Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:37, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является исследование сущности системного подхода в менеджменте.
Достижение этой цели предопределяет постановку и решение следующих задач:
Изучить теоретический аспект применения системного подхода в менеджменте.
Раскрыть содержание и характеристику системного подхода.
Рассмотреть разновидности системного подхода.
Показать значение системного подхода в управленческой деятельности организации.
Введение
3
Глава 1. Теоретический аспект системного подхода в менеджменте
1.1. Современные подходы к менеджменту
5
5
1.2. Содержание и характеристика системного подхода
7
1.3. Основные понятия и характеристики общей теории систем
8
1.4. Сущность, задачи и принципы системного подхода
9
Глава 2. Системный подход в менеджменте организации
2.1. Системный подход в менеджменте
12
12
2.2. Организация как система
13
2.3. Виды системного подхода в управлении
15
2.4. Принятие решения в организации.
18
2.5.Значение системного подхода в управленческой деятельности организации
21
Заключение
25
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
Глава 1. Теоретический аспект системного подхода в менеджменте 1.1. Современные подходы к менеджменту |
5
5 |
1.2. Содержание и характеристика системного подхода |
7 |
1.3. Основные понятия и характеристики общей теории систем |
8 |
1.4. Сущность, задачи и принципы системного подхода |
9 |
Глава 2. Системный подход в менеджменте организации 2.1. Системный подход в менеджменте |
12 12 |
2.2. Организация как система |
13 |
2.3. Виды системного подхода в управлении |
15 |
2.4. Принятие решения в организации. |
18 |
2.5.Значение системного подхода в управленческой деятельности организации |
21 |
Заключение |
25 |
Список использованной литературы |
28 |
Приложения |
30 |
Введение
Управление представляет собой неотъемлемую часть любой человеческой деятельности. В управлении нуждается не только производство, но и государства, города и территории, отрасли, больницы и университеты, церкви и агентства социального обеспечения и т.д. Для того, чтобы организация могла добиться своих целей, eё задачи должны быть скоординированы. Философы древности полагали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления. А значит тема «Системный подход в менеджменте» актуальна.
На сегодняшний день существуют четыре основных концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления: научного управления; административного управления; управления с позиций психологии и человеческих отношений; управления с позиций науки о поведении. В рамках современной научной концепции выделяют три основных подхода к управлению: подход к управлению как к процессу; ситуационный подход; системный подход;
В данной работе подробно будет рассмотрен системный подход в менеджменте как современный научный подход к управлению организацией предполагающий, что организация рассматривается как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Объектом исследования является системный подход,
Предметом исследования выступает механизм реализации системного подхода в управлении (менеджменте).
Основной целью курсовой работы является исследование сущности системного подхода в менеджменте.
Достижение этой цели предопределяет постановку и решение следующих задач:
Разработанность темы: Системный подход достаточно изучен. Значительный вклад внесли зарубежные ученые, такие как Акофф Р., Берман Р., Бир С., Виссема X., Друкер П., Клир Д., Кунц Г., Янг С. и другие, а так же российские ученые: Афанасьев В.Г., Гвишиани Д.М., Голубков Е.П., Валуев С.А., Добкин В.М., Евенко Л.И., Жариков О.Н., КолесниковЛ.А., Мильнер Б.З., Перегудов Ф.И., Пригожин А.И., Райзберг Б.А., Рапопорт Б.С, Тамбовцева В.Л., и др «Принципы научного управления», Фредерика Тейлора опубликованные в 1911 году получили развитие в трудах А. Файоля, П. Друкера, М. Х. Мескона, Х. Вольфганта, а также в трудах отечественных ученных - Г. Х. Попова, А. В. Попова, Ю. П. Васильева, А. И. Анчишкина и и др. Применение системного подхода в менеджменте тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоуренс, Э. Г. Юдин и др. В 60-70-е гг. системный подход становится универсальной идеологией менеджмента, а системный анализ — общепризнанным инструментарием.
При написании работы были применены следующие методы исследования: проработка источников, различающихся по времени написания (исторический метод); анализ существующей базы источников по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа); обобщение и синтез различных точек зрения, представленных в источниках (метод научного синтеза и обобщения).
Структура работы: Во введении обосновывается актуальность проблемы, описывается степень изученности проблемы, отражаются цели и задачи исследования, дается краткая характеристика работы. В первой главе излагаются теоретические основы проблемы, трактовка сущности и содержания основных понятий и категорий, дается обзор литературы по теме исследования с приведением различных точек зрения на проблему, описывается имеющийся зарубежный и отечественный опыт. Во второй главе основное внимание уделяется характеристике объекта исследования, анализу его состояния в современных условиях, проводится анализ предмета исследования, определяются его результаты. В заключении подводятся общие итоги исследования и делаются основные выводы по работе.Основой для написания теоретической части работы стали монографии и публикации в периодических изданиях.
Глава 1. Теоретический аспект системного подхода в менеджменте
1.1. Современные подходы к менеджменту
Термин "менеджмент" пришел в наш лексикон сравнительно недавно. В переводе с английского "менеджмент" означает управление и имеет широкое значение. Среди специалистов нет однозначного понимания и определения содержания менеджмента. [2, С.12]. Авторы известного учебника М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури считают что: "Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации" [18, С.32]. Теоретики менеджмента С. Норткон, Паркинсон и др. утверждают, что управление - "это не совокупность видов деятельности, один их которых - отношения между людьми. Управление и есть умение обращаться с людьми", и что "управлять - это побуждать людей к деятельности" [16, С.41]. Авторы учебника "Основы менеджмента" Дж. Доннелли, Дж. Гибсон и Дж. Иванкевич пишут: "Менеджмент - это процесс поддержания одним или несколькими людьми деятельности других людей с целью достижения результата, которого один человек не может достичь, действуя в одиночку" [10, С.32]. Ригард М. Ходгеттс и Дональд Ф. Куратко близки к этому определению и считают, что "менеджмент - это процесс постановки целей и координации усилий людей по их достижению" [12, С.45]. Среди российских ученых так же нет однозначного подхода к определению содержания менеджмента. Одни считают, что "менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента… - это управление в условиях рынка, рыночной экономики..." [6, С.22]. Другие соглашаясь, что управление представляет "особый вид отношений между людьми", содержание которого "состоит в том, что один человек хочет добиться от другого того, чего другой сам по себе бы не делал", а менеджмент - это "наука об эффективности управления предприятием; она включает в себя учение о принципах организации предприятия (юридическая часть), о стратегии его развития (идеологическая часть), о подборе персонала (социологическая часть) и способах оптимизации его работы (психологическая часть)" [13, С.19]. Далее в работе понятие менеджмент будет использоваться как система управления в целом, как специфический вид деятельности, без которого не может существовать ни одно общество, ни одно государство, можно рассматривать в качестве относительно самостоятельной сферы жизни общества" [4, С.28].
Ключевыми положениями современной системы взглядов на менеджмент стали следующие позиции [34, С.32].:
1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, согласно которым успех организации зависит от управления внутренними факторами. На первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности к постоянно меняющейся внешней среде.
2. Использование в управлении теории систем, т. е. рассмотрение организации в единстве ее составных частей, неразрывно связанных с внешним миром.
3. Использование ситуационного подхода к управлению, согласно которому вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответные действия на различные внешние факторы.
4. Признание социальной ответственности менеджмента перед обществом в целом и перед отдельными людьми, которые работают в организации.
Более того, руководитель фирмы может заранее провести соответствующее прогнозирование будущих состояний фирмы [7, С.30].
В современном менеджменте различают системный, ситуационный и процессный подходы [12, С.17].
Эти подходы принято называть синтетическими, поскольку для них характерен взгляд на управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации [27, С.54]. Реализация менеджмента в практической деятельности фирм выступает как система управления. Менеджмент стремиться найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде. Это обусловило появление и развитие в современных условиях новых подходов к управлению, ориентированных на решение проблем управления в крупных промышленных фирмах, международных по сфере деятельности – транснациональных корпорациях [22, С.112].
Процессный подход – определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий – функций управления. Оптимальный набор включает следующие функции: планирование, организация, распорядительство (командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и видение переговоров или заключение сделок [12, С.35].
Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует и единого лучшего способа управления организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, наиболее соответствующий данной ситуации. Под ситуацией понимается конкретный набор обстоятельств, которые оказывают воздействие на функционирование организации в данное время. Его использование позволяет понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Он предполагает определение основных внутренних внешних факторов, которые воздействуют на функционирование организации [12, С.36].
Системный подход предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. 25, С.38].
1.2. Содержание и характеристика системного подхода
Системный подход в широком смысле включает, применение системных методов для решения задач систематики, планирования и организации комплексного и систематического эксперимента [33, С. 11]. Он развивался, решая триединую задачу: аккумуляции в общенаучных понятиях и концепциях новейших результатов науки, касающихся системной организованности объектов действительности и способов их познания; интеграции принципов и опыта развития философии, прежде всего результатов разработки философского принципа системности и связанных с ним категорий; применения разработанного на этой основе концептуального аппарата и средств моделирования для решения актуальных комплексных проблем (Приложение 1). Он представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы.
1.3. Основные понятия и характеристики общей теории систем
Теория систем имеет дело с анализом, проектированием и функционированием систем [27, С. 124].
1. Компоненты системы
(элементы, подсистемы). Любая система,
независимо от открытости, определяется
через её состав. Эти компоненты
и связи между ними создают
свойства системы, её
2. Границы системы - это разного рода материальные и нематериальные ограничители, дистанцирующие систему от внешней среды. С точки зрения общей теории систем, каждая система выступает частью бoльшей системы (которая называется сверхсистемой, суперсистемой, надсистемой). В свою очередь, каждая система состоит из двух или более подсистем.
3. Синергия (от греческого - вместе действующий). Это понятие используется для описания явлений, при котором целое всегда больше или меньше, чем сумма частей, составляющих это целое. Система функционирует до тех пор, пока отношения между компонентами системы не приобретают антагонистического характера.
4. Вход - Преобразование - Выход.
Организационная система в