Ситуационный подход становление и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: на основе анализа, теоретико-методологических аспектов в теории и практике управления, дать оценку его применению в управлении компании ТОО “Кар-Тел”.
В соответствии с целью решаются следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения ситуационного подхода;
- дать характеристику основным положениям ситуационной теории;
- охарактеризовать ситуационные модели;
- рассмотреть содержание ситуационного анализа;
- дать оценку применению ситуационного подхода в управлении компанией ТОО “Кар-Тел”.

Содержание

Введение…………………………………………………...…………………………………3
Глава 1. Теоретические основы ситуационного подхода…………………...…….…...…4
1.1 Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению ……...........................5
1.2. Основные положения ситуационной теории управления………………………….7
Глава 2. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач…………………………………...………10
2.1 Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению ……………………………………………………………………………………………….10
2.2 Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте …………..……….11
2.3 Ограничения в применении ситуационной теории ………………………...………..13
2.4 Ситуационные теории и модели управления…………………………………………15
Глава 3. Применение ситуационного подхода на примере практики управления компанией ТОО «Кар-Тел» с торговой маркой BeeLine Казахстан…………………….24
3.1 Применение концепции «7-s» ситуационного подхода на практике управления компанией ТОО «Кар-Тел»………………………………………………………………..24
3.2 Применение подхода Хауза и Митчелла на практике управления компанией ТОО «Кар-Тел»…………………………………………………………………………………...26
Заключение……...…………………………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

2_Ситуационный подход становление и развитие.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Совершенствование  ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач

 

2.1 Условия эффективного  применения ситуационного подхода  к управлению

Среди «синтетических»  учений об управлении заметное место  занимают ситуационные теории. Суть данных теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые действия, такие, как планирование, или распорядительство, или контроль, менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют.

Ситуационные  теории управления дают рекомендации относительно того, как следует управлять  в конкретных ситуациях. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.

Во-первых, управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что характерно для ситуации.

Во-вторых, должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению управления, который  бы в наибольшей степени и наилучшим  образом соответствовал требованиям, выдвигаемым к организации со стороны ситуации.

В-третьих, управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации.

В-четвертых, управление должно произвести соответствующие  изменения, позволяющие подстроиться к ситуации[14,c.94].

Ситуационные теории, давая описание того, как подстраивать организацию к конкретным требованиям, как производить изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно, как создавать и развивать адаптационный потенциал, отрицают наличие универсальных подходов к управлению, наличие обобщенных, всеохватывающих принципов построения и осуществления любого управления. Ситуационные характеристики группы мало зависят от поведения членов группы и группы в целом. Эти характеристики связаны с размером группы, ее пространственным расположением, задачами, решаемыми группой и системой вознаграждения, применяемой в группе.

В маленьких  по размеру группах возникают  большие сложности с достижением  соглашения, и много времени уходит на выяснение точек зрения. В больших  группах наблюдаются трудности с поиском информации, так как члены группы ведут себя более сдержанно и концентрированно. Отмечено также, что в группах с четным числом членов, хотя и наблюдаются большие напряженности с принятием решения, чем в группах с нечетным числом членов, тем не менее, меньше несогласия и антагонизма между членами группы.

Ситуационный  подход важен, в связи с быстротечностью  процессов, происходящих в системе  предприятия. В настоящее время  ситуационный подход все чаще встречается  в методологическом арсенале экономических исследований. Он наиболее эффективен, если на предприятии часто повторяются типовые ситуации, требующие проведения однотипных исследований и разработок, стандартных подходов к решению проблемы. Это позволяет сохранить временные, материальные и трудовые затраты на решение проблемных ситуаций.

Если же на предприятии  происходят нестандартные ситуации, то используется ситуационный подход к гибкому управлению, следует  воспользоваться заранее разработанными моделями и методами (спрогнозированными для нетипичных ситуаций). Если же ситуация полностью вышла из-под контроля, то в арсенале ситуационного управления имеются такие методологические подходы, как факторный анализ или балансовый.

Балансовый  подход позволит произвести балансовые сопротивления и увязки.

Факторный –  произведет описание наличия гибкости и возможности её поддержания  и совершенствования.

Таким образом, с точки зрения этих теорий, управление – это в первую очередь искусство  менеджеров понять ситуацию, вскрыть  ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающий характер и универсальный характер.

 

2.2 Алгоритм  принятия решений при ситуационном  менеджменте

Решение управленческих задач представляет собой основу работы менеджеров. Из-за роста сложности и динамичности бизнеса принятие сложных решений перестало быть сферой ответственности только менеджеров высшего уровня, теперь с этим в организации сталкиваются менеджеры любых уровней.

В настоящее время имеется множество моделей, пакетов программного обеспечения и аналитических инструментов, которые пытаются свести процесс принятия решений к формулам. Как бы эти теории ни были привлекательны, трудность заключается в том, что реальность более сложна и противоречива, чем она демонстрируется в подобных моделях. За пределами математического подхода оказывается ряд небесспорных допущений, например, что принятие решений является всегда одинаковым процессом, в основе которого лежит точная информация, свободная от эмоций и предрассудков, т.е. рациональная. Реальность же заключается в том, что менеджеры принимают решения на основе комбинации интуиции, опыта и анализа. Указанный недостаток устраняет ситуационная теория, которая учитывает влияние неопределенности на принятие решений, называя такие решения ограниченно рациональными[5,c.85].

Таким образом, мир бизнеса, испытывающий в настоящее  время стремительные перемены, для  повышения эффективности управления заинтересован сегодня в разработке и совершенствовании не столько математических подходов к процессу принятия решений, сколько в прикладных ситуационных инструментах менеджмента. Такие инструменты, приводящие в действие все связи организационной структуры в зависимости от изменений, происходящих во внешней и внутренней среде фирмы, и обеспечивающие ограниченно рациональное решение управленческих задач каждым менеджером, а, следовательно, подразделениями и организацией в целом, будут пользоваться возрастающим спросом.

Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте может включать следующие операции:

  • обнаружение (контроль) проблемы;
  • сбор информации о ситуации;
  • анализ информации о ситуации;
  • диагностика проблемы и ситуации, в которой ее предстоит решить;
  • определение целей управления ситуацией при решении проблемы;
  • разработка критерия оценки эффективности решения;
  • генерация перечня возможных управляющих воздействий по отношению к подсистеме — источнику проблемы;
  • прогнозирование последствий этих воздействий для ситуации;
  • верификация и оценка вариантов решений;
  • принятие, оформление, доведение до исполнителей, исполнение, контроль выполнения решений[9,c.187].
  • Ситуационный подход важен, в связи с быстротечностью процессов, происходящих в системе предприятия. В настоящее время ситуационный подход все чаще встречается в методологическом арсенале экономических исследований. Он наиболее эффективен, если на предприятии часто повторяются типовые ситуации, требующие проведения однотипных исследований и разработок, стандартных подходов к решению проблемы. Это позволяет сохранить временные, материальные и трудовые затраты на решение проблемных ситуаций.
  • Если же на предприятии происходят нестандартные ситуации, то используется ситуационный подход к гибкому управлению, следует воспользоваться заранее разработанными моделями и методами (спрогнозированными для нетипичных ситуаций). Если же ситуация полностью вышла из-под контроля, то в арсенале ситуационного управления имеются такие методологические подходы, как факторный анализ или балансовый.
  • Балансовый подход позволит произвести балансовые сопротивления и увязки.
  • Факторный – произведет описание наличия гибкости и возможности её поддержания и совершенствования.

Таким образом, ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией, поэтому в состав алгоритма принятия решений включаются этапы сбора и анализа информации о ситуации, определения целей управления ситуацией при решении проблемы, а также прогнозирование последствий управляющих воздействий для ситуации.

 

2.3 Ограничения в применении ситуационной теории

Менеджеры, которые используют ситуационный подход, должны знать  об ограничивающих или сдерживающих факторах, которые существуют внутри их собственных организаций. Ситуационный подход признает три основных ограничения: технологическое, человеческое и ограничение в постановке задачи.

Технологические ограничения  определяются типом и гибкостью  организационных средств производства товаров или услуг. Различные  типы организации требуют различных  видов технологических ресурсов. Машины и оборудование в производстве стали, например, обходиться очень дорого. Из-за столь огромных капитальных расходов таким компаниям трудно быстро изменить технологию, чтобы приступить к удовлетворению новых потребностей.

Технология во многом определяет и степень взаимозависимости среди различных сегментов организации. Чем выше степень взаимозависимости, тем больше требуется координации и, следовательно, больше управленческого искусства.

Ограничение в постановке задачи возникает из фактического характера работ, выполняемыми рабочими. Некоторые работники могут работать в методической манере с небольшой вариацией в своих действиях. Как в случаях сборочного конвейера. Другие могут быть вовлечены в более комплексные и менее регламентированные работы, такие, как выполнение проверки телеаппаратуры, где рабочие должны устранять самые различные дефекты в изделиях.

Человеческие ограничения  отражают уровни компетенции людей, работающих в организации. Один из случайных  факторов здесь состоит в определении  мотивации групп рабочих. Интересуются ли они заработной платой и гарантией  работы? Или работники больше заинтересованы в продвижении, личном развитии и в отношении к их личности? Системный подход придает особое значение объединению связей между различными организациями. Заостряя свое внимание на характере этих связей, ситуационный подход актуализировал эту проблему. В результате ситуационный подход сегодня является передовым подходом в управленческой мысли. Однако и этот подход подвергается критике. Некоторые считают, что у него недостаточно теоретическое обоснование, которое проявляется в отсутствии базы для познания, недостаточной прогностической способности и инициативности. С другой стороны, его защитники утверждают, что одним из наиболее полезных ответов на вопросы «Как мы будем делать это?» и «Что мы будем делать дальше?» является: «Это все зависит от…». В ситуационном подходе, прежде чем принять какое-либо управленческое решение современные менеджеры должны проанализировать ситуацию, а затем, посмотрев все разнообразные школы управленческой мысли, определить какая комбинация управленческих методов оказывается наиболее подходящей[5,c.68].

Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует поступать в конкретных ситуациях. При этом выделяются четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.

Во-первых, руководитель должен быть знаком со средствами профессионального  управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает  понимание процесса управления, индивидуального  и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественного методов принятия решений.

Во-вторых, каждая из управленческих концепций и методик имеет  свои сильные и слабые стороны, и  сравнительные характеристики в  случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, – как положительные, так и отрицательные, – от применения данной методики и концепции.

В-третьих, руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

В-четвертых, руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили  бы меньше всего недостатков, с конкретными  ситуациями, тем самым обеспечивая  достижение целей организации самым  эффективным путем в условиях существующих обстоятельств[6,c.189].

Таким образом, ситуационные теории, давая описание того, как подстроить организацию к конкретным требованиям, как производить изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно, как создавать и развивать адаптационный потенциал, отрицают наличие универсальных подходов к управлению. С точки зрения этих теорий, управление – это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления, носящих универсальный и обобщающий характер.

 

2.4 Ситуационные  теории и модели управления

Одной из наиболее популярных в 80-е гг. системных концепций  менеджмента является теория «7 – S», разработанная исследователями консультативной фирмы «МакКинзи». Это Томас Питерс и Роберт Уотерман – авторы известной книги «В поисках эффективного управления», и Ричард Паскаль и Энтони Атос – авторы известного бестселлера «Искусство японского управления: пособие для американских управляющих».

Информация о работе Ситуационный подход становление и развитие