Социальная ответственность предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в исследовании актуальных проблем социально-экономической ответственности организации, в том числе и предпринимательских структур, перед собственными субъектами и обществом в целом.

В рамках указанной цели в работе решались следующие задачи:

- исследовались общие принципы построения организации применительно к проблеме ответственности;

- исследовался феномен социальной ответственности организации в рамках взаимоотношений субъектов предприятия;

- исследовалась организационная культура современных предпринимательских структур.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 3

I. Организация. Общие принципы построения организации применительно к проблеме ответственности ………………………………………
7
1.1 Патология организаций. Естественные и искусственные организации 7
1.2 Законы социальных организаций ……………………………………... 14

II. Социальная ответственность предпринимательских организаций …. 16
2.1 Экономическая эффективность - социальные достижения ………….. 16
2.2 Потребности социальной сферы. Организации и предпринимательство ……………………………………………………………………………
21

Заключение ………………………………………………………………….. 34

Список литературы ……………………………………………………….....

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

     Ранее были обоснованы такие социальные законы как: деятельного субъекта, "смены команды", "взаимовлияния формального и неформального замещения в организационных методах", "центростремительных и центробежных тенденций"12. Помимо них к социальным законам здесь предлагается также отнести следующие:

     - "компенсации", под которым  понимается компенсирующее воздействие  существующих в организации механизмов взамен необходимых, но отсутствующих;

     - "крайности или политического  маятника" - амплитуда движения  в противоположную сторону при реорганизации или разрушении организационной структуры зависит от степени негативности сложившегося порядка и длительности его действия или искусственного сохранения;

     - в открытых системах соотношение  организованности части и целого  не может быть больше и сохраняться  дольше, чем в системе, если  они функционируют в пространстве одинаковых ценностных координат;

     - "трансформации внутрисистемных  взаимодействий и увеличение  доли добровольных связей - суть  явления взаимообусловленные"13. 
 

 II. Социальная ответственность предпринимательских  организаций 

2.1 Экономическая эффективность  - социальные достижения 

     На  пороге рыночных отношений происходит переосмысление принципов построения разного рода организационных образований, их соответствия действию социальных законов, а также опыта зарубежного строительства.

     Сегодня предпринимательство становится реальным и значимым социальным явлением. Без сомнения становление предпринимательства сталкивается с немалыми трудностями не только экономического, но и правового, психологического характера. В сравнении с Западом даже стартовые условия для его развития были намного хуже, ибо там действовали принципы демократии, конкуренции, была развита частная собственность и индивидуализм в большей  степени присущ для западных культур. Но и современный предприниматель не является свободным в полной мере в сфере бизнеса. Его действия несут на себе отпечаток экономических, политических и социально-культурных условий, существующих в стране.

     В определенной мере предпринимательская  деятельность может быть своего рода зеркалом общества, так как отражает общественную мораль. Западное предпринимательство может характеризоваться как "социальная ответственность" за действия, "честность и порядочность"14, и это является следствием развитости общества, включая длительность существования деловых отношений, бизнеса.

     Экономическая эффективность и социальные достижения взаимосвязаны и взаимообусловлены, в этом состоит диалектика социальных и экономических факторов. Вследствие этого, прежде всего, экономику западных стран характеризует социальная направленность. Хотя справедливости ради необходимо отметить, что поворот экономики к социальной сфере произошел не в одночасье и путь этот был долог и тернист. Сегодня основными чертами западного бизнеса становятся рост социальной ответственности перед обществом и обеспечение конкретных социальных потребностей. Общество предъявляет к нему требования дополнительные - обеспечение трудовой занятости населения, охраны окружающей среды и др.

     Социальная  ответственность при этом распространяется не только на своих работников, но и на всех тех, чьи интересы так или иначе затрагиваются деятельностью фирмы, а государственная политика позволяет еще более расширить ее границы.

     Шестидесятые  годы в США характеризовали такие  явления, как обнищание населения и увеличение общественных беспорядков. В результате обозначился рост общественных движений в защиту прав потребителя и государство было вынуждено принять меры по регулированию деловой активности, приносящей многочисленные социальные проблемы.

     И государственные учреждения, и общественные организации таким образом стали осуществлять нивелирование активности бизнеса с учетом интересов государства, общества, человека. Крупным корпорациям стало в итоге выгодно отчислять средства на благотворительность, на разработку и осуществление различных социальных программ.

     И сегодня корпорации финансируют такие социальные программы, как "обеспечение ухода за детьми и больными", "профессиональное обучение безработных", а также открывают разного рода "консультационные центры", "школы"15 и др.

     Социальная  направленность экономики и рост социальной ответственности бизнеса таким образом "стоят на трех китах":

     1) социальной активности населения,  которое выступает с требованиями, чтобы все решения, затрагивающие  их интересы так или иначе  принимались с их участием;

     2) государственным регулированием  деловой активности крупных корпораций и промышленности в общественных интересах;

     3) влияние среды на принятие  решения становится важным направлением  управленческой деятельности крупных  корпораций, в том числе приносящим  экономические дивиденды.

     Очевидно, что эти три фактора взаимосвязаны и взаимообусловлены. Социальная активность общественных движений вынуждает государственные учреждения реагировать на их требования и вырабатывать соответствующую политику. Но и крупные корпорации приходят к пониманию важности учета человеческого фактора, что прямо или косвенно влияет на эффективность их деятельности. Таким образом, общество начинает влиять на долгосрочные проекты развития бизнеса, учет мнения населения становится важнейшим фактором его выживания в условиях жесткой конкуренции и разработки соответствующих стратегических планов деятельности, а государство находит возможности решать возникающие социальные проблемы и успешно осуществлять свои основные функции.

     Намечающиеся  тенденции к росту социальной ответственности крупных промышленных компаний суть производные от их заинтересованности в привлечении наибольшего внимания к своей продукции, как возможности влиять на ее конкурентоспособность на рынке. Вследствие чего осуществляется децентрализация отношений компаний с общинами, расширяется и поощряется прямая включенность менеджеров в жизнедеятельность общин, что позволяет улучшать процесс взаимного обмена информацией, укрепляет доверие во взаимоотношениях и в конечном счете обеспечивает лучшую результативность деятельности этих компаний. С этой же целью они вступают во взаимодействие с органами местной власти и принимают достаточно активное участие в их программах.

     Промышленные  компании естественно в большей  мере заинтересованы в финансировании социальной сферы в той мере, в которой это соответствует, прямо или косвенно, их интересам. Поэтому участие в осуществлении программ они предпочитают проводить в местах расположения своих представительств, включаться в проведение мероприятий по подготовке рабочей силы по тем профессиям, которые могут быть значимы для деятельности компании, в мероприятиях по здравоохранению и медицинскому страхованию, что в конечном счете сокращает их непосредственные расходы на медицинские цели. Государство же при этом стремится к соблюдению так называемого социального баланса, чтобы социальные расходы, определяемые социальной ответственностью компаний были не меньше того, что теряет общество в результате их деятельности.

     Государство также проводит соответствующую  налоговую политику, делающую выгодным для корпораций направлять свои сверхприбыли на благотворительные цели, тем самым фактически участвуя в ней, осуществляет законодательное регулирование деятельности промышленных компаний и контроль за исполнением.

     В некоторых странах, например, в ФРГ, Италии благотворительность носит обязательный характер, устанавливаемый в законодательном порядке, в других же законодательство ограничивается лишь установлением льготного налогообложения.

     Стремлением к получению максимальной прибыли  характеризовалось так называемое первое поколение предпринимателей и деятельность предприятий строилась на жесткой рационализации труда и подчинения его интересам организации, повышению эффективности ее функционирования и развития. Подобное явление получило название эпохи тейлоризма, но справедливости ради следует отметить, что Ф. Тейлор много раньше, чем Э. Мэйо подошел к постановке самой проблемы значимости человеческого фактора, хотя и не сумел правильно осмыслить ее и по достоинству оценить. Уже следующее поколение предпринимателей для обеспечения более высокой прибыли было вынуждено прибегнуть к осуществлению благотворительной деятельности и тем самым получать не только моральные, но и материальные дивиденды.

     Таким образом, сторонники социальной ответственности  воспринимают благотворительность необходимой частью своей деятельности, обосновывая ее возможностью получения дополнительных прибылей. Но у них есть и противники, которые придерживаются мнения, что предприятия должны руководствоваться лишь стремлением к увеличению прибылей, следовать установленным правилам игры, свободной и открытой конкуренции и ориентироваться на действующие юридические законы и законы рынка. Их принципы - "что не запрещено законом, то разрешено"16.

     Доводы  противников благотворительности  аргументированы - "увеличение расходов на социальные нужды неминуемо ложится на плечи потребителя",  и кроме того "корпорациям сложно отчитываться"17 за подобную деятельность.

     Но  и сторонники развития социальной ответственности  приводят собственные аргументы, среди которых следует выделить два направления: 1) базирующееся на прагматических целях - социальная деятельность способствует осуществлению более долгосрочного планирования и 2) основывающиеся на принципах христианской этики, ибо вопрос об удовлетворении общественных интересов становится уже не просто предметом выбора, а насущной необходимостью в современную эпоху, тем не менее, дискуссии о природе социальной ответственности, о ее необходимости и размерах продолжаются.

     Любая корпорация является социальной организацией, подсистемой общества и выступает в нем в нескольких ипостасях: 1) как гражданское лицо - соблюдает законы и действующие в обществе моральные нормы, 2) как работодатель, 3) как объект инвестирования инвестор, 4) как конкурент и 6) как участник общественного развития - оказывая влияние на последнее, корпорация обязана и разделять с ним свою долю ответственности. И подобный подход представляется важным для организации и осуществления деятельности любого предприятия в нашей стране, несмотря на многочисленные трудности. 

2.2 Потребности социальной  сферы.

Организации и предпринимательство 

     В России сегодня действительно существует множество сложностей для организационного построения; это и социально-экономические  проблемы как следствие тоталитарного  наследия, и более поздние тактические ошибки процессов переустройства, в результате которых фиксируется рост безработицы, социальной незащищенности населения и др.

     Потребности социальной сферы огромны, но они  не покрываются ни деятельностью предприятий, ни государства. Помощь последнего явно недостаточна, при этом проведение им разного рода мероприятий кажется непродуманным, а осуществление экономической и социальной политики - бессистемным. В результате ни государство, ни предприятия не несут ответственности за свои действия, а подчас оказываются и неспособными. Объективно нет возможностей и для более долгосрочного планирования производственной деятельности - прежде всего из-за отсутствия развитого правового пространства, и для благотворительности.

     Необходимость усиления социальной ответственности всех субъектов общественного взаимодействия тем не менее не подлежит сомнению, и специалисты, в первую очередь, экономисты предлагают ряд мер для расширения финансовых возможностей удовлетворения потребностей социальной сферы, в том числе:

     - использования части незадействованных  средств социальных фондов в  коммерческом обороте, либо для  инвестирования краткосрочных кредитов;

     - освобождения от налога на  прибыль от предпринимательской деятельности учреждений социальной сферы;

     - предоставления дополнительных  льгот на участие предприятий  в финансировании социальной сферы и др.

     Тем не менее, объективно условия для  повышения социальной ответственности в российском бизнесе имеются. Российское предпринимательство неизменно набирает силу, наблюдает рост численности предпринимателей и большее сосредоточение в их руках материально-технических и трудовых ресурсов; их реальную заинтересованность в скорейшей стабилизации социально-экономической ситуации в стране, ибо от этого зависит эффективность самого бизнеса; все большее вхождение предпринимательских кругов в решение проблем политического характера, включая участие в разработке государственных программ общественного развития; развитие международного делового сотрудничества, что позволяет российским предпринимателям изучать зарубежный опыт предпринимательской деятельности, заимствовать по мере возможности из него все позитивное, включая несение социальной ответственности. А кроме того, сегодня заметно возрастает интерес к изучению отечественной истории предпринимательства, к возрождению забытых традиций.

Информация о работе Социальная ответственность предпринимательства