Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:37, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является исследование сущности системного подхода в менеджменте.
Достижение этой цели предопределяет постановку и решение следующих задач:
Изучить теоретический аспект применения системного подхода в менеджменте.
Раскрыть содержание и характеристику системного подхода.
Рассмотреть разновидности системного подхода.
Показать значение системного подхода в управленческой деятельности организации.
Введение
3
Глава 1. Теоретический аспект системного подхода в менеджменте
1.1. Современные подходы к менеджменту
5
5
1.2. Содержание и характеристика системного подхода
7
1.3. Основные понятия и характеристики общей теории систем
8
1.4. Сущность, задачи и принципы системного подхода
9
Глава 2. Системный подход в менеджменте организации
2.1. Системный подход в менеджменте
12
12
2.2. Организация как система
13
2.3. Виды системного подхода в управлении
15
2.4. Принятие решения в организации.
18
2.5.Значение системного подхода в управленческой деятельности организации
21
Заключение
25
Список использованной литературы
5. Цикл жизни. Любая
открытая система обладает
6. Системообразующий элемент
- элемент системы, от которого
в решающей степени зависит
функционирование всех
1.4. Сущность, задачи и принципы системного подхода
К числу важнейших задач системного подхода относятся:
1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем;
2) построение обобщенных
моделей системы, моделей
3) исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок [25, C.115].
Сущность системного подхода
формулировалась многими
- системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;
- системно-структурный,
- системно-функциональный,
показывающий, какие функции выполняет
система и образующие ее
- системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими, как по горизонтали, так и по вертикали;
- системно-интегративный,
показывающий механизмы,
- системно-исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы [40, C.123].
Выделяются следующие черты системного подхода:
-Эта форма методологического знания, связанна с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.
- Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета – собственный уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы – вышестоящий уровень; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами - нижестоящий уровень [39, С. 14].
Системный подход применяется к множествам объектов, отдельным объектам и их компонентам, а также к свойствам и интегральным характеристикам объектов. Требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями [20, C.93].
В каждом конкретном случае его применение должно давать реальный, вполне ощутимый эффект, находить пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять задачи научных исследований, в отдельных случаях - путем интерполяции и экстраполяции - предсказывать свойства отсутствующих частей описания [21, C.87].
Итак системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), (см. рис.2)., а так же обратную связь, (см. рис.3) и связь с внешней средой (см. рис.4) [27, C.15].
Определение понятий системного подхода даны в словаре терминов.
Рис. 2. Функционирование системы [27, C.15].
Основными функциями обратной связи являются:
- противодействие тому, что делает сама система, когда она выходит за установленные пределы (например, реагирование на снижение качества);
- компенсация возмущений и поддержание состояния устойчивого равновесия системы (например, неполадки в работе оборудования);
- синтезирование внешних и внутренних возмущений, стремящихся вывести систему из состояния устойчивого равновесия, сведение этих возмущений к отклонениям одной или нескольких управляемых величин (например, выработка управляющих команд на одновременное появление нового конкурента и снижение качества выпускаемой продукции);
- выработка управляющих воздействий на объект управления по плохо формализуемому закону. Например, установление более высокой цены на энергоносители вызывает в деятельности различных организаций сложные изменения, меняют конечные результаты их функционирования, требуют внесения изменений в производственно-хозяйственный процесс путем воздействий, которые невозможно описать с помощью аналитических выражений [40, C.112]. Нарушении обратных связей ведет к тяжелым последствиям.
Рис. 3. Обратная связь в функционировании системы[40, C.112]
Отдельные локальные системы утрачивают способность к эволюции и тонкому восприятию намечающихся новых тенденций, перспективному развитию и научно обоснованному прогнозированию своей деятельности на длительный период времени, эффективному приспособлению к постоянно меняющимся условиям внешней среды [38, С.142]. Важной особенностью системного подхода является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта [37.].
Таким образом, системный подход — это совокупность принципов, определяющих цель и стратегию решения сложных проблем, метод, основанный на представлении объекта-носителя проблемы в качестве системы, включающий с одной стороны разложение сложной проблемы на ее составляющие, анализ этих составляющих, вплоть до постановки конкретных задач, имеющих отработанные алгоритмы решения, а с другой стороны, удержание этих составляющих в их неразрывном единстве. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний.
Глава 2. Системный подход в менеджменте организации
2.1. Системный подход в менеджменте
Примерно со средины 1950-х гг. системный подход проникает в самые разные исследовательские области, как естествознания, так и обществознания (Приложение 3). К этому периоду уже существуют разнообразные подходы и концепции в менеджменте, уже четко обозначается «классический» период или «классическая школа» менеджмента, «школа человеческих отношений», «научный менеджмент», психологические подходы в теории управления, теории мотивации и ряд других [16,C.52].
Историю развития системных идей в менеджменте можно разделить на три этапа, различающихся с точки зрения лежащих в их основе философско-методологических принципов: [16,C.56]
1-й этап. Становление и развитие жесткого системного подхода (середина 1950-х-середина 1970-х годов);
2-й этап. Становление и развитие мягкого системного подхода (середина 1970 годов - настоящее время);
3-й этап. Комплементаризм в менеджменте (вторая половина 1980-х гг. - настоящее время).
В настоящее время системный подход все шире применяется в управлении, накапливается опыт построения системных описаний объектов исследования. Системный подход в управлении можно представить в совокупности принципов, которым необходимо следовать и которые отражают как содержание, так и особенность системного подхода [14, C. 87-98].
(Приложение 4)
В соответствии с этим подходом
организация рассматривается
Организация является сложной (испытывающей воздействие внутренних факторов), открытой (находящейся под воздействием внешних факторов), социотехнической (люди - техника) системой. Все подсистемы (элементы) взаимосвязаны по вертикали и по горизонтали.
Системный подход в менеджменте - это не набор каких-то принципов или правил для менеджеров, а способ мышления по отношению к управлению, к фирме. Он требует комплексного решения любых проблем организации [15, С. 154].
Наиболее популярной теорией системного подхода является теория "7-С", которую разработали в конце 80-х годов XX в. Э. Атос, Р. Паскаль, Т. Питерс и Р. Уотермен. «7-S» — это семь взаимосвязанных переменных, названия которых в английском языке начинаются с буквы «S»: «стратегия», «структура», «система управления», «персонал», «квалификация сотрудников», «организационные ценности» [23, С. 17].
Изменения в одной переменной через систему связей оказывают влияние на состояние остальных, поэтому поддержание баланса и гармонии между ними составляет главную задачу современного менеджмента.
2.2. Организация как система
Всесторонний анализ внутреннего строения организации обеспечивается с помощью использования системного подхода. К социальной организации полностью применим системный подход, представляющий методологию познания составных частей через целое и целого через составные части [19, С. 226]. Организации свойственны все признаки системы: множество элементов; единство главной цели для всех элементов; относительная самостоятельность элементов; наличие связей между элементами; целостность и единство элементов структуры; четко выраженное управление. Внутри организации существуют подразделения, решающие самостоятельные задачи, между которыми устанавливается функциональное и информационное воздействие. Следовательно, организация представляет собой сложную систему. С другой стороны, организация является элементом общественной системы. Различаются системы открытые и закрытые. Открытая система признает взаимодействие с окружающим миром [28, С. 70].
Организация получает сырье, человеческие ресурсы из окружающего мира. Они зависят от клиентов и заказчиков, потребляющих их продукцию. Банки активно взаимодействуют с внешней средой, открывают депозиты, обращают их в кредиты и инвестиции, прибыль используют для своего развития, выплаты дивидендов и уплаты налогов. Все это говорит о том, что организация может быть представлена как открытая система. Разграничения систем на открытые и закрытые не является жестким.
Все системы имеют вход,
трансформационный процесс и
выход. В процессе своей жизнедеятельности
любая организация
К внешней среде относятся
все люди и организации, с которыми
рассматриваемая организация
Рис. 4. Внешние факторы влияющие на функционирование [28, С.145].
Характер воздействия
на предприятие его элементов
зависит от того, как оно воздействует
на них, и точно так же влияние
на него систем более высокого порядка
зависит от его влияния на такие
системы. Принципиально новым моментом
в задачах менеджмента стала
необходимость учета и