Системный подход в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание

Основной целью курсовой работы является исследование сущности системного подхода в менеджменте.
Достижение этой цели предопределяет постановку и решение следующих задач:
Изучить теоретический аспект применения системного подхода в менеджменте.
Раскрыть содержание и характеристику системного подхода.
Рассмотреть разновидности системного подхода.
Показать значение системного подхода в управленческой деятельности организации.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Теоретический аспект системного подхода в менеджменте
1.1. Современные подходы к менеджменту
5

5
1.2. Содержание и характеристика системного подхода
7
1.3. Основные понятия и характеристики общей теории систем
8
1.4. Сущность, задачи и принципы системного подхода
9
Глава 2. Системный подход в менеджменте организации
2.1. Системный подход в менеджменте
12
12
2.2. Организация как система
13
2.3. Виды системного подхода в управлении
15
2.4. Принятие решения в организации.
18
2.5.Значение системного подхода в управленческой деятельности организации
21
Заключение
25
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Системный подход в менеджменте.docx

— 146.44 Кб (Скачать документ)

 

2.3. Виды системного подхода в управлении

 

Комплексный подход предполагает учитывать как внутреннюю, так и внешнюю среду организации. Необходимо учитывать не только внутренние, но и внешние факторы - экономические, геополитические, социальные, демографические, экологические и др. Факторы - важные аспекты при анализе организаций и, к сожалению, учитываются не всегда. Такой подход является необходимым условием при решении задач организации [17, C.15-19].

Для исследования функциональных связей информационного обеспечения  систем управления используется интеграционный подход, суть которого в том, что исследования осуществляются как по вертикали (между отдельными элементами системы управления), так и по горизонтали (на всех стадиях жизненного цикла продукта). Интеграция обеспечивает наилучший контроль и регулирование в процессе реализации новых нормативных актов, а так же дает организациям дополнительные возможности для повышения их конкурентоспособности за счет расширения сотрудничества [31, С. 94].

Сущность ситуационного  подхода заключается в том, что побудительным мотивом к являются конкретные ситуации, существенно влияющие на эффективность управления. При таком подходе система управления в зависимости от характера ситуаций может менять любую из своих характеристик. Объектами анализа в данном случае могут быть: структура управления: в зависимости от ситуации и на основании проведенных объемных расчетов выбирается структура управления с преобладанием либо вертикальных, либо горизонтальных связей; методы управления; стиль руководства: в зависимости от профессионализма, численности и личностных качеств сотрудников выбирается стиль руководства, ориентированный либо на задачи, либо на человеческие отношения; внешняя и внутренняя среда организации; стратегия развития организации; технологические особенности производственного процесса [11, С.234]. 

Маркетинговый подход предполагает проведение анализа организаций на основе результатов маркетинговых исследований. Главной целью при таком подходе является ориентация управляющей системы на потребителя, Реализация поставленной цели требует прежде всего совершенствования деловой стратегии организаций, цель которой обеспечить своей организации устойчивое конкурентное преимущество. Маркетинговый анализ призван выявить эти конкурентные преимущества и факторы их определяющие: качество продукции или услуг; качество управления самой организации; маркетинговое качество, т.е. свойство товара соответствовать реальной потребности населения, конкурентную позицию организации в отрасли на данный период времени [15,C.59].

Инновационный подход основан на умении организации быстро реагировать на изменения, диктуемые внешней средой. Это касается внедрения нововведений, новых технических решений, неуклонного возобновления производства новых товаров и услуг для наилучшего удовлетворения потребностей рынка сбыта.

Внедрение инноватики требует проведения системного анализа возможностей организации для внедрения того или иного новшества. Процесс анализа при инновационном подходе весьма сложен и охватывает все стадии жизненного цикла продукта.

Анализ возможности  проведения научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ. Здесь необходимо определить, располагает ли данная организация необходимыми финансовыми ресурсами. Поиск надежных финансовых инвесторов имеет немаловажное значение, поскольку наукоемкое производство таит в себе большую неопределенность.

Анализ возможности  внедрения в производство результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Необходимо определить техническую, организационную и экономическую целесообразность внедрения новой техники либо технологии.

 Анализ возможности вывода нового продукта на рынок. Особую роль здесь должен сыграть маркетинговый подход. Необходимо изучить требования рынка, характер продукции подобного типа, пользующейся спросом, определить, где она производится и в каком количестве. Управление организации должно быть направлено на поощрение инициативы и предприимчивости изобретений [6, С.234]. 

Сущность нормативного подхода: Анализ любой системы управления с целью ее совершенствования связан с учетом совокупности важнейших нормативов, которыми руководствуется в своей деятельности аппарат компании. Это и установленные для каждой отрасли нормативы. (Положение об организации, должностные инструкции, штатное расписание и другие.)

Нормативы могут иметь  целевую, функциональную и социальную направленность. К целевым нормативам относится все то, что обеспечивает реализацию поставленных перед организацией целей. К функциональным нормативам относится качество и своевременность  проработки планов, четкая организованность подразделений, оперативный учет и  контроль, строгое распределение  функциональных обязанностей в каждом структурном подразделении организации. Нормативы в социальной сфере  должны обеспечить оптимальные условия  для специального развития коллектива. ем больше будет научно обоснованных нормативов по всем аспектам деятельности организации, тем скорее придет успех в достижении поставленных целей [22, С.116]. 

Целью поведенческого подхода является создание всех необходимых условий для реализации творческих способностей каждого сотрудника, для осознания собственной значимости в управлении организацией. Важное значение для менеджеров здесь приобретает изучение различных поведенческих подходов, которые рекомендует общий менеджмент и исследование возможности их применения в процессе анализа организации. Удачно подобранная команда единомышленников и партнеров, способных понимать и внедрять идеи своего руководителя, — важнейшее условие экономического успеха [22, С.120].

Традиционный и системный подходы  используют и анализ (расчленение  целого на части) и синтез (объединение частей в целое) при выработке управленческих решений. Различие заключается в сочетании, последовательности этих методов. Традиционное мышление содержит следующую последовательность этапов: 1) расчленение (анализ) того, что предстоит объяснить; 2) объяснение поведения или свойств частей взятых по отдельности; 3) объединение (синтез) этих объяснений в объяснение целого. В системном подходе также можно выделить три ступени: 1) определение целого (системы), частью которого является интересующий нас объект; 2) объяснение поведения или свойств этого целого (системы); 3) объяснение поведения или свойств интересующего нас предмета с точки зрения его функций в этом целом, частью которого он является. Т.е. при системном подходе синтез предшествует анализу, а при традиционном - наоборот.

При аналитическом подходе  объясняемый предмет рассматривается, как целое, которое предстоит  разложить на части. При системном  подходе, объясняемый предмет рассматривается как часть некоторого целого [27,C.52]. То есть традиционный подход к управлению исходит из предпосылки, что наилучшего функционирования предприятия можно достичь простым суммированием его частей в режимах наилучшего их функционирования. Принцип системности утверждает, что для сложных систем это условие не выполняется.

 

2.4. Принятие решения в организации

 

Характерной особенностью управления любыми объектами является достижение определенных целей. Эта общая особенность  может быть положена в основу определения процесса управления. Процессом управления называют целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления в целях реализации функций управления. Процесс управления состоит из циклически повторяющейся во времени последовательности видов управленческой деятельности, которые получили название функций управления. В качестве наиболее общих агрегированных функций управления обычно рассматриваются планирование, организация, мотивация и контроль (см. рис. 6).

 
Рис. 6. Процесс управления [18, С. 231].

 

Выходом планирования является утвержденный план той или иной длительности и содержания.

Организация предполагает адаптацию  существующей оргструктуры управления под новые цели и задачи, сформулированные в плане, рационализацию распределения задач, ответственности и прав, решение кадровых вопросов, то есть организационное обеспечение выполнение плана. Мотивация направлена на стимулирование эффективного труда как руководителей, так и сотрудников организации. По сути дела, функции организации и мотивации — это функции обеспечения выполнения принятого плана. Контроль направлен на оценку уровня выполнения плановых заданий. Данные контроля, наряду с информацией о состоянии внешней среды, являются необходимыми для разработки плана на следующий плановый период. Таким образом, функция контроля заключает данный цикл управления и в то же время дает информацию для начала следующего цикла управления. С этих позиций граница между функциями контроля и планирования в цикле управления является довольно условной Каждая из этих функций, в свою очередь, может быть представлена совокупностью более частных функций. Выполнение общих и частных функций управления требует принятия решения. В каждую такую функцию управления можно встроить рассматриваемые ниже процедуры принятия решений. Принятие решений обеспечивает ответы на вопросы, что делать и как делать. Выполнение различных функций управления, таким образом, можно представить как последовательность соответствующих решений. Управленческое решение связывает функции управления.

Определение принятия решения – в узком смысле — это заключительный акт деятельности по выявлению, анализу различных вариантов решения. В широком смысле принятие решения — процесс, протекающий во времени, осуществляемый в несколько этапов. Важной особенностью решения является целенаправленность и сознательность выбора [36].

Процесс принятия решения. Научную сторону принятия решений прежде всего составляет теория принятия решений, в которой содержится система основных идей, описываются закономерности процесса принятия решений, определяются методы и технология принятия решений.

Нормативные модели делают акцент на том, как лицо принимающее решение (далее ЛПР) должно подходить к принятию решений, чтобы добиться достижения поставленных целей (нормативов), какие методы обоснования целесообразно использовать на разработке математических методов, моделей и алгоритмов выбора решений. Роль ЛПР практически игнорируется. Однако в целом данная концепция неадекватна процессу формирования решений, поскольку наиболее сложные и неформальные процедуры, связанные с постановкой задачи, формированием ситуаций, целей, ограничений, вариантов решений и оценкой их предпочтений, в ней не рассматриваются. Попытка осмыслить истинные причины принятия решений привела к возникновению дескрипторных моделей, в основе которых лежит поведенческая теория принятия решений (второй подход). Она носит ярко выраженный объясняющий, а не предписывающий характер. В ней используются психологические модели, в которых учитываются процессы и силы, объясняющие реальное поведение ЛПР. В основе логической схемы процесса принятия решения лежит комплексное использование нормативных и дескрипторных моделей (третий подход).

Комплексная концепция управленческих решений характеризуется рациональным использованием логического мышления и интуиции ЛПР, математических методов  и вычислительных средств при принятии решений. Важной особенностью этой концепции является использование качественных данных, которые с помощью математических методов могут быть подвергнуты количественному анализу ( Приложение 5). В приведенной схеме этапов процесса принятия решения специально (отдельно) не выделены этапы построения моделей, выбора оценочных критериев, сбора информации.

То же касается поиска и  анализа информации. Эта работа осуществляется практически на всех этапах процесса принятия решений, а не только на начальном, как иногда предлагается. Чтобы избежать стремления собирать информацию вообще, лучше осуществлять это прицельно, привязывая сбор информации к отдельным этапам процесса принятия решения, к тем моделям, которые на них используются. Достаточно четкое последовательное разделение на этапы является упрощением, так как реальные этапы принятия решений часто в той или иной степени осуществляются параллельно. Этапы и процедуры имеют между собой прямые и обратные связи. Обратные связи отражают итеративный циклический характер между этапами и процедурами. Итерации в процессе принятия решений обусловлены необходимостью уточнения и корректировки данных после выполнения определенных процедур и возврата к работам на любой предшествующий этап. Требования, которым должно удовлетворять управленческое решение: своевременность принятия решения; его обоснованность; директивность и адресность; непротиворечивость и ответственность за результаты решения. Каждое решение включает в себя, в свою очередь, еще ряд предварительных решений и действий и т.д.

Критерий, ограничивающий возможные  варианты и сам этот процесс  —  ресурсы, имеющиеся в распоряжении. После перебора адекватных ресурсам альтернатив должны остаться силы и  время на действие, поскольку самое  эффективное управленческое решение  бесполезно без управленческого  действия. Важны два первых этапа: анализ ситуации и постановка задачи; и подготовка решения — выявление и оценка альтернатив; вот почему так важно участие в процессе «ЛПР» — лица, принимающего решения, будь то конкретное должностное лицо или соответствующая структура [29, С.304].

Например схема процесса принятия маркетинговых решений в общем виде будет выглядеть так (Приложение 6). Она отражает алгоритм процесса принятия решений в пространстве многих критериев.

В качестве критериев, в зависимости  от конкретной задачи, требующей решения  могут использоваться: доля рынка, емкость  рынка, уровень конкуренции, имидж фирмы, привлекательность рынка и т.д.

Информация о работе Системный подход в менеджменте