Система управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 00:03, курсовая работа

Описание

Экономика России в последние годы претерпевает серьезные изменения в связи с переходом от административно-командной системы к рыночной, что, прежде всего, отражается на сфере управления.
Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений – одно из самых важных направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в рыночной экономике меняется коренным образом.

Содержание

Введение
1. Предприятие как объект управления
1.1. Факторы влияния на систему управления
1.2. Система управления предприятием
2. Внутренняя корпоративная среда организации технологии
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Внутренняя среда организации
2.3 SWOT-анализ ОАО «УАЗ
2.4 Анализ структуры
3. Организационная культура предприятия и эффективность производственной деятельности
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 513.71 Кб (Скачать документ)

     После этого осуществляется внедрение  мероприятий для реализации принятых решений. Как правило, оперативные  решения, принимаемые руководством, направляются на устранение и предупреждение отклонений от технологии и требуемых  характеристик продукции при  управлении производством, а также  на улучшение продукции и производственного  процесса. Но кроме этого принимаемые  меры могут быть направлены на корректировку  ранее принятых оперативных планов, а также на сферу ответственности  высшего руководства, например, на изменение  организации работ, на повышение  квалификации и мотивации персонала, а также на выбор более квалифицированных  поставщиков материалов и комплектующих  изделий.

       
 
 
 
 
 
 

     Рис. 3.Модель управления предприятием 

     После завершения процесса производства продукция  поставляется заказчику или на рынки  сбыта, и поставщик получает от них  реакцию на поставленную продукцию (обратная связь). Таким образом, цикл управления заканчивается выполнением  той же функции, с которой он и  начинался — взаимодействием  с внешней средой.

     Для завершения создания системы управления необходимо разработать нормативные  документы, указывающие, как надо выполнять  указанные выше функции их исполнителями. Только после этого, можно будет  сказать, что система управления предприятием сформирована. [5]

 

      2. Внутренняя корпоративная среда организации технологии 

     2.1 Краткая характеристика  предприятия 

     Ульяновский автомобильный завод является одним  из ведущих российских автомобильных  заводов, специализирующимся на выпуске  полноприводных автомобилей-внедорожников  УАЗ и легких коммерческих автомобилей.

     Руководство завода: председатель Совета директоров, генеральный директор ОАО «Северсталь-авто»  – В.А.Швецов, исполнительный директор ОАО «УАЗ» – С.П.Юрасов.

     В настоящее время 66,07% акций УАЗа принадлежит  ОАО «Северсталь-Авто». Государство (в лице ФАУФИ) в настоящее время  является собственником 13,19% акций завода. Остальные 20% акций УАЗа принадлежат  портфельным инвесторам и трудовому  коллективу.

     Мощности  завода – 100 тысяч автомобилей в  год.

     Текущий объем производства – более 66 тысяч  автомобилей в год.

     Оборот  – 17 млрд. руб. в год.

     Численность работающих – 16 тыс. человек.

     В состав завода входят основные виды автомобильного производства – штамповочное, сварочное, окрасочное, сборочное и цех контрольных  испытаний автомобилей. Кроме того, на производственной площадке УАЗа находятся  металлургическое и станкоинструментальные производства, выделенные в отдельные  бизнес-единицы.  

     2.2 Внутренняя среда  организации 

     Определение роли и места технологий в области  менеджмента и управления всем комплексом различных направлений деятельности организации должно быть ориентировано на прагматические результаты, обеспечивающие продвижение наиболее прогрессивных и современных технологий управления в практическую деятельность. Эффективность работы компании на рынке определяется наличием у неё системы управления, основанной на стратегии развития, являющейся ранжированной по приоритетам системой взаимодействия внедрённых технологий. Алгоритм выбора, исследования и внесения технологии в корпоративную среду фирмы представлен на рис. 4

     

     Рис.4. Алгоритм выбора, исследования и внедрения  технологий управления 

     Систему управления предприятием можно рассматривать  как интегрированную систему  управления технологиями, выстроенную  по заданному алгоритму и приоритетам. Для принятия решения о необходимости  разработки или покупки управленческой технологии компании исследуют её.

     Выбор и исследование технологии, предполагаемой к внедрению, начинают с предметно-ориентированного описания элементов технологии и  параметров её сети поддержки во взаимодействии с элементами и параметрами внутренней корпоративной среды фирмы. Определение  свойств и атрибутов ядра и  сети поддержки технологий описывают  в терминах единого словаря принятых на фирме понятий. [13]

     Внутреннюю  корпоративную среду в описываемом  подходе можно рассматривать  состоящей из пяти основных частей (рис.5):

     

 

     Рис. 5 Основные составляющие внутренней корпоративной  среды компании 

     
  • организационная среда представлена организационной  структурой фирмы, системой распределения  полномочий и ответственности; порядком и правилами участия и взаимодействия персонала в процессах и в  процедурах принятия решений, системой управления фирмой;
  • техническаясредавключаетвсебяноменклатуру оборудования совокупнуюструктуруосновныхфондовфирмы, также производственные процессы, конструкторские и технологические спецификации изделий фирмы;

    информационная  среда определяет процессы документооборота фирмы, все элементы информационных технологий, включая глобальные и  локальные сетифирмы,системунакопленияииспользования  информации и знаний;

    культурная  корпоративная среда идентифицирует текущее состояние и формирует  требования к персоналу фирмы, его  квалификационный уровень, требования к обучению, подготовке и переподготовке персонала, мотивацию труда и  карьерные возможности;

  • нормативная среда состоит из стандартов предприятия, внедрённых на фирме, методик, инструкций, включая, например, адаптированные к условиям фирмы требования системы менеджмента качества серии ISO-9000.

     Состояние внутренней корпоративной среды  зависит от влияния таких внешних  факторов, как законодательная база государства, политическая и экономическая  составляющие государственной политики, социальные и культурные особенности  региона, специфика функционирования фирмы, качество и содержание государственных и отраслевых стандартов.

     Никакая система или подсистема управления не будет функционировать, если в  расчёт не будет взята поведенческая  функция персонала. Именно персонал определяет функционирование всех вышеперечисленных  сред. Поэтому отдельным самостоятельным  фактором формирования системы стратегического  управления развитием фирмы является разработка и внедрение системы  управления персоналом. Определяющей в системе управления трудовыми  ресурсами фирмы является необходимость  найти и определить возможности  реализации рационального поведения  сотрудника фирмы — оптимального для него и одновременно полезного  для фирмы. Условия, которые позволяют  персоналу оптимально удовлетворять  свои интересы при рациональном поведении  по отношению к фирме, являются критериальными. Эти условия должны быть прозрачны  для персонала и отражать мотивацию  его рационального поведения, включая  материальные и моральные стимулы, условия карьерного продвижения  по службе.

     Каждая  новая управленческая концепция  призвана отражать определённую технологию или комплекс управленческих технологий, направленных на получение конкретных конкурентных преимуществ.

     Введение  понятий технологического ядра и  сети поддержки технологий позволяет  сделать ряд методологических выводов, представляющих интерес для практического  менеджмента.

     Вопрос  о формировании сети поддержки технологий, складывающейся на фирме, как набора технологий из различных областей знаний позволяеттоп-менеджерамобеспечитьусловиядостижения поставленных целей управления всем комплексом процессов на фирме наиболее эффективным путём, формировать этапы и переходы планируемой эволюции к будущим, более совершенным системам управления. Поэтому разработку и внедрение любых систем управления компании рассматривают и концептуально проектируют как интегрированную модель взаимодействия различных технологических ядер с учётом формирования достаточно сложной гиперсети поддержки технологий, отвечающей критериям заданной эффективности. Именно менеджмент должен проектировать сеть поддержки технологий с тем, чтобы в конечном итоге создать эффективную систему управления организацией.

     В последние три года Ульяновский  автомобильный завод демонстрирует  стабильные объемы производства и продаж. По итогам 2006 года УАЗ произвел и  продал более 66 000 автомобилей, что сопоставимо  с уровнем 2005 года. В 2007 году предприятие  планирует произвести и продать  около 67 000 автомобилей.

     На  внутреннем рынке основными потребителями  УАЗа являются коммерческие и бюджетные  организации, широко представленные в  регионах, а также сельхозпроизводители и государственные структуры.

     Вместе  с тем, в последнее время с  началом выпуска нового автомобиля УАЗ ПАТРИОТ, среди потребителей резко возрос процент физических лиц, так как данный внедорожник  рассчитан, прежде всего, на личную эксплуатацию.

     Что касается экспорта, то он по-прежнему занимает значительную долю в общем объеме продаж УАЗа. По итогам 2006 года УАЗ поставил на экспорт 12 500 автомобилей. За последние  годы заводу удалось создать разветвленную  дилерскую сеть в СНГ, а также  вернуться на свои традиционные рынки, потерянные в постсоветские годы – в страны Азии (Могнолия Вьетнам). Ближнего Востока (Сирия, Афганистан), Африки (Ангола, Нигерия) и Латинской  Америки (Куба, Колумбия, Уругвай, Никарагуа). С целью увеличения экспортных продаж создаются сборочные производства автомобилей УАЗ за рубежом (в частности такие проекты действуют во Вьетнаме и на Кубе).

     Для улучшения финансового состояния  предприятия и повышения его  прибыльности в течение последних  трех лет на Уазе активно реализуются  комплексные программы сокращения издержек и построения производственной системы УАЗа на основе принципов  бережливого производства. Благодаря  проделанной работе с привлечением консультантов японской компании Culman за последнее время на УАЗе были достигнуты следующие показатели:

     – снижение дефектности производимой продукции на 60%;

     – снижение уровня незавершенного производства на 38%;

     – снижение среднесуточного времени  простоя оборудования на 86%;

     – рост производительности труда на 15%.  

     Экономический эффект, полученный за счет этих изменений, сказался на финансовых результатах  завода за последние несколько лет.  

     Таблица 1

     Показатели  работы ОАО «УАЗ»

Показатели  работы ОАО «УАЗ»  
за 2005 г., 2006 г., 1 полугодие и 7 месяцев 2007г.  
Наименование 2005 г. отчет 2006 г. отчет 1 полугодие 2007 г. отчет 7 месяцев  2007г. отчет
Продажа автомобилей и машкомплектов  марки УАЗ, шт. 66 310 66 120 33 174 38 515
в том числе: легковые 28 853 28 823 14 847 17 322
из  них:UAZ Patriot 3 873 10 051 5 575 6 419
грузовые 5 308 4 493 2 533 2 998
спецавтомобили 13 924 15 491 7 625 8 576
автобусы 17 819 17 217 8 168 9 618
  машкомплекты 406 96 1 1
Продажа запасных частей собственного производства, млн. руб. 1 044 1 083 588 695
Выручка от продаж, млн. руб. 15 197 17 120 10 155 11 940
Прибыль от продаж, млн. руб. 862 1 593 964 1 154
Рентабельность  продаж, % 5,7 9,3 9,5 9,7
Чистая  прибыль, млн. руб. 370 920 469 647
Средняя заработная плата (с дочерними обществами без УФ) руб. 7 695 8 965 10 560 10 902
в том числе ОАО «УАЗ», руб. 7 775 9 165 10 853 11 210
Среднесписочная численность работающих (с дочерними  обществами без УФ), чел. 19 714 16 982 16 209 16 204
в том числе ОАО «УАЗ», чел. 15 418 12 196 11 672 11 679
Уплачено  налогов (с дочерними обществами и УФ), млн. руб.,*в том числе: 940 1 793 710 1 004
  Федеральный бюджет 111 741 127 231
  Областной бюджет 199 413 247 360
  Местный бюджет 177 187 91 124
  Внебюджетные фонды 454 451 244 289

Информация о работе Система управления предприятием