Социальная ответственность в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 21:55, контрольная работа

Описание

Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время в национальном масштабе зарождается принципиально новый взгляд на социальную ответственность, как на систему социального партнерства бизнеса и общества. Компании стремятся систематизировать свою социальную деятельность, сделать её более открытой и понятной. Многие компании считают свои социальные программы инвестициями, проектами по развитию общества, а не просто благотворительными расходами. Бизнес должен быть не только экономически эффективным, но и добросовестным.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Управление этикой и социальной ответственностью компании…………4
1.1 Назначение деловой этики и ее структура………………………………..4
1.2 Этика и управленческие решения…………………………………………7
2. Социальная ответственность в системе менеджмента……………………12

2.1Определение и сущность социальной ответственности………………….12
2.2 Социальная ответственность менеджеров………………………………..14
2.3 Аргументы в пользу социальной ответственности………………………15

2.4 Аргументы против социальной ответственности………………………..16
Заключение……………………………………………………………………..17
Практическая часть…………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………22

Работа состоит из  1 файл

контр. по менеджменту.docx

— 54.20 Кб (Скачать документ)

Давно существует такая форма социальной помощи, как добровольные пожертвования  на местные благотворительные нужды. Но в настоящее время распространяется форма личных контактов для оказания помощи. Ряд фирм проводят социальные мероприятия по специальным программам, которые предусматривают возможность  участвовать в их осуществлении  многим работникам. При этом используются различные подходы к реализации программ. Некоторые фирмы свои социальные программы реализуют при помощи своих же сотрудников или освобождают  своих людей для выполнения общественной работы. Выполнение работ для общества улучшает отношения между предприятием и местным населением. Одновременно это оказывает положительное  влияние на самих сотрудников  и их отношение к своей работе. Некоторые предприятия, в продукции  которых нуждается общество, дарят  эту продукцию (организация компьютерных классов в школах и университетах, приобретение необходимого учебного оборудования). Бизнес жертвует часть своих средств  на реставрацию памятников, благоустройство  городов, больным детям, инвалидам  и т.п.

Социальная ответственность предотвращает  конфликтные ситуации между организацией и обществом, в котором она  функционирует. Для обеспечения  высокой жизнедеятельности организации  необходимо постоянно приспосабливаться  к окружающей среде и постоянно  откликаться на проблемы социальных сообществ для установления благожелательных отношений с ними. Понесенные расходы оправдываются благодаря совершенствованию различных направлений развития общества и улучшением отношения общества к организации. Разумеется, организации не должны заниматься мелочными вопросами. Социальная ответственность должна реализоваться в существенной помощи среде.

Мероприятия по социальной ответственности  свойственны не только крупным организациям. Их осуществляют и мелкие предприятия. И это не менее ценно, чем проведение мероприятий по социальной ответственности  крупными фирмами.

Однако на первом плане работы любой  организации является обеспечение  ее прибыльности, которая и является основой любых мероприятий по социальной ответственности. Открытое признание приоритетов и социально  ответственное поведение обеспечивают компании достижение важных вторичных  целей. Прибыльность и развитие идут бок о бок с честным отношением к работникам, потребителям всех уровней и местному обществу.

 

2.3 Аргументы в пользу социальной  ответственности

 

Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные действия предприятий, улучшающие жизнь местного общества или устраняющие необходимость  государственного регулирования, могут  быть в собственных интересах  предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. В обществе более благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия  и для деятельности бизнеса. Кроме  того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием  высоки, в долгосрочной перспективе  они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков  и местного сообщества формируется  более привлекательный образ  предприятия.

Изменение потребностей и ожиданий широкой публики. Связанные с  бизнесом социальные ожидания радикально изменились с 60-х годов. Чтобы сузить разрыв между новыми ожиданиями и  реальным откликом предприятий, их вовлеченность  в решение социальных проблем  становиться и ожидаемой и  необходимой.

Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Поскольку  бизнес располагает значительными  людскими и финансовыми ресурсами, ему следовало бы передавать их часть  на социальные нужды.

Моральное обязательство вести  себя социально ответственно. Предприятие  является членом общества, поэтому  нормы морали также должны управлять  его поведением. Предприятие, подобно  индивидуальным членам общества, должно действовать социально ответственным  образом и способствовать укреплению моральных основ общества. Более  того, поскольку законы не могут  охватить все случаи жизни, предприятия  должны исходить из ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на упорядоченности и законности.

 

2.4 Аргументы против социальной  ответственности

 

Нарушение принципа максимизации прибыли. Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли. Предприятие  ведет себя в наибольшей мере социально  ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и  оставляя социальные проблемы государственным  учреждениям и службам, благотворительным  институтам и просветительским организациям.

Расходы на социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия  издержками. В конечном счете, эти  издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, фирмы, участвующие в конкурентной борьбе на международных рынках с  фирмами других стран, которые не несут затрат на социальные нужды, оказываются  в неблагоприятном положении  в конкуренции. В результате снижается  их сбыт на международных рынках, что  ведет к ухудшению платежного баланса США во внешней торговле.

Недостаточный уровень отчетности широкой публике. Поскольку управляющих  не выбирают, они не являются подотчетными широкой публике. Рыночная система  хорошо контролирует экономические  показатели предприятий и плохо  – их социальную вовлеченность. До тех пор, пока общество не разработает  порядок прямой отчетности ему предприятий, последние не будут участвовать  в социальных действиях, за которые  они не считают себя ответственными.

Недостаток умения разрешать социальные проблемы. Персонал любого предприятия  лучше всего подготовлен к  деятельности в сферах экономики, рынка  и техники. Он лишен опыта, позволяющего делать значимые вклады в решение  проблем социального характера. Совершенствованию общества должны способствовать специалисты, работающие в соответствующих государственных  учреждениях и благотворительных  организациях.

 

 

 

 

 

 

 

заключение

На авторитет руководителя оказывает  сильное влияние наличие высокой  культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики. К  ним относятся: демократизм общения  руководителя с подчиненными, его  доступность, внимательность, умение создать  товарищескую атмосферу доверия, вежливость и корректность в обращении, точность и ответственное отношение к  данному слову. Немаловажное значение имеют подтянутость и аккуратность, четкость и организованность в манере поведения. Но внешняя сторона поступков  должна соответствовать внутренним нравственным убеждениям руководителя. Только при этом условии нормы  служебной этики смогут помочь руководителю общаться с людьми более эффективно.

Социальная ответственность представляет собой реализацию не только своих  экономических интересов и целей, но и учет социальных последствий  воздействия деловой активности на собственный персонал, потребителей и организации, совместно с которыми осуществляется та или иная деятельность.

В российских условиях социальная ответственность  реализуется скорее как реакция  на необходимость решения накопившихся острых социальных проблем.

Одним из первых, кто сформулировал  принципы делового поведения, явился известный  китайский ученый Конфуций (Кун-цзы). Универсальным принципом Конфуция во взаимоотношениях людей, в частности, является: «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе». Конфуцием были также сформулированы этические принципы и нормы взаимоотношений между руководителем и подчиненным, которые делают их общение наиболее эффективным и действенным. Приведем некоторые из изречений древнего ученого. «Когда правитель любит справедливость, никто не осмелится быть непослушным, когда правитель любит правду, никто в народе не посмеет быть нечестным».

Фирма, активно проводящая политику социальной ответственности, приобретает  благоприятную репутацию. Общественность уверена, что организация содействует  общественному развитию. Это способствует повышению спроса на продукцию, а, следовательно, является экономически выгодным и может  окупить затраты на благотворительность.

Организация может оказать реальное воздействие на формирование потребностей, запросов и ожиданий общественности, что также может принести прибыль. Широко известным является пример, когда управляющие компании «Проктер энд Гэмбл» смогли предотвратить большие убытки своей фирмы, продемонстрировав заботу о клиентах. В продажу была выпущена большая партия некачественного товара. Менеджеры компании поступили этично, официально объявив об этом с помощью средств массовой информации и изъяв продукцию из продажи. В результате убытки от бракованной партии были компенсированы повышением спроса на продукцию фирмы, так как общественность стала доверять фирме, честно сообщившей о своем промахе. Очевидно, что этичное отношение к покупателям в данной ситуации явилось также удачным маркетинговым ходом, принесшим компании определенный доход. Конечно, молодым организациям не стоит вкладывать все деньги в мероприятия социальной ответственности, но и совсем забывать об этом тоже не стоит. Ведь при благоприятной атмосфере в обществе любая организация сможет функционировать более успешно.

Таким образом, можно утверждать, что  этичное управление и социальная ответственность становится одной  из главенствующих сфер в теории и  практике менеджмента, необходимой  для успешной деятельности организации. Этичное поведение менеджеров, как  на внешнем, так и на внутреннем уровнях управления организацией оказывается оправдано не только с точки зрения общечеловеческих моральных норм, но и экономически выгодно [23].

Более совершенную форму социальная ответственность приобретает с  появлением классового общества и государства. Действующие здесь социальные нормы более многообразны, что и обусловливает существование нескольких видов социальной ответственности: политической, юридической, моральной и т. д. Ее сущность состоит уже в обязанности, индивида выполнять соответствующие политические, юридические и моральные требования, предъявляемые ему обществом, государством, коллективом. Поступая ответственно, человек должен, с одной стороны, правильно выбрать социальные ориентиры, с другой -- использовать все имеющиеся возможности (знания, опыт), также учитывать последствия своих действий. В сердцевине проблемы социальной ответственности находятся личные ценности, общие убеждение относительно добра и зла. Люди, полагающие, что«организации должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону», скорее всего, придадут высокую ценность максимизации прибыли, эффективности и жесткому следованию закону и низкую ценность - альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно и является социальноответственной, пока ее действия отвечают данной системе ценностей. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике. Этика имеет дело с принципами, определяющее правильное и неправильное поведение. Однако этика бизнеса затрагивает не только проблему социально ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых. Более того, в фокусе ее внимания - и цели, и средства, используемые для их достижения теми и другими. Например, почти все американцы, скорее всего, сочтут, что неэтично давать чиновнику взятку ради получения контракта. В этом случае неэтично средство. Представим, однако, что речь идет о контракте на закупку шкур котиков, используемых на производство одежды. Некоторые люди, для которых защита животных стоит на высоком месте, могут считать, что использование котиковых шкур неэтично, даже если их можно получить, не давая взятки. Здесь неэтичной является цель. Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует рассматривать как неэтичные. Социальная ответственность определяется рядом объективных и субъективных предпосылок. С объективной стороны социальная ответственность отражает общественную природу человека и урегулированность общественных отношении социальными нормами. Деяние, противоречащее этим нормам, влечет ответственность нарушителя. Ее возникновение возможно при условии предварительного предъявления к поведению людей определенных требований, сформулированных устно или письменно в соответствующих правилах[11]. Как уже отмечалось, классификация социальной ответственности зависит от сферы социальной деятельности, в связи с чем выделяют политическую, моральную, общественную, юридическую ответственность и т. д. Организацию можно рассматривать как производственную целостность, которая эффективно используя свои ресурсы, выполняет экономическую функцию производства продукции и оказания услуг. При этом обеспечиваются рабочие места для населения и доходы для предпринимателей. Исходя из этой точки зрения, роль бизнеса заключается в использовании его энергии и ресурсов для получения прибыли.

Но организация одновременно является частью среды, состоящей из поставщиков, потребителей, средств информации, союзов и объединений людей, работников, собственников акций. Поэтому она  находится в прямой зависимости  от этой среды и должна наряду с  обеспечением своих интересов удовлетворять  ее интересы [29].

Таким образом, организации отвечают перед обществом за его состояние, его благополучие, что требует  от них направления части ресурсов и усилий по социальным каналам. Сферой ответственности организации являются защита среды обитания, здравоохранение  и безопасность, защита прав потребителей и т. п. Бизнес в этом случае выступает  в роли фактора ответственности  за развитие общества.

 

Практическая часть

 

а) Разработайте модель личности:

 

кандидата на должность менеджера низшего  звена:

 

1) общественно-гражданская зрелость;

2) отношение к труду;

3) уровень знаний и опыт работы;

4) организаторские способности;

5) умение работать с людьми;

6) умение работать с документами  и информацией;

7) умение своевременно принимать  и реализовывать решения;

8) способность увидеть и поддержать  передовое;

9) морально-этические черты характера.

 

кандидата на должность среднего звена:

 

Идеальный кандидат на позицию менеджера среднего звена  – это специалист, который выстраивал свою карьеру последовательно, лучше  всего в одной или смежных  отраслях, и имеющий опыт работы в brand-name компании. Общий стаж его работы должен быть не менее 5 лет, из которых 2 года он должен занимать управленческую позицию. Для него просто необходимо высшее образование, а также желательно бизнес образование.

 

б) Определите категории личности кандидатов (наследственность, культура, семья, социальная группа, жизненный  опыт).

 

Приблизительно  портрет нашего «идеального менеджера  по продажам» следующий: высокомотивированный гуманитарий, клиентоориентированный и доброжелательный, сензитивный (чувствующий собеседника), с активной жизненной позицией. Для него характерны: осознанная нацеленность на достижение результата, психологическая зрелость и динамичность, высокий общеинтеллектуальный уровень (умение работать с информацией, обобщать, делать выводы). Часто на первом этапе подбора предпочтение отдается кандидатам старше 26 лет. Здесь очень важна психологическая зрелость кандидата (поэтому номинально предлагается возрастной барьер, хотя он не является определяющим). Имеется в виду гибкость, умение общаться с людьми, возможность «подстраиваться» под собеседника. Также важен хороший стиль речи, умение подать себя, настойчивость и уверенность в себе (в смысле внутренней аргументированности действий, а не апломба).

Информация о работе Социальная ответственность в системе менеджмента