Система управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 00:03, курсовая работа

Описание

Экономика России в последние годы претерпевает серьезные изменения в связи с переходом от административно-командной системы к рыночной, что, прежде всего, отражается на сфере управления.
Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений – одно из самых важных направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в рыночной экономике меняется коренным образом.

Содержание

Введение
1. Предприятие как объект управления
1.1. Факторы влияния на систему управления
1.2. Система управления предприятием
2. Внутренняя корпоративная среда организации технологии
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Внутренняя среда организации
2.3 SWOT-анализ ОАО «УАЗ
2.4 Анализ структуры
3. Организационная культура предприятия и эффективность производственной деятельности
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 513.71 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

Введение

1. Предприятие  как объект управления

1.1. Факторы  влияния на систему управления

1.2. Система управления предприятием

2. Внутренняя корпоративная среда организации технологии

2.1 Краткая  характеристика предприятия

2.2 Внутренняя  среда организации

2.3 SWOT-анализ ОАО «УАЗ

2.4 Анализ  структуры

3. Организационная  культура предприятия и эффективность  производственной деятельности

Заключение

Список  литературы 

 

      Введение  

     Экономика России в последние годы претерпевает серьезные изменения в связи  с переходом от административно-командной  системы к рыночной, что, прежде всего, отражается на сфере управления.

     Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений – одно из самых  важных направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в  рыночной экономике меняется коренным образом.

       Становясь объектом товарно-денежных  отношений, обладающим экономической  самостоятельностью и полностью  отвечающим за результаты своей  хозяйственной деятельности, предприятие  должно сформировать у себя  систему управления, которая обеспечивает  ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость  положения на рынке. При этом  следует учитывать, что по сравнению  со старой системой управления, до сих пор действующей на  многих предприятиях, в новых  условиях появляются функции,  которые прежде были не нужны.  В рыночной экономике, в условиях  конкуренции предприятие самостоятельно  принимает многие решения, бывшие  раньше прерогативой вышестоящих  органов управления. Исчезли регламентации  «сверху», а именно: регламентация  организационной структуры управления, численности и должностного состава  управленческого персонала. Если  ранее предприятие практически  работало только в сфере производства, то сейчас ему приходится осваивать  особенности работы в сфере  обращения - торговые операции, рекламу,  ценовую политику, организацию своей  собственной торговой сети. Оно  само формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и политику  своего развития, изыскивает необходимые  для их реализации средства, набирает  персонал, приобретает оборудование  и материалы, решает множество  структурных вопросов, в том числе  и такие, как создание, ликвидация, слияние или разделение подразделений, вхождение в состав ассоциаций и других объединений, реорганизация производственной и перестройка организационной структуры управления.

       Таким образом, предприятие приобретает  все черты самостоятельности,  характерные для работы в условиях  рынка. А это требует значительного  расширения сферы управления  и самоуправления.

       Расширение самостоятельности предприятий,  разнообразие их экономических  и организационных форм требует  большей конкретизации в поиске  прогрессивных организационных  решений с учетом специфики  каждого предприятия. Такой подход  позволяет повысить эффективность  управленческого труда, удешевить  аппарат управления и, следовательно,  увеличить прибыль предприятия  и повысить его конкурентоспособность. 

     Поэтому анализ производственной и финансовой деятельности, а также структур управления предприятием в настоящее время  очень актуален.

     Цель  работы – разработать предложения  по совершенствованию управления фирмой.

     Задачи  работы:

    рассмотреть предприятие как объект управления

  • раскрыть факторы влияния на систему управления
  • отобразить систему управления предприятием
  • изучить внутреннюю корпоративную среду организации технологии
  • дать краткую характеристику предприятия, ее внутреннею среду, подготовить SWOT-анализ ОАО «УАЗ
  • рассмотреть организационную культуру предприятия и эффективность производственной деятельности
 
 
 
 
 

     1. Предприятие как  объект управления 

     1.1. Факторы влияния  на систему управления 

     Экономическая стабильность организации, её выживаемость и эффективность деятельности в  условиях рыночных отношений неразрывно связаны с её непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование  организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней  среде.

     Сегодня достаточно ясно обозначились факторы, определяющие необходимость постоянных внутренних изменений для адаптации  организации к внешней среде. Такими факторами являются следующие:

  • рынок сбыта производимой продукции и вида услуг;
  • рынок поставщика или потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;
  • финансовый рынок;
  • рынок труда;
  • окружающая природная среда.

     Без учета этих факторов невозможно планировать  стратегию развития. Поэтому успех  любого предприятия или организации  и возможность их выживания зависят  от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям.

     Организация - это открытая система взаимодействующих  и управляемых частей, работающая с определённой целью, -смыслом» миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы.

     Любая организация, вне зависимости от её назначения, может быть описана  с помощью ряда параметров, среди  которых главными являются: цели организации, её организационная структура, внешняя  и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика  процессов функционирования, система социальных и экономических отношений, организационная культура. Каждая организация имеет свою систему управления, которая также является предметом исследования.

     Управление - это процесс распределения и  движения указанных выше видовресурсовворганизациисзаранеезаданнойцельюпозаранее  разработанному стратегическому плану  с непрерывным контролем результатов  работ.

     Система управления - это совокупность действий, определяющих направление управленческой деятельности. Структурно процесс управление представлен на рис. 1.1.

     

     Рис. 1.1. Схема процесса управления 

     Система управления должна отвечать современным  рыночным условиям [8]:

  • обладать высокой гибкостью производства,позволяющей быстро 
    изменять ассортимент продукции;
  • быть адекватной сложной технологиипроизводства,требующей совершенно новых видов контроля, организации и разделения труда;
  • учитывать серьёзную конкуренцию на рынке товаров и услуг, в корне 
    изменившую требования к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;
  • учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия решений;

    учитывать изменение структуры издержек производства;

    принимать во внимание необходимость учёта  неопределённости внешней среды.

     Процесс управления предусматривает согласованные  действия, которые обеспечивают осуществление  общей цели или набора целей, стоящих  перед организацией. Для координации  действий должен существовать специальный  орган, реализующий функцию управление. Поэтому в любой организации выделяется управляемая и управляемые части. Схема взаимодействия между ними показана на рис. 1.2.

     

     Рис.1.2. Взаимодействие управляющей и управляемой  части организации 

     Часть деловой организации, реализующая  функции управления, состоит из многих взаимодействующих звеньев и  представляет собой управляющую  систему, обеспечивающую в рамках организации  выполнение ряда специфических функций. На сегодня одним из основных принципов  построения любых систем является иерархия. В современной теории организации  понятие «иерархия» применяется, в  основном, для отражения вертикального  подчинения между различными уровнями управления организацией: иерархией властных полномочий, иерархией функций и функциональных обязанностей - соответственно подчинение по службе, функциональное подчинение.

     Современный тип иерархической структуры  управления имеет много разновидностей. Их можно условно разделить на два вида: бюрократические органические типы структур управления. Приведем краткую  характеристику основных организационных  структур.[3]

 

      1.2. Система управления предприятием 

     Один  из основоположников науки управления Анри Файоль рассматривал предприятие  как совокупность материального  и социального организмов. Но сам  Файоль, развивая науку управления, способствовал тому, чтобы его  социальный организм разделился на две  составляющие: административную (организация  и управление) и человеческую (персонал). Поэтому сейчас мы можем говорить уже не о двух, а о трех «организмах» предприятия, которыми являются материальная база, персонал и менеджмент, как  деятельность по организации работ  и управлению предприятием, включая  также взаимоотношения между  людьми на производстве.

     Принцип создания системы управления предприятием заключается в том, чтобы, провести разделение труда по вертикали, которое  осуществляется путем делегирования  линейных полномочий сверху вниз по уровням  управления, сформированным при построении структуры предприятия. В результате в структуре определяются руководители всех уровней (субъекты управления) и  подчиненные им сферы контроля (объекты  управления), создается иерархия уровней  управления и образуется цепь команд. Кроме делегирования линейных полномочий сверху вниз, нужно определить штабные  полномочия, обязанности руководителей  по координации (стыковке) работ подразделений  по горизонтали и обеспечить интеграцию деятельности всех подразделений для  достижения общих целей организации. В организациях обычно выделяют три  уровня управления:

  • руководители низового звена — технический уровень (мастера — младшие начальники), которые руководят непосредственными исполнителями работ;
  • руководители среднего звена — руководители подразделений;
  • руководители среднего звена, взаимодействуют на своем уровне с поставщиками и потребителями и поставляют большую часть информации высшему руководству;
  • руководители высшего звена, которые разрабатывают стратегию, формулируют цели и политику, взаимодействуют с внешней средой, принимают важнейшие решения, отвечают за мотивацию персонала, общую организацию работ и управление предприятием.

     В результате, для обеспечения полноты  и непрерывности процесса управления на предприятии, по нашему мнению, необходимо предусмотреть выполнение следующих  управленческих функций: взаимодействие с внешней средой, определение  стратегии и политики, организацию  работ, подбор, подготовку и мотивацию  персонала, планирование и подготовку производства, управление производством, контроль производства и качества продукции, информационное обеспечение, разработку мероприятий, принятие решений, внедрение  мероприятий.

     Содержание  и методы работ при выполнении перечисленных выше функций в  процессе управления предприятием определяются для каждой функции в отдельности. При этом необходимо применять методы и подходы к управлению, накопленные  практикой менеджмента и отвечающие содержанию и характеру реализуемых  функций.

     На  основе процессного подхода можно  построить модель управления предприятием и показать на ней процесс управления как непрерывную серию взаимосвязанных  управленческих функций (рис.3).

     В соответствии с представленной моделью  процесс управления начинается со взаимодействия с внешней средой. Исходя из требований заказчиков и рынков сбыта, предприятие  определяет объемы поставок, сроки, цену и качество своей продукции и  требования к поставщикам материалов и комплектующих элементов. Анализ предприятия принимает стратегические решения, то есть определяет долгосрочные цели, разрабатывает стратегию и  политику. Затем проводятся мероприятия  по организации работ, подбору, подготовке и мотивации персонала. Исходя из стратегии и политики, с учетом требований рынка и заказчиков, осуществляется планирование производства. Далее проводится подготовка производства, осуществляется непосредственное управление производством и проводится контроль производства и качества продукции. Полученная по результатам контроля информация анализируется и сравнивается с информацией о научно-техническом прогрессе (НТЦ), а также с информацией с рынков сбыта, от заказчиков и конкурентов. По результатам сравнительного анализа разрабатываются мероприятия и принимаются необходимые решения руководством предприятия.

Информация о работе Система управления предприятием