Ситуационный подход становление и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: на основе анализа, теоретико-методологических аспектов в теории и практике управления, дать оценку его применению в управлении компании ТОО “Кар-Тел”.
В соответствии с целью решаются следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения ситуационного подхода;
- дать характеристику основным положениям ситуационной теории;
- охарактеризовать ситуационные модели;
- рассмотреть содержание ситуационного анализа;
- дать оценку применению ситуационного подхода в управлении компанией ТОО “Кар-Тел”.

Содержание

Введение…………………………………………………...…………………………………3
Глава 1. Теоретические основы ситуационного подхода…………………...…….…...…4
1.1 Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению ……...........................5
1.2. Основные положения ситуационной теории управления………………………….7
Глава 2. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач…………………………………...………10
2.1 Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению ……………………………………………………………………………………………….10
2.2 Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте …………..……….11
2.3 Ограничения в применении ситуационной теории ………………………...………..13
2.4 Ситуационные теории и модели управления…………………………………………15
Глава 3. Применение ситуационного подхода на примере практики управления компанией ТОО «Кар-Тел» с торговой маркой BeeLine Казахстан…………………….24
3.1 Применение концепции «7-s» ситуационного подхода на практике управления компанией ТОО «Кар-Тел»………………………………………………………………..24
3.2 Применение подхода Хауза и Митчелла на практике управления компанией ТОО «Кар-Тел»…………………………………………………………………………………...26
Заключение……...…………………………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

2_Ситуационный подход становление и развитие.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

Исследования  данных специалистов в области управления привели их к выводу, что эффективная  организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с  необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. Так как по-английски название всех этих составляющих начинается на «s», эта концепция получила название «7-S»[8,c.245].

Ключевыми составляющими  являются следующие:

  • стратегия – планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей;
  • структура – внутренняя композиция организации, отражающая распадение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними;
  • системы – процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации;
  • штат – ключевые группы персонала, существующие в организации и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.
  • стиль – способ, каким руководители управляют организацией;
  • квалификация – отличительные возможности ключевых людей в организации;
  • разделенные ценности – смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов.

В соответствии с данной концепцией, только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи составляющих.

Ситуационная  модель руководства Фидлера явилась  важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя.

Этими факторами  являются:

  1. Отношение между руководителями и членами коллектива - подразумевает лояльность, проявляемую подчинёнными, их доверие своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.
  2. Структура задачи - подразумевает привычность задачи, чёткость формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.
  3. Должностные полномочия - это объём законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.

Фидлер считал, что хотя каждой ситуации соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остаётся, в целом, постоянным.

Модель ситуационно  лидерства Херси и Бланшарда как и другие концепции ситуационного лидерства, не предполагает поиска одного единственно верного пути для достижения эффективного лидерства. Вместо этого она делает упор на ситуационность лидерской эффективности. Одним из ключевых факторов ситуационности модель называет зрелость последователей, которая определяется степенью наличия у людей способностей и желания выполнять поставленную лидером задачу.

Зрелость включает две составляющие: первая, профессиональная – это знания, умения и навыки, опыт, способности в целом. Высокий  уровень этой составляющей означает, что последователь не нуждается  в директивах и указаниях. Вторая составляющая – психологическая зрелость – соответствует желанию выполнять работу или мотивированности работника. Высокий уровень этой составляющей у последователей не требует от лидера больших усилий по воодушевлению первых к работе, так как они уже внутренне замотивированы.

Авторами модели были выделены четыре стадии зрелости последователей:

  1. Люди не способны и не желают работать. Они либо не компетентны, либо не уверены в себе.
  2. Люди не способны, но желают работать. У них есть мотивация, но нет навыков и умений.
  3. Люди способны, но не желают работать. Их не привлекает то, что предлагает руководитель.
  4. Люди способны и желают делать то, что предлагает им лидер.

В зависимости  от степени зрелости последователей лидер должен корректировать свои действия, относящиеся к установлению отношений с подчиненными и по структурированию самой работы. Таким образом, модель строится на определении лидером соответствующих сложившейся ситуации уровней для поведения в области отношений (поддержка последователей) и для поведения, относящегося к работе (директивность).

Поведение в  области отношений связано с  необходимостью для лидера больше прислушиваться к подчиненным, оказывать им поддержку, воодушевлять их и привлекать к участию  в управлении. Поведение, относящееся  к работе, требует от лидера, проведения разъяснительной работы с последователями по поводу того, что и как они должны делать для того, чтобы выполнить поставленную перед ними задачу. Лидеры, ориентированные на такое поведение, структурируют, контролируют и внимательно следят за тем, как подчиненные работают. Сочетание этих двух типов лидерского поведения позволило в рамах данной модели выделить четыре основных лидерских стиля, каждый из которых наиболее соответствует определенной степени зрелости последователей: указывающий, убеждающий, участвующий, делегирующий.

Указывающий стиль  является лучшим в случае низкой зрелости последователей. Лидер вынужден проявлять  высокую директивность и тщательный присмотр за работниками, помогая таким  образом людям, не способным и  не желающим взять на себя ответственность по работе, устранить неуверенность в том, что работа будет закончена.

Убеждающий  стиль является лучшим для использования  в условиях умеренно низкой зрелости последователей, реализуя в равной мере директивность и поддержку  тем, кто не способен, но желает работать. Руководитель, использующий этот стиль, помогает им путем объяснения и вселяет в них уверенность в возможности выполнения задания.

Участвующий стиль  является лучшим при умеренно высокой  зрелости последователей. Способные к работе, но не желающие ее выполнять подчиненные нуждаются в партнерстве со стороны лидера, чтобы быть более мотивированными на выполнение работы. Предоставляя таким людям возможность участвовать в принятии решений на своем уровне, руководитель использует данный стиль, чтобы вызвать у последователей желание выполнять задание.

Делегирующий  стиль является лучшим для руководства  высоко зрелыми последователями. Стиль  характеризуется незначительной директивностью и поддержкой работников. Это позволяет  последователям, способным и желающим работать, взять на себя максимум ответственности за выполнение задания. Данный лидерский стиль способствует развитию творческого подхода к работе[13,c.358].

Отмечено, что  менеджеры проявляют большой  интерес к этой модели в связи с ее относительной простотой и гибкостью в выборе необходимого стиля в соответствии со степенью зрелости последователей. Вместе с тем, модель порождает ряд вопросов. В частности, она не объясняет, что делать, если зрелость последователей очень разная. Не ясно также, достаточно ли иметь только один ситуационный фактор зрелости последователей, чтобы полностью определить «характер» ситуации, или же все лидеры могут своевременно менять стиль в зависимости от ситуации.

Модель ситуационного лидерства «путь – цель» Хауза и Митчелла получила своё развитие в 70-е годы. В своей основе она базируется на мотивационной теории ожидания. Исходной посылкой является предположение, что работники удовлетворены и производительны тогда, когда имеется жесткая связь между их усилиями и результатами работы, а также между результатом работы и вознаграждением. Отсюда модель получила свое название. Существует прямая связь между уровнем лидерской эффективности и уровнем мотивационной силы ожиданий имеющихся последователей. Идеальным является вариант, когда вознаграждение полностью соответствует результату. Модель констатирует, что эффективный лидер – это тот, кто помогает подчиненным идти путем, ведущим к желаемой цели. При этом предлагаются различные варианты поведения лидера в зависимости от ситуации (Приложение 1).

Директивное лидерство  – высокий уровень структурирования работы, объяснение подчиненным, что  и как делать, а также что  и когда от них ожидается.

Поддерживающее  лидерство – большое внимание нуждам работников и их благополучию, развитие дружественного рабочего климата и обращение с подчиненными как с равными.

Лидерство, ориентированное  на достижение – установление напряженных, но притягательных целей, огромное внимание качеству во всем, уверенность в  возможностях и способностях подчиненных достичь высокого уровня выполнения работы.

Участвующее лидерство  – совет с подчиненными и внимание к их предложениям и замечаниям в  ходе принятия решений, привлечение  подчиненных к участию в управлении[4.c,258].

В отличие от концепции Фидлера, данная модель предполагает, что лидеры могут менять свое поведение и проявлять один или все из указанных стилей. Согласно модели, эффективная комбинация лидерских стилей зависит от ситуации. Для анализа ситуации в модели предлагаются два типа ситуационных факторов: характеристики последователей и факторы организационной среды.

Для описания характеристик  последователей и выбора того или  иного лидерского стиля используются следующие параметры:

  1. Вера в предопределенность происходящего от действия индивида. Выделяют два типа поведения подчиненных:
  • люди внутренне уверены, что полученное вознаграждение определялось их усилиями;
  • люди считают, что размер полученного вознаграждения контролировался внешними силами.

Первые предпочитают участвующий стиль лидерства, а  вторые более удовлетворены директивным  стилем.

  1. Склонность к подчинению. Данный параметр с наличием у индивида желания быть руководимым, внутренне соглашаться с влиянием других. Те, кому присуще это, предпочитают в большей степени директивный стиль. Другие стремятся активнее участвовать в управлении.
  2. Способности. Способности и имеющийся у последователей опыт определяют, насколько успешно они могут работать с лидером, ориентированным на достижение, или с лидером, привлекающим их к участию в управлении.

Практическое  применение модели менеджерами ориентирует  их на использование различных стилей в зависимости от ситуации. При  этом следует помнить, что не результаты работы подчиненного должны влиять на выбор руководителем того или иного стиля, а наоборот – выбранный стиль должен способствовать повышению уровня выполнения работы.

Модель ситуационного  лидерства Стинсона-Джонсона исходит из того, что зависимость между поведением (стилем) лидера и структурой работы задания является более сложной, чем это представлено в модели «путь-цель». Модель констатирует, что хотя интерес к отношениям со стороны лидера более важен в случае, когда последователи выполняют высокоструктурированную работу, уровень интереса к работе при этом должен определяться лидером как в зависимости от характеристик последователей, так и характера самой работы, выполняемой ими.

Согласно модели, высокий интерес к работе со стороны лидера эффективен в следующих двух ситуациях:

  • работа высоко структурирована, и последователи имеют сильную потребность в достижении и независимости. При этом они обладают большими знаниями и опытом, чем им необходимо для выполнения работы;
  • работа неструктурирована, и последователи не испытывают потребности в достижении и независимости. К тому же их знания и опыт ниже необходимого уровня.

Низкий интерес  к работе эффективен для лидера в  следующих двух ситуациях:

  • работа высоко структурирована, и последователи испытывают потребности в достижении и независимости при наличии у них достаточных знаний и опыта для выполнения данной работы;
  • работа не структурирована, и последователи имеют сильную потребность в достижении и независимости при наличии у них больших знаний и опыта для выполнения данной работы[25,c.276].

В рассмотренных  моделях делается попытка определить различные лидерские стили и  обосновать с помощью ситуационных переменных эффективность их применения. Вместе с тем модели имеют существенные отличия по набору рассматриваемых лидерских стилей, по набору ситуационных факторов и путей нахождения связи между ними (табл. 1). По-разному в моделях определяется эффективность лидерства. Так, у Фидлера — это уровень выполнения работы, у Херсея и Бланшарда — к этому еще добавляется удовлетворенность работника, а теория «7 – S» рассматривают эффективность решения и общую эффективность. По мнению специалистов, модель теория «7 – S» в большей степени пригодна для выбора на практике соответствующего стиля по руководству группой. Модели Фидлера, Херсея и Бланшарда, Хауза и Митчелла более полезны для повышения индивидуального уровня выполнения работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Система в общем виде

 

Модели  ситуацинного лидерства

Переменные

Фидлер

Херсей  и Бланш ард

Хауз  и Митчелл

 

Ситуационные факторы

  • Отношения «лидер - последователь»

  •Структуриро- ванность работы

  • Властная позиция лидера ворганизации

  Степень зрелости последователей

  •зрелость в работе

  • психологическая зрелость

  •Характеристики  последователей

  • Организационные факторы

 

 

Что лидер думает о последователях 

Последователи предпочитают лидерские стили в зависимости от структурированности работы, в каких отношениях с ними находится лидер и его властной позиции в организации

Последователи могут находиться на разных ступенях зрелости, и это будет определять внимание лидера к отношениям и работе, что соответствует изменению им своего стиля

У последователей имеются различные потребности, которые должны быть удовлетворены в рамках соответствующего лидерского стиля 

 

 

Лидерские стили

•Лидере высоким НПР (ориентирован на отношения)

  •Лидер с низким НПР (ориентирован на работу)

  •Указывающий стиль

 •Убеждающий стиль

 •Участвующий стиль

 •Делегирующий стиль

 •Директивный стиль

 • Поддерживающий стиль                               • Стиль, ориентированный на достижения •Участвующий стиль

Что делает эффективный лидер

Стремится подстроить работу или отношения, или и то, и другое, под свой индивидуальный стиль Эффективность означает успех в этом направлении

По мере «взросления» последователей лидер переходит от одного стиля к другому Эффективность отражает совпадение ситуации и стиля

Используя соответствующие стиль и технику мотивирования, лидер «расчищает» путь последователям к наивысшей эффективности

Информация о работе Ситуационный подход становление и развитие