Система управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 00:03, курсовая работа

Описание

Экономика России в последние годы претерпевает серьезные изменения в связи с переходом от административно-командной системы к рыночной, что, прежде всего, отражается на сфере управления.
Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений – одно из самых важных направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в рыночной экономике меняется коренным образом.

Содержание

Введение
1. Предприятие как объект управления
1.1. Факторы влияния на систему управления
1.2. Система управления предприятием
2. Внутренняя корпоративная среда организации технологии
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Внутренняя среда организации
2.3 SWOT-анализ ОАО «УАЗ
2.4 Анализ структуры
3. Организационная культура предприятия и эффективность производственной деятельности
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 513.71 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, функциональная структура  предприятия является базой для  разработки производственной структуры, на основе которой создается организационная  структура управления с учетом выбранной  системы:

     - линейной;

     - функциональной;

     - линейно-функциональной;

     - дивизиональной;

     - матричной;

     - тензорной (множественной).

     В промышленном производстве наиболее широкое  распространение получила линейно-функциональная организационная структура управления. Линейные руководители при ней являются единоначальниками и полностью  отвечают за работу подразделения (директор, зам. директора по производству, начальник  цеха, начальник участка, старший  мастер, мастер, бригадир). Функциональные руководители (главный инженер, главный  экономист, главный бухгалтер и  т.д.) составляют штаб директора и  руководят функциональными службами (ОГК, ОГМ, ОГЭ и т.д.).

     В указанных структурах руководство  показано только на уровне исполнительных органов, а высшее руководство (совет  директоров, наблюдательный совет и  т.д.) не показаны, так как зависят  от организационно-правовой формы предприятия.

     

 

      3. Организационная  культура предприятия  и эффективность  производственной  деятельности 

     Постоянные  изменения во внешней среде, усложнения в производственной и коммерческой деятельности предприятий, повышение значения фактора времени, расширение пространства предприятия и увеличение объёмов и скорости получения информации и новых знаний повышают значимость внутренних источников экономического роста, способных обеспечить прирост производства. Важнейшим ресурсом, способным создать гибкую, адаптивную и тем самым эффективную производственную систему, является организационная культура предприятия, поскольку именно она определяет, как. каким образом и с какими затратами достигаются результаты его деятельности, обусловливая изменение соотношения между объемом производства и измеряемыми затратами.

     Организационная культура является оболочкой любого предприятия в том числе и  ОАО «УАЗ». Определяя состояние  социальной системы, в рамках которой  все факторы произволе та преобразуются  в конечные результаты, организационная  культура предприятия я мнется важнейшим  инструментом управления, лежащим в  основе построения любой экономической  модели деятельности.

     Развитая  организационная культура предприятия  усиливает координацию, контроль и  единство целей предприятия с целями работников оказывает влияние на качество и прибыль компании.

     Результаты  деятельности ОАО «УАЗ» необходимо связывать с организационной культурой предприятия, поскольку она является важнейшим системообразующим фактором производства. Как система элементов, корпоративная культура лежит в основе организации управления всеми факторами производства (трудовыми ресурсами, материалами, капиталом и информацией). Однако только сильная организационная культура обусловливает успешное функционирование предприятия — сложной открытой системы.

     Организационная культура — не единственный элемент, способствующий повышению эффективности  производственной деятельности. Возможны ситуации, когда предприятие обладает высокоэффективной корпоративной культурой и в то же время терпит поражение на рынке, или же фирма с низкой организационной культурой демонстрирует высокую эффективность. Однако в достижении долгосрочной эффективности предприятия определяющим фактором является только лишь сильная организационная культура.

     Чтобы оценить влияние организационной  культуры предприятия на эффективность его производственной деятельности, необходимо диагностировать состояние её структурных элементов, характеризующих реальные возможности формирования культурного пространства — определённого порядка осуществления производственной деятельности предприятия, способствующего повышению целеустремленности социальной системы и тем самым повышению эффективности функционирования. Исследования влияния организационной культуры на эффективность производства в основном сводятся к качественным методам анализа.

     В основе методики лежит понимание  организационной культуры как «системы духовных и материальных элементов, взаимодействующих между собой и присущих только данному предприятию, в формировании которых существенную роль играет культура внутренних субъектов и факторы внешней среды и на основе которой формируется системный подход к управлению всеми факторами производства путем создания целостной стратегии функционирования и развития предприятия и непосредственной её реализации в процессе осуществления производственной деятельности.

     Такое определение организационной культуры позволяет акцентировать внимание на двух важнейших аспектах — на составляющих культуру элементах и степени их влияния на функционирование предприятия.

     В структуре организационной культуры выделяются 18 элементов (рис.6) наиболее полно определяющих её силу. Этот набор  лежит в основе дальнейшей количественной оценки организационной культуры и определения её влияния на эффективность производственной деятельности предприятия.

     

     Рис.6 Структурные элементы организационной культуры предприятия 

     Для расчёта абсолютного влияния (в  баллах) одного элемента организационной  культуры на другой оцениваются парные линейные регрессии. Математически  задача сводится к нахождению аналитического выражения, наилучшим образом описывающего связь одного элемента организационной культуры с другим в виде:

     у = а+bх,

     где у — результативный признак, х  — факторный признак. Коэффициент  h показывает, на сколько баллов изменяется результативный признак при увеличении факторного признака на балл.

     Например, для элемента 1 «ясность целей и  ориентация на их достижение» факторными признаками являются элемент 2 - «сфокусированность производственной деятельности», элемент 8 - «участие работников в принятии решений» и элемент 13 - «управление системой ценностей». Матрица парных коэффициентов корреляций позволила также ответить, какие элементы в большей степени определяют организационную культуру предприятия.

     В основе роста всех элементов лежат  два независимых признака: элемент 12 — «ориентация на потребителя» и элемент 6 — «ориентация на персонал». Это доказывает важность данных элементов организационной культуры при её формировании. Другим независимым элементом является элемент 4 — «уровень формальности». Уровень формальности определяется такими элементами, как стиль управления, ориентация на потребителя, на персонал, однако » данном исследовании достоверной статистической взаимосвязи выявлено не было.

     Далее для того чтобы отобрать факторные  признаки и справиться с проблемой  мультиколл и неарности, был проведен статический анализ с помощью  метода пошаговой регрессии. В результате было получено уравнение вида

     

     

     где С — организационная культура предприятия, — константа, — коэффициенты регрессии, — элементы, определяющие организационную культуру «факторные признаки.

     Уравнение зависимости культуры от факторных  признаков приняло следующий  вид:

     

     

     Таким образом, существует высокая сила связи  между выбранными факторными признаками и организационной культурой предприятия, поскольку множественный коэффициент корреляции r = 0.98. При этом 96.5% изменения организационной культуры предприятия обусловлено изменением ведущих факторов: элемента 1 — «ясность целей и ориентация на их достижение», элемента 14 — «способность предприятия реагировать на изменения» и элемента 18 — «технический уровень производства.

     При проверке значимости уравнения на основе многомерного аналога критерия Фишера, в частности при сравнении  расчётного значения Fрасч =82,9 и критического значения Fкрит=3.86 для уровня значимости 0,05, было установлено, что уравнение значимо и связь признается существенной. При оценке значимости коэффициентов регрессии на основе критерия Стьюлента (Госсета) было установлено, что все они значимы на уровне 0,05 и даже на уровне 0,02. Поскольку теоретическое и эмпирическое значения организационной культуры предприятий очень близки (рис.7), данное уравнение можно использовать для осуществления прогнозов.[9]

     

     Рис.7 Теоретические и эмпирические значения показателя организационной культуры

 

      Заключение 

     В данной работе проводится анализ работы ОАО «УАЗ». Были исследованы такие вопросы, как: система предприятия, факторы прямого и косвенного воздействия на предприятие, контроль за деятельностью и ее планирование, мотивация деятельности. кадровый состав, внутренние и внешние связи и другие важные вопросы.

     По  результатам анализа системы  управления выявлены следующие недостатки:

  • большая загруженность работой руководителей высшего эшелона управления
  • нерациональные информационные потоки (нарушение информационных связей)
  • чрезмерная централизация оперативного управления производством
  • незаинтересованность сотрудников в общем успехе предприятия
  • обособленность администрации
  • низкий уровень стимулирования работников

     Для достижения наибольших успехов в  работе ПЗТМ необходимо провести следующие  мероприятия:

     1. перестройка системы планирования  деятельности предприятия (долгосрочного  и текущего) путем реорганизации  коммерческой деятельности ПЗТМ  на принципах маркетинга;

     2. создание на предприятии современной  информационно-управленческой системы;

     3. пересмотр действующих принципов  стимулирования сотрудников.

     Решение указанных задач является сложной  комплексной задачей, требующей  системного подхода и методического  сопровождения, основанного на анализе  нормативных материалов, политической и социально-экономической обстановки. В представленной работе показано использование приобретенных теоретических знаний в области экономического анализа и теории управления. Использование этих знаний позволяет систематизировать и аналитически представит процессы , происходящие в реальном производстве. Использование экономических законов и положений производственного менеджмента позволяет вовремя определить отклонения в работе предприятия и произвести их корректировки.

     На  основе укрупненного анализа деятельности ОАО «УАЗ» необходимо произвести детальный анализ деятельности каждого  административного и производственного  подразделения, определить круг должностных  и функциональных обязанностей каждого  работающего на предприятии, увязав их в единую структуру, направленную на реализацию стратегии предприятия, в процессе такого анализа выявится еще множество управленческих операций, которые потребуют совершенствования. Если на предприятии будет проведена  такая работа, то успех ему обеспечен.

 

Список  литературы 

    1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной  деятельности: Учебник. – 4 –е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1997.
    2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент, изд. ГАРДАРИКИ- М.: , 2002.
    3. Волкова К.А. и др. Структура производственного объединения, положения об отделах и службах, должностные инструкции: справочное пособие. — М.: Экономика, 2001.
    4. Громыко Г.Л. Теория статистики: практикум. – М.: ИНФРА – М , 2001.
    5. Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. –М.: «Финпресс»,2001.
    6. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. Под.ред Аньшина В.М. Дагаева А.А. –м.: «Дело», 2003.
    7. Ескин К., Крутик А. Инновационная деятельность и новые открытия – государственная стратегия реформирования //Инновации - № 3-4.-1999.
    8. Милгром П, Роберте Д. Экономика, организация и менеджмент. – СПБ: Экономическая школа СПб госуниверситета экономики и финансов,2001.
    9. Минсберг Г., Альстренд Б. Лэмпел Д. Школы стратегий. – СПб : «Питер».2000.
    10. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1996
    11. Петров В.В., Ковалев и др. Как читать баланс. – 2-е изд. –М.: Финансы и статистика, 1994.
    12. Райзберг Б.А., Фатхудинов Р.А. Управление экономикой: Учебник. – М.: ЗАО «Бизнес - школа» «Интел- Синтез»,1999.
    13. Савицкая Г.В. анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия. – Минст: ИСЗ ,1996.
    14. Трифилова А.А. Оценка инновационной активности предприятия // Инновации. - №10.-2003.
    15. Теория экономического анализа /под.ред. А.Д. Шеремета. –М.:. «Прогресс», 2001.
    16. Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа предприятия. –М.: Инфра-М , 1996.

Информация о работе Система управления предприятием