Системный подход в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание

Основной целью курсовой работы является исследование сущности системного подхода в менеджменте.
Достижение этой цели предопределяет постановку и решение следующих задач:
Изучить теоретический аспект применения системного подхода в менеджменте.
Раскрыть содержание и характеристику системного подхода.
Рассмотреть разновидности системного подхода.
Показать значение системного подхода в управленческой деятельности организации.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Теоретический аспект системного подхода в менеджменте
1.1. Современные подходы к менеджменту
5

5
1.2. Содержание и характеристика системного подхода
7
1.3. Основные понятия и характеристики общей теории систем
8
1.4. Сущность, задачи и принципы системного подхода
9
Глава 2. Системный подход в менеджменте организации
2.1. Системный подход в менеджменте
12
12
2.2. Организация как система
13
2.3. Виды системного подхода в управлении
15
2.4. Принятие решения в организации.
18
2.5.Значение системного подхода в управленческой деятельности организации
21
Заключение
25
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Системный подход в менеджменте.docx

— 146.44 Кб (Скачать документ)

5. Цикл жизни. Любая  открытая система обладает циклом  жизни: возникновение ==> становление  ==> функционирование ==> кризис ==> крах

6. Системообразующий элемент  - элемент системы, от которого  в решающей степени зависит  функционирование всех остальных  элементов и жизнеспособность системы в целом [7, С. 32].

 

1.4. Сущность, задачи и принципы системного подхода

 

К числу важнейших задач  системного подхода относятся:

1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем;

2) построение обобщенных  моделей системы, моделей разных  классов и специфических свойств  систем;

3) исследование структуры  теорий систем и различных  системных концепций и разработок [25, C.115].

Сущность системного подхода  формулировалась многими авторами. В данной работе используется формулировка В. Г. Афанасьева, определившего ряд взаимосвязанных аспектов, которые в совокупности и единстве составляют системный подход:

- системно-элементный, отвечающий  на вопрос, из чего (каких компонентов)  образована система;

- системно-структурный, раскрывающий  внутреннюю организацию системы,  способ взаимодействия образующих  ее компонентов;

- системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет  система и образующие ее компоненты;

- системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими, как по горизонтали, так и по вертикали;

- системно-интегративный,  показывающий механизмы, факторы  сохранения, совершенствования и  развития системы;

-  системно-исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы [40, C.123].

Выделяются следующие черты системного подхода:

-Эта форма методологического знания, связанна с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.

- Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета – собственный уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы – вышестоящий уровень; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами - нижестоящий уровень [39, С. 14].

Системный подход применяется к  множествам объектов, отдельным объектам и их компонентам, а также к  свойствам и интегральным характеристикам  объектов. Требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями [20, C.93].

В каждом конкретном случае его применение должно давать реальный, вполне ощутимый эффект, находить пробелы  в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять задачи научных  исследований, в отдельных случаях - путем интерполяции и экстраполяции - предсказывать свойства отсутствующих частей описания [21, C.87].

Итак системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), (см. рис.2)., а так же обратную связь, (см. рис.3) и связь с внешней средой (см. рис.4) [27, C.15].

Определение понятий системного подхода  даны в словаре терминов.

 

 

 

Рис. 2. Функционирование системы [27, C.15].

 

Основными функциями обратной связи являются:

- противодействие тому, что делает сама система, когда она выходит за установленные пределы (например, реагирование на снижение качества);

- компенсация возмущений и поддержание состояния устойчивого равновесия системы (например, неполадки в работе оборудования);

- синтезирование внешних и внутренних возмущений, стремящихся вывести систему из состояния устойчивого равновесия, сведение этих возмущений к отклонениям одной или нескольких управляемых величин (например, выработка управляющих команд на одновременное появление нового конкурента и снижение качества выпускаемой продукции);

- выработка управляющих воздействий на объект управления по плохо формализуемому закону. Например, установление более высокой цены на энергоносители вызывает в деятельности различных организаций сложные изменения, меняют конечные результаты их функционирования, требуют внесения изменений в производственно-хозяйственный процесс путем воздействий, которые невозможно описать с помощью аналитических выражений [40, C.112]. Нарушении обратных связей ведет к тяжелым последствиям.

 

Рис. 3. Обратная связь в функционировании системы[40, C.112]

 

Отдельные локальные системы  утрачивают способность к эволюции и тонкому восприятию намечающихся новых тенденций, перспективному развитию и научно обоснованному прогнозированию  своей деятельности на длительный период времени, эффективному приспособлению к постоянно меняющимся условиям внешней среды [38, С.142]. Важной особенностью системного подхода является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта [37.].

Таким образом, системный  подход — это совокупность принципов, определяющих цель и стратегию решения  сложных проблем, метод, основанный на представлении объекта-носителя проблемы в качестве системы, включающий с одной стороны разложение сложной  проблемы на ее составляющие, анализ этих составляющих, вплоть до постановки конкретных задач, имеющих отработанные алгоритмы решения, а с другой стороны, удержание этих составляющих в их неразрывном единстве. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний.

 

 

Глава 2. Системный подход в менеджменте организации

 

2.1. Системный подход в менеджменте

 

Примерно со средины 1950-х  гг. системный подход проникает в  самые разные исследовательские  области, как естествознания, так и обществознания (Приложение 3). К этому периоду уже существуют разнообразные подходы и концепции в менеджменте, уже четко обозначается «классический» период или «классическая школа» менеджмента, «школа человеческих отношений», «научный менеджмент», психологические подходы в теории управления, теории мотивации и ряд других [16,C.52].

Историю развития системных  идей в менеджменте можно разделить  на три этапа, различающихся с  точки зрения лежащих в их основе философско-методологических принципов: [16,C.56]

1-й этап. Становление и  развитие жесткого системного  подхода (середина 1950-х-середина 1970-х  годов);

2-й этап. Становление и  развитие мягкого системного  подхода (середина 1970 годов - настоящее  время);

3-й этап. Комплементаризм в менеджменте (вторая половина 1980-х гг. - настоящее время).

В настоящее время системный  подход все шире применяется в  управлении,  накапливается опыт построения системных описаний объектов исследования. Системный подход в управлении можно представить в совокупности принципов, которым необходимо следовать и которые отражают как содержание, так и особенность системного подхода [14, C. 87-98].

  • Принцип целостности.
  • Принцип совместимости элементов целого.
  • Принцип функционально-структурного строения целого.
  • Принцип развития.
  • Принцип лабиализации функций.
  • Принцип полифункциональности.
  • Принцип итеративности.
  • Принцип вероятностных оценок
  • Принцип вариантности.

(Приложение 4)

В соответствии с этим подходом организация рассматривается как  система - некая целостность, состоящая  из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в  характеристику целого.

Организация является сложной (испытывающей воздействие внутренних факторов), открытой (находящейся под  воздействием внешних факторов), социотехнической (люди - техника) системой. Все подсистемы (элементы) взаимосвязаны по вертикали и по горизонтали.

Системный подход в менеджменте - это не набор каких-то принципов или правил для менеджеров, а способ мышления по отношению к управлению, к фирме. Он требует комплексного решения любых проблем организации [15, С. 154].

Наиболее популярной теорией  системного подхода является теория "7-С", которую разработали в  конце 80-х годов XX в. Э. Атос, Р. Паскаль, Т. Питерс и Р. Уотермен. «7-S» — это семь взаимосвязанных переменных, названия которых в английском языке начинаются с буквы «S»: «стратегия», «структура», «система управления», «персонал», «квалификация сотрудников», «организационные ценности» [23, С. 17].

Изменения в одной переменной через систему связей оказывают  влияние на состояние остальных, поэтому поддержание баланса  и гармонии между ними составляет главную задачу современного менеджмента.

 

2.2. Организация как система

 

Всесторонний анализ внутреннего  строения организации обеспечивается с помощью использования системного подхода. К социальной организации полностью применим системный подход, представляющий методологию познания составных частей через целое и целого через составные части [19, С. 226]. Организации свойственны все признаки системы: множество элементов; единство главной цели для всех элементов; относительная самостоятельность элементов; наличие связей между элементами; целостность и единство элементов структуры; четко выраженное управление. Внутри организации существуют подразделения, решающие самостоятельные задачи, между которыми устанавливается функциональное и информационное воздействие. Следовательно, организация представляет собой сложную систему. С другой стороны, организация является элементом общественной системы. Различаются системы открытые и закрытые. Открытая система признает взаимодействие с окружающим миром [28, С. 70].

Организация получает сырье, человеческие ресурсы из окружающего  мира. Они зависят от клиентов и  заказчиков, потребляющих их продукцию. Банки активно взаимодействуют с внешней средой, открывают депозиты, обращают их в кредиты и инвестиции, прибыль используют для своего развития, выплаты дивидендов и уплаты налогов. Все это говорит о том, что организация может быть представлена как открытая система. Разграничения систем на открытые и закрытые не является жестким.

Все системы имеют вход, трансформационный процесс и  выход. В процессе своей жизнедеятельности  любая организация взаимодействует со многими другими организациями. Одни получают сырье, энергию, информацию, другие – ресурсы и преобразуют их в товары и услуги, прибыль, отходы. Таким образом, как самостоятельная единица общественной системы организация имеет определенный набор связей с внешней средой [32, С. 8-21].

К внешней среде относятся  все люди и организации, с которыми рассматриваемая организация осуществляет взаимодействие в процессе своей  деятельности. Сюда следует так же отнести факторы общественной жизни  и явления природы, оказывающие  влияние на функционирование организации. В число объектов и субъектов  внешней среды организации входят банки, инвестиционные органы, учреждения власти, службы занятости, учебные заведения, общественные и политические организации, поставщики, партнеры, конкуренты, потребители, клиенты и т. д. [26, С. 178]. Существенное влияние на деятельность организаций оказывают факторы и явления внешней среды, к которым относятся: политические факторы, предопределяющие стабильность политической обстановки в стране; международные факторы, определяющие поведение организаций на мировом рынке; социально-экономические факторы, характеризующие структуру экономики страны и уровень развития отдельных секторов рынка; правовые факторы, отражающие законодательную систему взаимодействия организаций; научно-технические факторы, влияющие на использование новых технологий в управлении и производстве товаров; природные факторы, вызывающие колебания спроса на различные виды товаров и услуг; культурные факторы; форс-мажорные обстоятельства (см. рис 4.). Организация как элемент общественной системы имеет собственный коллектив, внутреннюю структуру и взаимосвязи или в полном смысле слова свою внутреннюю жизнь и свои интересы. Иначе говоря, каждая организация, кроме внешней среды, имеет внутреннюю среду. Внутренняя среда – это все то, что находится «внутри» организации. К внутренней среде относятся ресурсы, оборудование, используемые технологии, кадры, информация, социально-психологический климат, организационная культура и имидж организации. Организации существовали и раньше, но в рамках новой концепции этому понятию придали новое представление о предприятии. Организация есть  целенаправленная система, которая является частью одной или более целенаправленных систем и  части, которой — люди имеют собственные цели [30, С. 472].

 

Рис. 4. Внешние факторы влияющие на функционирование [28, С.145]. 

 

Характер воздействия  на предприятие его элементов  зависит от того, как оно воздействует на них, и точно так же влияние  на него систем более высокого порядка  зависит от его влияния на такие  системы. Принципиально новым моментом в задачах менеджмента стала  необходимость учета и согласования целей отдельного предприятия и  работающих на нем людей, а также  целей систем, в которые входит это предприятие, для достижения цели рассматриваемой системы (предприятия).

Информация о работе Системный подход в менеджменте