Социальная ответственность предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в исследовании актуальных проблем социально-экономической ответственности организации, в том числе и предпринимательских структур, перед собственными субъектами и обществом в целом.

В рамках указанной цели в работе решались следующие задачи:

- исследовались общие принципы построения организации применительно к проблеме ответственности;

- исследовался феномен социальной ответственности организации в рамках взаимоотношений субъектов предприятия;

- исследовалась организационная культура современных предпринимательских структур.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 3

I. Организация. Общие принципы построения организации применительно к проблеме ответственности ………………………………………
7
1.1 Патология организаций. Естественные и искусственные организации 7
1.2 Законы социальных организаций ……………………………………... 14

II. Социальная ответственность предпринимательских организаций …. 16
2.1 Экономическая эффективность - социальные достижения ………….. 16
2.2 Потребности социальной сферы. Организации и предпринимательство ……………………………………………………………………………
21

Заключение ………………………………………………………………….. 34

Список литературы ……………………………………………………….....

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

  АКАДЕМИЯ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
 
 

  ПО  ДИСЦИПЛИНЕ: «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА» 

НА  ТЕМУ: «Социальная ответственность предпринимательства»
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент 4 курса

заочной формы  обучения

ф-т: соц.-экономич.

Спец-ть: МО:                                                   Загидуллин Ф.Р. 
 
 

Допуск к защите 

Рецензент:                                                                          

Оценка на защите
 
 

2009 год

«Социальная ответственность предпринимательства» 
 
 

Содержание 

Введение  ……………………………………………………………………... 3
   
I. Организация. Общие принципы построения организации применительно к  проблеме ответственности ………………………………………  
7
1.1 Патология организаций. Естественные и искусственные организации 7
1.2  Законы социальных организаций ……………………………………... 14
   
II. Социальная ответственность предпринимательских организаций …. 16
2.1 Экономическая  эффективность - социальные достижения ………….. 16
2.2 Потребности  социальной сферы. Организации и предпринимательство ……………………………………………………………………………  
21
   
Заключение  ………………………………………………………………….. 34
   
Список  литературы ………………………………………………………..... 38
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Существуют  две точки зрения на то, как следует  вести себя организациям в отношениях с общественной средой, чтобы считаться социально-ответственными. Согласно первой точке зрения, организация социально ответственна, когда максимально увеличивает прибыль, при этом не нарушая законов и норм государственного регулирования, т.е. преследует только экономические цели. Суть другой точки зрения в том, что организация должна преследовать не только экономические цели, но учитывать человеческие и социальные факторы воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местные общины, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем в той среде, где происходит ее деятельность. Эта точка зрения отражает мнение о том, что общественность ожидает от современных организаций не только высоких экономических результатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных целей общества. [14, с.65].

    Существует  несколько мнений, что следует  понимать под концепцией социальной ответственности. Так, одни рассматривают организацию как целостный экономический механизм, который обязан заботиться об эффективности своих ресурсов. Поступая так, организация выполняет лишь экономическую функцию производства продукции и услуг, которые необходимы для общества со свободной рыночной экономикой, обеспечивая одновременно работу для граждан и максимальные прибыли и вознаграждения для акционеров. Роль бизнеса состоит в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается правил игры и участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману. С другой стороны, бытует мнение, согласно которому организация — это нечто большее, чем экономическая целостность. Согласно этой точке зрения, современная организация является сложным механизмом, имеющим многие составляющие, от которых зависит жизнеспособность организации. Это и местные общины, потребители, поставщики, средства информации, группы общественного давления, союзы или объединения, а также работники и держатели акций. Таким образом, среда сильно влияет на достижение целей, которые поставила перед собой организация, и для их достижения ей необходимо уравновешивать экономические цели и социальные интересы.

      Социально-экономическая  жизнь так или иначе протекает  в организациях. С изменением общественно-политического строя и экономических отношений изменилось во многом и содержание организаций. В частности, появились частные, акционерных и пр. организации, выполняющие специфическую  функцию в обществе. Иной стала структура организации как общественного института, соотношение между различных организационных форм, характер организационных образований и  пр.

      Изменилась  и целесообразная деятельность организаций, и прежде всего предпринимательского характера. Их целью становится производство как важнейшая составляющая деятельности, конечным результатом которой является прибыль. В связи с этим изменилась социальная роль организации, ее воспитательные функции и в целом как форма воспроизводства социальной жизни.

      В отличие от недавних времен, организации приобрели сложный характер взаимоотношений, нередко вступающие в противоречие друг с другом и даже противостояние, включая применение силы. Особо сложный характер взаимоотношений складывается между некоммерческими  и коммерческими, государственными и частными организациями. Прежде всего, это обусловлено отсутствием устоявшихся конституционных форм взаимодействия различных субъектов общества.

      Не  менее сложно складываются отношения  и между субъектами организации и, в первую очередь, это касается предпринимательских структур. Появление новых субъектов предприятий и фирм и, в частности, предпринимателей и наемных работников, обуславливает совершенно иную управленческую и организационную конфигурацию фирм. Нередки и здесь нарастающее противостояние и рост социальной напряженности в организации и обществе в целом. Прежде всего, это связано с недопониманием роли каждого члена фирмы в общей системе взаимодействия субъектов организации,  наличием совершенно различных их функций, целей и интересов.

      Так, интересы предпринимателя или администратора (управляющего) и наемных работников оказываются сегодня настолько различны, что вступают в противоречие друг с другом. Организационные и экономические интересы предпринимателя, совпадающие чаще всего с его основными целями, нередко противостоят интересам  наемных работников, цели которого не совпадают с целями всего предприятия.

      Противостояние  чаще всего бывает связанным с  непониманием руководителей особых функции данных субъектов в организации. В частности, речь идет об особой ответственности руководителя,  предпринимателя, частного владельца перед работниками и  последних перед организацией.

      Ответственность связана, прежде всего, с социально-экономической деятельностью организации. Речь, в данном случае, идет об экономической стабильности предприятия и материального обеспечения своих работников, о социальном положении наемных работников, их психологическом самочувствии, участие в общественной жизни предприятия и т.д., честность и порядочность предпринимателя перед своими работниками и внешними партнерами и пр. Подлинная социальная ответственность предпринимательства, заключается в снятии социальных противоречий, которые нарастают во время переходного периода к рыночной экономике, не усиливать неизбежность ее негативных последствий,  к которым следует отнести рост безработицы, бедности, загрязнение окружающей среды и пр. Ответственность не только за воплощение в жизнь своих идей, но и реализацией их, инновационная деятельность, ответственность перед фирмами, конкурентами, партнерами и своими работниками.

   Социально-экономическую  ответственность организации необходимо рассматривать с точки зрения современных представлений об организационной культуре. Внешнюю и внутреннюю ответственность организации надо рассматривать как залог выживания и преуспевания, личностной самореализации всех работников предприятия. Однако нельзя не говорить и о противоположном полюсе проблемы - ответственность организации за нарушение принятых на государственном уровне законов и  общественных норм.

   Проблемам организации в недавнем прошлом и социологами и экономистами уделялось довольно много внимание. Исследовали и весьма подробно процесс образования, становления и развития  организаций. Но в последние годы организации как общественному институту  стали уделять все меньше и меньше внимания. Связано это, прежде всего, с переориентацией общественных дисциплин на бурно развивающиеся рыночные отношения и  исследование с связи с этим новых предпринимательских структур. Еще меньше исследуют  проблему ответственности организации перед своими внутренними субъектами и субъектами общества.

   В связи с образование новых  предпринимательских предприятий  и быстрой рост их числа, проблема ответственности организации превращается в весьма актуальную. Достаточно сказать, что сегодня предпринимательские организации фактически полностью осознанно или нет игнорируют свою ответственность перед своими работниками и задачами, которые они выполняют в обществе.

     Но сказать, что этим проблемам  прямо или косвенно не уделяли  внимание, пожалуй, нельзя. За последние годы было выпушено несколько весьма интересных работ, достаточно объективно исследующие данную проблему. К ним, прежде всего, относятся работы: Алексеева М.М., Афонина Ю.А., Бараненко С.П., Зарубина Н.Н., Иванова В.Н., Ильина И.Ю., Пригожина А.И., Радугина А.А., Радугина К.А., Радченко Я.В., Ромашова О.В., Бабаевой Л.В., Франчук В.И., Чернышевой З.А., Щербина С.В. и др.1

   На  основании этих и других работ  можно достаточно полно представить  объем проблем и сложность  решаемых задач. Ответственность организации как понятие до сих пор остается  мало разработанным, недостаточно исследует и практика его использования, особенно в новых предпринимательских структурах. Впрочем в не меньшей степени это относится и к не коммерческим предприятиям.

   Цель  курсовой работы заключается в исследовании актуальных проблем социально-экономической ответственности организации, в том числе и предпринимательских структур, перед собственными субъектами и обществом в целом.

   В рамках указанной цели в работе решались следующие задачи:

   - исследовались общие принципы  построения организации применительно  к  проблеме ответственности; 

   - исследовался феномен социальной  ответственности организации   в рамках взаимоотношений субъектов  предприятия;

   - исследовалась  организационная культура современных предпринимательских структур.

   Объектом  исследования является социально-экономическая ответственность организации как особого социального института.

   Предметом исследования выступают отношения между субъектами организации в рамках их взаимной ответственности в социально-экономической сфере взаимодействия. 

    1. Организация. Общие принципы построения организации

    применительно к  проблеме ответственности 

    1. Патология организаций.

    Естественные  и искусственные  организации

     Окружающий  нас мир - это, прежде всего, мир организаций, они являются постоянной средой обитания, важным элементом социальной сферы и играют значимую роль в истории человечества и современной жизни.

     Существует  множество определений данного  понятия, которые в первую очередь  связаны с историей развития социологической мысли, особенностями отечественной и зарубежной социологии организаций. В традициях европейской общественной мысли изучение социальной жизни осуществлялось как движение от общества к организации,  американской же социологии в большей степени была свойственна эмпирическая ориентация. Отсюда может наблюдаться размежевание в трактовке как понятия организация, так и таких понятий, как цель, структура, функции. Не достигается согласия и по вопросу о том, что необходимо принять за основу социальной организации: человека, связь или цель.

     Основателем теории организаций, как в западноевропейской, так и американской социологии принято считать М. Вебера. Российские ученые чаще склонны к ее основоположникам относить А. Богданова, автора Тектологии - всеобщей организационной науки.     

     В своем знаменитом труде А. Богданов отмечает, что "всякая человеческая деятельность объективно является организующей"  и "у человека нет иной деятельности, иных задач". Но и "природа - первый великий организатор, а сам человек лишь одно из ее организационных творений"2. При этом автор тектологии настаивает на таком постулате, что полная неорганизованность является понятием, лишенным смысла, подобно "голому небытию" [там же]. Вселенная же, по его мнению, представляет собой "беспредельно развертывающуюся ткань форм разных типов и степеней организованности", которые "в их взаимных сплетениях и взаимной борьбе, в их постоянных изменениях образуют мировой организационный процесс", "непрерывный и неразрывный в целом" [там же. - С. 29].

Информация о работе Социальная ответственность предпринимательства