Системный анализ в исследовании управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:02, курсовая работа

Описание

Что собой представляет современное предприятие, работающее в условиях цивилизованной рыночной экономики? Какие средства, приемы, “секреты” его деятельности позволяют ему побеждать в жестокой конкурентной борьбе? Случайные ли факторы выносят на гребень успеха отдельные фирмы и корпорации, или же существуют закономерности, знание которых позволяет привести предприятие к устойчивому развитию и процветанию?

Сформулировать ответы на эти вопросы очень непросто. Парадокс заключается в том, что даже самое тщательное изучение эффективно работающего предприятия не позволяет раскрыть во всей полноте механизм его успеха, поскольку этот механизм выходит далеко за рамки самого предприятия: важнейшие его компоненты находятся непосредственно в обществе, в котором существует предприятие - в экономических, политических структурах, социально-культурных факторах. Поэтому для понимания содержания деятельности современных компаний, фирм, корпораций необходим не привычный - “аналитический” метод, но иной - более точный, целостный, всесторонний подход, фокусирующий внимание не только на самом предприятии, но и на окружающей его среде.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…. 3

ГЛАВА 1. Системный анализ в исследовании управления…………....4
Понятие системного анализа……………………………………….4
Основные подходы в системном исследовании…………………..6

ГЛАВА 2. Процедуры, программа и сфера применения системного...6

2.1. Процедуры системного анализа…………………………………....12

2.2. Сферы использования и программа системного анализа………..19

Заключение………………………………………………………………..25

Список использованной литературы…………………………………...26

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 66.29 Кб (Скачать документ)

      Содержание 
 

Введение………………………………………………………………..…. 3

ГЛАВА 1. Системный анализ в исследовании управления…………....4

    1. Понятие системного анализа……………………………………….4
    2. Основные подходы в системном исследовании…………………..6

ГЛАВА 2. Процедуры, программа и сфера применения системного...6

2.1. Процедуры  системного анализа…………………………………....12

2.2. Сферы  использования и программа системного  анализа………..19

Заключение………………………………………………………………..25

Список  использованной литературы…………………………………...26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

       Что собой представляет современное  предприятие, работающее в условиях цивилизованной рыночной экономики? Какие  средства, приемы, “секреты” его  деятельности позволяют ему побеждать  в жестокой конкурентной борьбе? Случайные  ли факторы выносят на гребень  успеха отдельные фирмы и корпорации, или же существуют закономерности, знание которых позволяет привести предприятие к устойчивому развитию и процветанию?

       Сформулировать  ответы на эти вопросы очень непросто. Парадокс заключается в том, что  даже самое тщательное изучение эффективно работающего предприятия не позволяет  раскрыть во всей полноте механизм его успеха, поскольку этот механизм выходит далеко за рамки самого предприятия: важнейшие его компоненты находятся  непосредственно в обществе, в  котором существует предприятие - в  экономических, политических структурах, социально-культурных факторах. Поэтому  для понимания содержания деятельности современных компаний, фирм, корпораций необходим не привычный - “аналитический”  метод, но иной - более точный, целостный, всесторонний подход, фокусирующий внимание не только на самом предприятии, но и на окружающей его среде.

       Такой метод существует; он известен под  названием системного подхода. В  настоящее время наиболее авторитетные отечественные и западные специалисты  и ученые, работающие в сфере менеджмента  считают, что именно системный подход является научной основой, главным  методологическим инструментом деятельности современного менеджера. 
 
 
 

  1. Системный анализ в исследовании управления.

1.1. Понятие системного анализа.

       Системный анализ — это комплекс исследований. направленных на выявление общих тенденций и факторов развития организации и выработку мероприятий по совершенствованию системы управления и всей производственно-хозяйственной деятельности организации.

       Системный анализ позволяет выявить целесообразность создания либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной организации труда, которые применялись ранее. 1

       Системный анализ деятельности предприятия либо организации проводится на ранних стадиях  работ по созданию конкретной системы управления. Это обусловлено следующими причинами:

• продолжительностью и трудоемкостью работ, связанных с предпроектным обследованием;

• подбором материалов для проведения исследования;

• выбор  метода исследования;

• обоснованием экономической, технической и организационной целесообразности;

• разработкой  компьютерных программ.

       Конечной  целью системного анализа является разработка и внедрение выбранной эталонной модели системы управления.

       В соответствии с главной целью  необходимо выполнить следующие исследования системного характера:

1) выявить  общие тенденции развития данного  предприятия и его место и роль в современной рыночной экономике;

2) установить  особенности функционирования предприятия и его отдельных подразделений;

3) выявить  условия, обеспечивающие достижение  поставленных целей;

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1 Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления 2-е изд., перераб. и доп.//М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2009.С.71 
 

4) определить  условия, препятствующие достижению  целей;

5) осуществить  сбор необходимых данных для  проведения анализа и разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;

6) использовать  передовой опыт других предприятий;

7) изучить  необходимые сведения для адаптации  выбранной (синтезированной) эталонной модели к условиям рассматриваемого предприятия.

       В процессе системного анализа находятся  следующие характеристики:

1) роль  и место данного предприятия  в отрасли;

2) состояние  производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

3) производственная  структура предприятия;

4) система  управления и ее организационная  структура;

5) особенности  взаимодействия предприятия с  поставщиками, потребителями и вышестоящими организациями;

6) инновационные  потребности (возможные связи  данного предприятия с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями);

7) формы  и методы стимулирования и  оплаты труда сотрудников

       Таким образом, системный анализ начинается с уточнения или формулирования целей конкретной системы управления (предприятия или компании) и поиска критерия эффективности, который должен быть выражен в виде конкретного показателя. Как правило, большинство организаций являются многоцелевыми. Множество целей вытекает из особенностей развития предприятия (компании) и его фактического состояния в рассматриваемый период времени, а также состояния окружающей среды (геополитические, экономические, социальные факторы).

       Четко и грамотно сформулированные цели развития предприятия (компании) являются основой для системного анализа и разработки программы исследований. 

1.2. Основные подходы в системном исследовании 

       Системный подход — это такое направление метода логики научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экономической системы.

       В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство.

       Рассмотрим  основные принципы системного подхода (системного анализа).

       1. Целостность, позволяющая рассматривать  одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

       2. Иерархичность строения, т.е. наличие  множества (по крайней мере  двух) элементов, расположенных на  основе подчинения элементов  низшего уровня — элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

       3. Структуризация, позволяющая анализировать  элементы системы и их взаимосвязи  в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

       4. Множественность, позволяющая использовать  множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

       Как отмечалось выше, при системном подходе  важное значение приобретает изучение характеристик организации как системы, т.е. характеристик «входа», «процесса» и характеристик «выхода».

       При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», т.е. товары или услуги, а именно что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги.

       Затем определяют параметры входа, т.е. исследуется  потребность в ресурсах (материальных финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.). И наконец, не менее важное значение приобретает исследование параметров процесса, преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факторы и пути ее совершенствования.

       Таким образом, системный подход позволяет  нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

       Комплексный подход предполагает учитывать при анализе как внутреннюю так и внешнюю среду организации. Это означает, что необходимо учитывать не только внутренние, но и внешние факторы — экономические, геополитические, социальные, демографические, экологические и др. Факторы — важные аспекты при анализе организаций и, к сожалению, учитываются не всегда. Например, часто социальные вопросы при проектировании новых организаций не учитываются либо откладываются. При внедрении новой техники не всегда принимаются во внимание показатели эргономичное™, что приводит к повышению утомляемости рабочих и в итоге — к снижению производительности труда. При формировании новых трудовых коллективов должным образом не учитываются социально-психологические аспекты, в частности, проблемы мотивации труда. Суммируя сказанное, можно утверждать, что комплексный подход является необходимым условием при решении задачи анализа организации.

       Для исследования функциональных связей информационного обеспечения систем управления используется интеграционный подход, суть которого в том, что исследования осуществляются как по вертикали (между отдельными элементами системы управления), так и по горизонтали (на всех стадиях жизненного цикла продукта).

       Под интеграцией понимается объединение  субъектов управления для усиления взаимодействия всех элементов системы  управления конкретной организации. При  таком подходе появляются более прочные связи между отдельными подсистемами организации, более конкретные задания. Например, управляющая система задает службам и подразделениям организации конкретные показатели их деятельности по качеству, количеству, затратам ресурсов, срокам и т.д. На основе выполнения этих показателей достигаются поставленные пели.

       Согласованность показателей по стадиям жизненного цикла продукта позволяет создать структуру управления, обеспечивающую оперативность и гибкость управления.

       Интеграция  по вертикали представляет собой  объединение юридически самостоятельных организаций для наилучшего достижения поставленных целей. Это обеспечивается, во-первых, объединением усилий людей, т.е. синергетическим эффектом, во-вторых, созданием новых научно-экспериментальных баз, внедрением новых технологий и нового оборудования. Интеграция дает организациям дополнительные возможности для повышения их конкурентоспособности за счет расширения сотрудничества. Применение интеграционного подхода создает условия для наилучшего осуществления стратегических задач на всех уровнях в системе управления: на уровне холдинга, отдельных компаний и конкретных подразделений.

Информация о работе Системный анализ в исследовании управления