Ситуационный подход становление и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: на основе анализа, теоретико-методологических аспектов в теории и практике управления, дать оценку его применению в управлении компании ТОО “Кар-Тел”.
В соответствии с целью решаются следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения ситуационного подхода;
- дать характеристику основным положениям ситуационной теории;
- охарактеризовать ситуационные модели;
- рассмотреть содержание ситуационного анализа;
- дать оценку применению ситуационного подхода в управлении компанией ТОО “Кар-Тел”.

Содержание

Введение…………………………………………………...…………………………………3
Глава 1. Теоретические основы ситуационного подхода…………………...…….…...…4
1.1 Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению ……...........................5
1.2. Основные положения ситуационной теории управления………………………….7
Глава 2. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач…………………………………...………10
2.1 Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению ……………………………………………………………………………………………….10
2.2 Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте …………..……….11
2.3 Ограничения в применении ситуационной теории ………………………...………..13
2.4 Ситуационные теории и модели управления…………………………………………15
Глава 3. Применение ситуационного подхода на примере практики управления компанией ТОО «Кар-Тел» с торговой маркой BeeLine Казахстан…………………….24
3.1 Применение концепции «7-s» ситуационного подхода на практике управления компанией ТОО «Кар-Тел»………………………………………………………………..24
3.2 Применение подхода Хауза и Митчелла на практике управления компанией ТОО «Кар-Тел»…………………………………………………………………………………...26
Заключение……...…………………………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

2_Ситуационный подход становление и развитие.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Таким образом  ни одна из ситуационных теорий не получила полного подтверждения в исследованиях, убеждение, что руководители должны выбирать стиль руководства сообразно  ситуации, не вызывает сомнений. Все вышеописанные модели ситуационного стиля руководства, обращая главное внимание на воздействие внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Применение ситуационного подхода на практике управления компанией ТОО «Кар-Тел» с торговой маркой BeeLine Казахстан

 

3.1 Применение концепции «7-s» ситуационного подхода на практике управления компанией ТОО «Кар-Тел»

Можно с уверенностью сказать, что ситуационный подход в менеджменте сегодня используется во всех организациях. Применение ситуационного подхода к рассмотрению управления и к организации в целом позволяет глубже понять, проследить функционирование предприятия в совокупности со всеми отделами, структурой, стратегией, а также связями с политической, социально-культурной, экономической и другими сферами внешней среды.

В соответствии с концепцией «7-S» ситуационного подхода, менеджеры содержат в гармоничном состоянии систему:

  • структура – внутренняя композиция организации, отражающая распадение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними;
  • системы – процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации;
  • штат – ключевые группы персонала, существующие в организации и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.
  • стиль – способ, каким руководители управляют организацией;
  • квалификация – отличительные возможности ключевых людей в организации;

разделенные ценности

Необходима  точная логическая последовательность действий, учет целей и средств, рассмотрение альтернативных вариантов решения  проблем, стремление к рациональному  выбору между ними. При использовании  ситуационного подхода для разработки и, принятия управленческих решений необходимо также учитывать динамичность проблемной ситуации.

Появление принципиально  новой разновидности задач управления, связанных с поддержанием необходимых  режимов функционирования сложных  динамических объектов в условиях неопределенности и относящихся к числу плохо

 

формализуемых,  потребовало  развития специфических методов их решения с

применением технологий искусственного интеллекта, основой такого подхода служит концепция ситуационного управления. Исходя из ее ключевых положений каждому классу ситуаций, возникновение   которых считается допустимым в процессе функционирования системы, ставится в соответствии некоторое решение по управлению. Тогда ложившаяся ситуация, определяемая текущим состоянием, как самого объекта, так и его внешней среды, может быть отнесена к некому классу, для которого требуемое управление уже считается известным.

Таким образом, практическая   реализация концепции ситуационного управления на основе современных интеллектуальных технологий предполагает наличие развернутой базы знаний, о принципах построения и целях функционирования системы, специфике использования различных алгоритмов, особенностях управляемого объекта. В этом случае классификационный анализ имеющихся знаний,  с учетом текущих значений показателей, описывающих состояние социально экономической системы, должен обеспечивать параметрическую и структурную настройку управляющих алгоритмов, модификацию программы достижения целей управления, а при необходимости и их коррекцию.

Корректность  замыкания отдельных контуров иерархии управления определяется тем составом функциональных элементов, которые обеспечивают требуемую адекватность   информационной поддержки в процессе сбора и обобщения данных о текущем состоянии воздействия внешнего мира.

Таким образом,  организация каждого уровня интеллектуального управления предполагает использование уникальной совокупности собственных моделей представлений знаний, информационной поддержки, описание контролируемого объекта.

 

 

 

 

 

 

3.2 Применение подхода Хауза и Митчелла на практике управления компанией ТОО «Кар-Тел»

На предприятии  так же используется модель ситуационного  лидерства «путь – цель» Хауза  и Митчелла. В своей основе она  базируется на мотивационной теории ожидания. Исходной предпосылкой является предположение, что работники удовлетворены и производительны тогда, когда имеется жесткая связь между их усилиями и результатами работы, а также между результатом работы и вознаграждением. Существует прямая связь между уровнем лидерской эффективности и уровнем мотивационной силы ожиданий имеющихся последователей. На предприятии практикуется идеальный вариант данной модели: вознаграждение полностью соответствует результату деятельности, руководитель помогает подчиненным идти путем, ведущим к желаемой цели. При этом руководитель выбирает различные варианты поведения в зависимости от ситуации. Например предприятии используется директивное лидерство, которое выраженно в виде высокого уровня структурирования работы и объяснение подчиненным, что и как делать, а также что и когда от них ожидается. Наравне с методом директивного лидерства, компанией используется метод поддерживающего лидерства, заключающийся в уделении большого внимания нуждам работников и их благополучию, а так же развитии дружественного рабочего климата и обращении с подчиненными как с равными.

В своей деятельности менеджеры компании ориентируются  на использование различных стилей в зависимости от ситуации. При  этом выбор стиля руководителя не зависит от результатов работы подчиненного, а напротив выбранный стиль способствует повышению уровня выполнения работы.

Таким образом, на примере данного предприятия  видно, что менеджеры выбрали  из  ситуационных теорий  именно те методы, которые повышают эффективность  управления организацией и используют точный и проработанный план действий в зависимости от ситуации, вышеописанные модели ситуационного стиля руководства на предприятии обращают главное внимание на воздействие внешних факторов, и дополняют друг друга.

 

 

Заключение

Современные представления  об управлении организациями вобрали в себя опыт западной практики. В настоящее время самым продуктивным считается так называемый ситуационный подход, вобравший в себя все положительное из достигнутого менеджментом. Суть его проста – все в организации определяется конкретной ситуацией: методы управления, цели и средства, стиль работы. Ситуационный подход не отвергает ничего, что было сделано ранее, в частности, идеи пирамидального построения организаций, приказные методы управления, жесткое закрепление функций и т.д. Не существует плохих или хороших методов управления, существует лишь соответствие или несоответствие метода конкретной ситуации.

На основании  выше изложенного сформулируем следующие выводы:

  1. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые в значительной степени влияют на деятельность организации в данное конкретное время.
  2. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
  3. Успех ситуационного подхода в значительной мере зависит от точного определения наиболее значимых факторов или переменных, влияющих на организацию и процесс принятия управленческих решений. Если это не будет сделано, то невозможно полностью оценить какой-либо метод управления и приспособить его к ситуации. Оценка ситуации является важным этапом решения любых организационных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

  1. Александров, С. Рейтинг-анализ /С.Александров//Учебное пособие - Мн.: Технология, 2007. – 147С.
  2. Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач /Г.С.Альтшуллер - Москва: Альпина Бизнес, 2007. – 399С.
  3. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия/И.Ансофф - СПб.: Питер Ком, 2002. – 416С.
  4. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом: Учебник./Т.Ю.Базаров, Б.Л.Еремин. -2-е изд., перераб. и доп.- Москва: Юнити, 2006 – 554С.
  5. Бовыкин В.И. Новый менеджмент./В.И.Бовыкин – М.: 2006 – 369С.
  6. Валовой, Д.В. Эволюция менеджмента: опыт зарубежных стран./Д.В.Валовой – М.: 2006. – 367С.
  7. Василенко В.А. Ситуационный менеджмент. /В.А. Василенко - М.: 2009. – 285С.
  8. Виханский, О.С. Стратегическое управление./О.С.Виханский – М.: 2008 – 296С.
  9. Виханский, О.С., Наумов А.И. Менеджмент./О.С.Виханский, А.И.Наумов – М.: 2006 – 528С.
  10. Виханский, О.С. Российский менеджмент: Кн.1: Ситуационное обучение менеджменту: Учебное пособие для вузов Государственная академия управления имени Серго Орджоникидзе/О.С.Виханский – М.: 2007 – 217С.
  11. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник./О.С.Виханский - М.: Гардарика, 2001 – 620С.
  12. Винер, Н. Человек управляющий./Н.Винер - СПб.: Питер, 2001 – 288с.
  13. Вачугов, Д.Д. Основы менеджмента./Д.Д.Вачугов - М.: «Высшая школа», 2005 – 375С.
  14. Глущенко, В.В. Менеджмент./В.В.Глущенко – М.: 2007 – 216С.
  15. Гончаров, В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении./В.В.Гончаров – М.: 2008 – 140С.
  16. Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: учебное пособие./Е.Л.Драчева, Л.И.,Юликов – М.: Академия, 2002 – 288С.
  17. Данилов В.И., Китин Е.А. Управление персоналом в системе государственной службы: Учебное пособие./В.И.Данилов, Е.А.Китин – СПб.: 2007 – 143С.
  18. Деминг, У.Э. Новая экономика / пер. с англ. Т. Гуреш - М.: Эксмо, 2006 – 208С.
  19. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию/Р.С.Каплан, Д.П.Нортон - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2011 – 294С.
  20. Коллинз, Дж. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет./Дж.Коллинз – Москва: 2011 – 305С.
  21. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие./Н.И.Кабушкин – Мн.: «Новое знание, 2002 – 336С.
  22. Мескон, М. И. Основы менеджмента./М.И.Мескон – М.: 2009 – 799С.
  23. Пуанкаре, А. О науке /А.О.Пуанкаре - М.: Наука, 2003 – 561С.
  24. Переверзев, М.П. Менеджмент: Учебник./М.П.Переверзев – М.: ИНФРА-М, 2002 – 288С.
  25. Шаш, Н.Н.Обучение персонала. Ситуационный менеджмент./Н.Н.Шаш – М.: ИД «РАВНОВЕСИЕ», 2007.
  26. Блохин, К.А. Методология гибкого управления предприятием: Методологические подходы и принципы исследования гибкой системы управления // Российское предпринимательство. – 2011. - №8, вып. 1. – С. 108-112
  27. Игнатова, И.В. От случая к случаю: в разных ситуациях к одному и тому же клиенту необходим разный подход // Маркетолог. – 2010. - №3. – С. 21-22.
  28. Ковалекский, В.П. Ситуационный подход к созданию интеллектуальных социально-экономических систем управления регионального уровня // Экономические науки. – 2011. - №8. – С. 57-61.
  29. Левчаев, П.А. методология менеджмента финансовых ресурсов как науки об их эффективном управлении // Финансы и кредит. – 2012. - №13. – С. 36-41.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Примеры применения модели ситуационного лидерства «путь – цель»

 

Ситуация

Стиль лидерства

Воздействие на подчиненного

Результат

1.

Амбициозное задание

Директивный стиль

Обеспечивает  направленности и ясность в действиях

Прилагается больше усилий

2.

Недостаточное вознаграждение

Директивный стиль

Разъясняет  путь к вознаграждению или увеличивает  вознаграждение

Прилагается больше усилий

3.

Утомительная  и не интересная работа

Поддерживающий  стиль

Увеличивает интерес  к работе

Прилагается больше усилий

4.

Неуверенность в силах

Поддерживающий стиль

Облегчает понимание  роли и усиливает ожидание вознаграждения

Прилагается больше усилий

5.

Отсутствие  возможности отличиться

Стиль, ориентированный  на достижения

Обеспечивает  напряженные и делающие вызов  цели

Прилагается больше усилий

6.

Задача или цель не определены

Участвующий стиль  работы

Выясняются  цели и параметры

Прилагается больше усилий


Размещено на Allbest.ru




Информация о работе Ситуационный подход становление и развитие