятию себя и окружения, созидательны и независимы. При управлении людьми данного рода надо стремиться давать им оригинальные задания, позволяющие претворять в жизнь способности, предоставлять большую свободу в выборе средств решения задач и привлекать к работе, требующей изобретательности и созидательности.
Маслоу утверждает, что наиболее сильная потребность определяет поведение до тех пор, пока она не удовлетворена. Удовлетворенная потребность больше не определяет поведение, то есть не действует как фактор мотивации.
Потребности удовлетворяются в определенном порядке. В первую очередь должны быть удовлетворены физиологические потребности, т.е. потребности в еде, воде, воздухе и т.п. После удовлетворения физиологических потребностей на первый план выходит потребность в безопасности, когда человек стремится защитить себя от возможных телесных повреждений, а также от неблагоприятных экономических условий или угрожающего поведения других людей. Следующая потребность - потребность в духовной близости и любви. Удовлетворение ее требует от человека установления товарищеских взаимоотношений и определения своего места в группе. Удовлетворение этих потребностей выдвигает потребности в уважении и самоуважении. Часто важными для человека являются именно эти потребности, ему необходимо чувствовать собственную значимость, подтверждаемую признанием окружающих. Завершается иерархия потребностей Маслоу потребностями человека реализовать себя, претворить в деятельность запас своих сил, способностей, исполнить свое предназначение. Эта последняя, самая высокая в пирамиде потребность никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.
Теория иерархического построения потребностей Маслоу не дает ответа на вопрос, какова природа тех или иных потребностей. Основная задача этой теории, похоже, состоит в стремлении показать, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека и определять его поведение.
Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. «К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель Портера – Лоулера5.»
«Теория ожидания Врума6 пытается объяснить поведение человека при выборе образа действий из нескольких альтернатив. »ЦВ самом обобщенном виде теорию ожидания можно сформулировать как учение, описывающее зависимость мотивации от двух моментов: как много человек хотел бы получить и чем он готов за это пожертвовать.
Представление людей о том, в какой мере их действия приведут к определенным результатам, получило название ожидание. Оно определяется исходя из анализа ситуации, знаний, опыта, интуиции, способности оценить обстановку и свои возможности и оказывает значительное влияние на активность человека, его стремление к достижению поставленной цели. Поскольку ожидание является вероятностной категорией, его числовая характеристика изменяется в диапазоне от 0 до 1. Ожидание бывает двух видов: а) возможности выполнения какой-то работы и б) возможности получения за нее справедливого вознаграждения.
Итоговая оценка, определяющая степень мотивированности человека к определенной деятельности, интегрирует в себе оценки вероятности того, что, во-первых, работник сможет справиться с поставленной задачей; во-вторых, что его успех будет замечен руководителем и должным образом вознагражден, и, в-третьих, оценку возможного вознаграждения как такового. Проще говоря, если руководитель дает подчиненному сложное задание, а тот знает, что должного вознаграждения в случае его успешного выполнения не предвидеться, то ожидать хорошей работы в данном случае не стоит.
В какой-то мере дополняет теорию ожиданий теория справедливости. В этой теории говорится о том, что люди определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждениями других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение приводит к тому, что человек считает, будто бы его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение, снять которое помогает дополнительная мотивация сотрудника.
Люди могут восстановить баланс или чувство справедливости, либо, изменив уровень затрачиваемых усилий, либо пытаясь изменить уровень получаемого вознаграждения. Таким образом, те сотрудники, которые считают, что им недоплачивают по сравнению с другими, могут либо начать работать менее интенсивно, либо стремятся повысить вознаграждение. Те же сотрудники, которые считают, что им переплачивают, будут стремиться поддерживать интенсивность на прежнем уровне или даже увеличивать её.
Разумеется, что такое сравнение результатов своего труда с работой коллег носит субъективный характер. Поскольку производительность труда у сотрудников, оценивающих свое вознаграждение как несправедливое, будет падать, то руководство должно объяснить, почему существует такая разница. Некоторые менеджеры пытаются решить проблему возникновения у сотрудников чувства несправедливой оценки их труда за счет сохранения сумм выплат в тайне. Однако результаты таких действий обычно приводят к еще большему росту недоверия у сотрудников. Кроме того, согласно вышеприведенной теории ожиданий, люди при сокрытии суммы зарплаты коллег не смогут пронаблюдать рост заработной платы по сравнению с увеличением производительности труда и значение заработной платы как мотиватора может сократиться.
Синтезом теории ожидания и справедливости является теория мотивации Портера-Лоулера. В этой теории, показанной на рисунке 1.2, фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения.
Рисунок 2 – Мотивационная модель Портера-Лоулера
Согласно модели Портера-Лоулера,
достигнутые результаты зависят
от приложенных сотрудником
Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Это прямо противоположно тому, что на сей счет думает большинство управляющих. Они полагают, что удовлетворение ведет к достижению высоких результатов в труде или, говоря иначе, более довольные рабочие трудятся лучше. Портер и Лоулер, напротив, полагают, что чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и, по-видимому, способствует повышению результативности.
Чтобы анализ теорий мотивации был наиболее полным, давайте рассмотрим еще одну концепцию мотивации человеческой деятельности. Автором этой концепции является профессор Мичиганского университета Д. Мак-Грегор, который анализирует две условно называемые теории: "теорию X" и "теорию Y".
Теория «X» (это собственно теория Ф. Тейлора) - это авторитарный тип управления, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю. Согласно этой теории человек ленивый и старается избегать работы, поэтому его нужно принуждать, контролировать, направлять, угрожать наказанием, чтобы заставить трудиться. Человек предпочитает, чтобы им руководили, избегает ответственности, не терпит перемен, ему нельзя доверять. Мак-Грегор же в теории «Y», описывает совсем другие качества, которые, по его мнению, и принадлежат большинству людей.
Согласно теории «Y» работа является желанной для большинства работников. Сотрудники способны к целеустремленности и самоконтролю, способны самостоятельно определять стратегии достижения целей, а их заинтересованность работой зависит от системы вознаграждений по окончательному результату. Сотрудники, согласно этой теории, стремятся к ответственности и имеют развитое воображение, творческие способности, изобретательность.
Теория X», — говорит Мак-Грегор, — приводит к акценту на тактике контроля, на процедурах и методах, решающих, что людям надлежит делать, определять, выполняют ли они это, и применять поощрения и наказания. Поскольку в основе лежит предположение, что людей нужно заставлять делать то, что необходимо для успеха предприятия, внимание, естественно, направлено на методы управления и контроля».
«Теория Y», с другой стороны, приводит к тому, что повышенное внимание уделяется природе взаимоотношений, созданию среды, благоприятствующей возникновению преданности, организационным целям, предоставляющим возможность для максимального проявления инициативы, изобретательности и самостоятельности при достижении их.
В 1981 г. японцем Уильямом Оучи был предложен новый подход, который он назвал теорией «Z». Согласно этой теории необходимо привлекать сотрудников к групповому процессу принятия управленческих решений и заботится о качестве их жизни, а также проводить периодическую ротацию кадров и гарантировать пожизненную занятость работников.
Таким образом, на сегодняшний
день существует множество теорий,
объясняющих поведение
Имеют свои недостатки и содержательные теории мотивации. Так, например некоторые категории теории Маслоу сложны для практического применения. Не лишена своих недостатков и теория Мак-Грегора. Так, в ней анализируется деятельность руководителя либо как человека лишающего людей самостоятельности, либо как наоборот, демократичного лидера. Однако о совмещении стилей руководства для разных работников эта теория умалчивает. Что касается теории «Z» Оучи, то принцип пожизненного найма в условиях сокращения объемов производства уже привел к банкротству многие предприятия Японии.