Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 21:55, контрольная работа
Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время в национальном масштабе зарождается принципиально новый взгляд на социальную ответственность, как на систему социального партнерства бизнеса и общества. Компании стремятся систематизировать свою социальную деятельность, сделать её более открытой и понятной. Многие компании считают свои социальные программы инвестициями, проектами по развитию общества, а не просто благотворительными расходами. Бизнес должен быть не только экономически эффективным, но и добросовестным.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Управление этикой и социальной ответственностью компании…………4
1.1 Назначение деловой этики и ее структура………………………………..4
1.2 Этика и управленческие решения…………………………………………7
2. Социальная ответственность в системе менеджмента……………………12
2.1Определение и сущность социальной ответственности………………….12
2.2 Социальная ответственность менеджеров………………………………..14
2.3 Аргументы в пользу социальной ответственности………………………15
2.4 Аргументы против социальной ответственности………………………..16
Заключение……………………………………………………………………..17
Практическая часть…………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………22
Морально - правовой подход. Морально-правовой подход утверждает, что человек изначально наделен фундаментальными правами и свободами, которые не могут быть нарушены или ограничены решениями других людей. Это значит, что этически корректным является решение, наилучшим образом соблюдающее права людей, которых оно затрагивает. В процессе принятия решения могут быть учтены следующие моральные права:
Право на свободу согласия
Право на частную жизнь
Право на свободу совести
Право на надлежащее обращение
Право на жизнь и безопасность.
Концепция справедливости. Существует распределительная справедливость (равным – равное), процедурная справедливость (соответствие правилам), компенсационная справедливость (возмещение ущерба).
Современная этика бизнеса отдает
приоритет тем локальным
Неоднозначен, в частности, вопрос о занятости женщин на физически трудных работах. В некоторых странах это широко практикуется, в то время как на Западе считается недопустимым. Конфликт норм, таким образом, налицо. Если даже приходится решать подобный вопрос на основе местных обычаев, моральные соображения не должны полностью игнорироваться. Можно ввести специальные программы облегчения условий труда или систему компенсаций. Важно по мере возможности обеспечить “пригонку” норм и их логическую взаимосвязь.
При разработке управленческих решений
приходится рассматривать и взвешивать
их экономические, технологические, политические,
социальные и этические аспекты.
Если учитываются все или
Моральный аспект имеют многие решения, задевающие интересы других людей или организаций, но правильный выбор не всегда лежит в области этики.
Например, для репутации фирмы важно выяснить, уменьшат ли выгоду от реструктуризации моральные издержки, возникающие вследствие сокращения штатов, или, напротив, компания скорее выиграет, чем потеряет, скажем, в глазах инвесторов, а, быть может, сокращение штатов безальтернативно и не подлежит моральной оценке.
Хотя для бизнеса
Необходимость этического обоснования принимаемого решения появляется в тех случаях, когда у руководства возникает ощущение, что могут быть нарушены стандарты деловой морали. При этом принимаются во внимание корпоративные этические кодексы, а при возникновении нестандартной ситуации главную роль играют этические взгляды руководства или группы менеджеров равного служебного статуса.
Обычно решения принимаются
тогда, когда их эффективность выше
минимально приемлемого уровня, и
отвергаются в противном
Как считает профессор
По мнению Фритцше, желательный моральный эффект тесно связан с желательной нормой прибыли, поскольку справедливое трудоустройство расширяет возможности найма высококвалифицированных работников и не требует дополнительных затрат. Предоставление социальных благ дает экономическую отдачу (рост производительности труда, лояльность потребителей), а объективная информация о продукте может немного понизить прибыль, но сохранить покупательский спрос.
Минимальные отступления от моральных норм, считает Фритцше, скорее уменьшат прибыль до минимально приемлемой величины, чем повысят ее, как и решение получать небольшую прибыль вполне совмещается с небольшими этическими погрешностями.
Наконец, крупные взятки, обман
и дискриминация при
Для эффективного использования этики при принятии решений необходимы, по меньшей мере, два условия:
1) внимание менеджеров к этим вопросам (личный аспект)
2) высокая организационная
1) Менеджеры (личный аспект) При принятии этически верных решений менеджер ориентируется, прежде всего, на отдельные личностные характеристики, такие как собственное эго, уверенность в своих силах, развитое чувство независимости. Одна из наиболее важных личных характеристик менеджера стадия его морального развития.
На стадии предшествующего развития
людей интересуют, прежде всего, внешние
выгоды (и наказания). Подчинение власти
основывается на угрозе негативных последствий
в случае неповиновения. В организационном
смысле этой стадии соответствуют менеджеры,
использующие авторитарный или принудительный
стили руководства, а также менеджеры,
ориентирующиеся на гарантии исполнения
отдельных задач. На второй стадии общего
развития люди адаптируются к ожиданиям
положительного поведения коллег (семьи,
друзей, общества). Предпочтительным способом
достижения целей становится совместная
работа в группах. Наиболее адекватным
стилем лидерства становится поощрение
взаимодействий и кооперации. На стадии
последующего, или принципиального,
развития люди руководствуются, прежде
всего, внутренними ценностями и
нормами, во многих случаях игнорируя
правила и законы, требующие нарушения
этих норм. Внутренние ценности становятся
более важными, чем даже существенные
внешние. На этом высшем уровне развития
менеджеры используют трансформационный
или обслуживающий стили
2) Высокая организационная культура (аспект культуры).
Корпоративная культура самым серьезным образом воздействует на поведение членов организации. Например, расследование хищений в нефтяной промышленности США показало, что они воспринимались большинством работников как должное. Сотрудники многих компаний уверены, что если они не будут поступать так, как все (т. е. как принято), они рискуют потерять свое место. В корпоративной культуре всегда можно обнаружить направляющие этический выбор сотрудников «подсказки». Ее герои (т. е. образцы для подражания) могут, как стимулировать этичные решения, так и препятствовать им. Культура организации отнюдь не единственный источник воздействия на этику, но она является самой мощной из этих сил, ибо определяет ценности компании. К числу других относятся принятые в компании правила и политика, система вознаграждения, степень заботы организации о своих членах, система отбора, соответствие принципов организации труда законодательным и профессиональным требованиям, лидерство и процесс принятия решений.
Первое характерно для тех компаний, руководители которых являются подлинными лидерами, весь персонал стоит на позициях, что “этичный бизнес – это хороший бизнес”, стратегия и тактика подчинены удовлетворению запросов основных деловых участников, сложился гибкий механизм приспособления к меняющемуся внешнему окружению. В таких фирмах считают, что этика поддерживает корпоративную культуру на необходимом уровне и это помогает укреплять бизнес.
2. Социальная ответственность в системе менеджмента
2.1 Определение и сущность
Принятие на себя ответственности
и привлечение к
Ответственность - это необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках. Ответственность может быть официальная и личная (чувство ответственности как черта характера).
Социальная ответственность явл
Социальная ответственность
Она реализуется в конкретных делах компании и менеджера (руководителя), направленных в первую очередь на помощь в создании приемлемого уровня жизнеобеспечения своих работников, членов их семей и социально незащищенных групп населения.
Эта помощь может реализоваться в прямом или косвенном виде. В прямом виде помощь может оказываться в форме бесплатных обедов; продажи товаров по пониженным ценам; производства экологически чистой продукции; установления квот на прием безработных, выпускников учебных заведений, инвалидов и т.д. В косвенном виде - это благотворительные взносы, поддержка социальных инициатив других компаний или государства и т.п. На практике иногда социальная ответственность вторична по отношению к благосостоянию компании согласно девизу: Сначала преуспевание, а потом благотворительность".
Социальная ответственность
Важными параметрами социальной ответственности являются широта, временной интервал, придаваемое значение и вовлеченность персонала.
Широта определяет диапазон функций производства и управления, по которым компания берет на себя социальную ответственность, например, техническую безопасность, своевременную оплату труда, социальную справедливость и др.
Временной интервал - это период устойчивого внимания и конкретных действий по соблюдению моральных норм во всем диапазоне заявленных функций производства и управления компании. Временной интервал может быть бессрочным и на заданный срок, например, на период выполнения определенного задания.
Придаваемое значение - это важность
социальной ответственности перед
технологическими целями компании. Для
этого в приоритетном порядке
выделяются ресурсы для реализации
важнейших социальных целей компании.
Например, для уменьшения профессиональных
заболеваний руководство
• путем формирования отдельных
коллективов в составе
• путем участия всего коллектива компании на общественных началах во внеурочное время.
Взаимодействие социальной и юридической ответственности.
Процесс гармонизации общества и компании
идет через реализацию социальных инициатив
и юридических требований. Обычно
часть социальных инициатив является
предвестником юридических
Вопросы юридической ответственности
руководителей решает суд или
арбитраж, а социальная ответственность
оценивается общественным мнением,
результаты которого могут быть более
действенными, чем юридическая
Возложение на себя социальной ответственности может идти только добровольно. Руководитель должен ясно видеть, какие преимущества и какие трудности он будет ощущать. Вопросы активизации социальной ответственности рассматривались многими учеными и практиками США и Японии. На основе опубликованных материалов можно составить общую картину мотивов, активизирующих социальную ответственность компании, специалистов или руководителя:
• чувство долга, предвыборные обещания;
• желание принести больше пользы своим работникам, населению, прилегающей территории;
• получение удовлетворения от видимых работниками и населением результатов (самовыражение, самопроявление);
• избежание общественных порицаний и взысканий;
• повышение имиджа или карьерный рост;
• выигрыш в споре или конкурсе;
• отвлечение от постоянных личных переживаний.
2.2 Социальная ответственность менеджеров
Менеджеры активно участвуют в
различных социальных мероприятиях.
Сдерживающим фактором в этом участии
руководителей высшего звена
являются требования рядовых работников
увеличивать доходы на акцию в
ежеквартальном исчислении. Из-за этого
управляющие вынуждены
Информация о работе Социальная ответственность в системе менеджмента