Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:09, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в необходимости обращать внимание на состояние социальной работы в современной России, так как в стране не самая благополучная социально-демографическая ситуация. Проблема социальной помощи в нашей стране на современном этапе распадается на несколько видов. Происходит старение нации на фоне падения рождаемости, количество лиц пенсионного возраста увеличивается, не все они могут самостоятельно себя обслуживать, поэтому проблема социальной помощи для них актуальна. В связи с социально-экономической ситуацией в стране за последние годы увеличилось количество социальных сирот, т.е. детей, оставшихся по тем или иных причинам без обеспечения родителей. Для этой категории населения оказание социальной помощи также является достаточно актуальной задачей.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЁ ФУНКЦИИ.
1. Сущность социальной работы.
2. Методы социальной работы.
3.Функции социальной работы.
2.ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОНКРЕТНОЙ ОБЛАСТИ.
2.1 Молодежь как особая группа.
2.2 Принципы государственной молодежной политики.
2.3 Социальные службы в решении молодежных проблем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ
(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
Кафедра
социологии, психологии и социального
менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
социальному менеджменту
на тему
«Социальная работа как направление социального
менеджмента»
Работа выполнена
студентом группы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЁ ФУНКЦИИ.
2.1 Молодежь как особая группа.
2.2 Принципы
государственной молодежной
2.3 Социальные службы в решении молодежных проблем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
ВВЕДЕНИЕ
Непростые
перемены в экономической и социальной
сферах, потрясшие Россию в последнее
десятилетие, наряду с переходом
к рыночной экономике, привели к
резкому усилению бедности и снижению
уровня жизни, то есть отход России от
плановой экономики, начавшийся с осуществления
крупномасштабных реформ в экономический
сфере, включавших либерализацию экономики
и внешнеэкономической деятельности,
приватизацию и ликвидацию системы централизованного
планирования и управления, привел к кардинальным
переменам в жизни российского общества.
Эти перемены, с одной стороны, создали
условия для роста экономической активности
населения и, с другой стороны, вызвали
падение уровня производства в ряде отраслей,
существенное снижение уровня жизни значительной
части населения, реальной заработной
платы, рост безработицы, снижение качества
социального обслуживания нетрудоспособных
и появление массовой бедности.
Как это
ни парадоксально, когда распалось государство,
рухнула экономика и уровень жизни и социальная
работа – как часть социальной экономики,
как профессия, как наука – достигла небывалого
расцвета. Сформировались новые подходы,
появилось новое законодательство, накоплен
большой опыт. Осуществлявшиеся в последние
годы исследования привели к более глубокому
пониманию уровня бедности в России и
выявили основные характеристики «новых
бедных», они также привлекли внимание
общественности к необходимости пересмотра
социальной политики для решения данных
проблем. В частности широкая дискуссия
развернулась по вопросам реформы социальной
поддержки. Многие предложения по проведению
реформ основывалась на необходимости
перехода к адресной социальной поддержки
и повышения качества социальных услуг
при большом разнообразии конкретных
предложений.
Одной из программ Правительства Российской
Федерации стала Программа «Конвертация
льгот», то есть Правительство поставило
перед собой масштабную задачу - в течение
ближайших лет поднять реальные доходы
(без учета роста цен) на 40 процентов. По
мнению разработчиков данной программы,
решение этой задачи позволит сократить
число граждан, живущих за чертой бедности,
более чем в два раза.1
Актуальность данной работы заключается в необходимости обращать внимание на состояние социальной работы в современной России, так как в стране не самая благополучная социально-демографическая ситуация. Проблема социальной помощи в нашей стране на современном этапе распадается на несколько видов. Происходит старение нации на фоне падения рождаемости, количество лиц пенсионного возраста увеличивается, не все они могут самостоятельно себя обслуживать, поэтому проблема социальной помощи для них актуальна. В связи с социально-экономической ситуацией в стране за последние годы увеличилось количество социальных сирот, т.е. детей, оставшихся по тем или иных причинам без обеспечения родителей. Для этой категории населения оказание социальной помощи также является достаточно актуальной задачей.
Объектом курсовой работы является – политика социальной работы с населением, а предметом – сама социальная работа.
Целью работы является изучение актуальности проблемы социальной работы на современном этапе развития российского общества.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить
механизмы социальной защиты населения;
2. Изучить и обобщить виды деятельности
по проведению социальной работы.
Структура
курсовой работы: Во введении проанализирована
актуальность данной темы, поставлены
проблема, задачи и цели. В первой главе
рассмотрено понятие социальной работы
и её функции. Во второй главе проанализирована
ситуация на конкретном примере в сфере
социальной работы. В заключении подведены
итоги и даны выводы по всей курсовой работе.
В курсовой работе использовано 18 источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЁ ФУНКЦИИ.
1.1 Сущность социальной работы.
В последнее время в Российской Федерации динамично развивается новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего образования - социальная работа.
Социальная работа — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.
Авторы «Общедоступного словаря по психологии, социологии и социальной работе», определяют социальную работу как «разновидность социальной деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе совместного удовлетворения потребностей, поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности»2.
Н.С.Данакин определяет социальную работу как «содействие людям в решении их личных проблем»
Более конкретное определение социальной работы дано в американском словаре: «Социальная работа – это профессиональный вид деятельности, направленный на оказание помощи отдельному человеку, группе или общности в решении их социальных проблем, в усилении или восстановлении способности социального функционирования и создание общественных условий, способствующих достижению этих целей».
Интегрируя
подходы отечественных и
1. Оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, путем поддержки, консультирования, реабилитации, патронажа и использования других видов социальных услуг;
2. Актуализацию потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
3. Целенаправленное влияние на формирование и реализацию социально - экономической политики на всех уровнях – от муниципального до федерального с целью обеспечить социально здоровую среду жизнедеятельности человека, создать систему поддержки людей3.
Становление социальной работы как специального института и особой профессии вызвано не только возросшими запросами населения на социальную поддержку, но и изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией, обусловленностью более глубокими личностными потребностями, более опосредованными условиями их удовлетворения.
Степень социальной защиты населения и его отдельных слоев позволяет судить о прогрессивности общественного строя, уровне экономического развития страны и благосостояния народа.
Вот почему социальная работа сегодня – это такое непреходяще важное дело, от которого никто не может оставаться в стороне.
Менеджмент в социальной работе является одним из видов социального управления, т. е. такого управления, где главным субъектом и объектом выступает человек. Данное понятие одновременно многозначное и выражает разные стороны, грани, аспекты управления4.
Первое значение — организационно-структурное. Ключевыми проблемами здесь являются: «Кто должен выполнять (выполняет) социальную работу?», «Какие органы, учреждения должны этим заниматься (занимаются)?», «Какова эффективность (результативность) их деятельности, функционирования?». При этом управление социальной работой организуется на различных уровнях — федеральном, региональном (территориальном), локальном и имеет соответствующие организационные структуры управления — министерство, комитеты (управления) социальной защиты, территориальные службы, центры и т.д.
Второе значение — функциональное, так как различные структуры в системе социальной защиты (помощи) выполняют определенные функции — общие и конкретные. Общими, т. е. независимо от уровня, субъекта, его компетенции и т. д., считаются такие функции, как социальное прогнозирование, планирование, маркетинг, связи с общественностью и вопросы имиджа организации, инновации, оказание услуг, учет и контроль. На конкретном уровне управления, в конкретной должности складывается и имеется определенное соотношение между общими функциями. Конкретные функции — это виды работ применительно к конкретной должности (обязанности и права), подразделению (функции подразделения) и предприятию, организации, учреждению (направления деятельности).
Третье значение — профессионально - деятельностное (трудовое). Менеджмент в социальной работе — это особый вид профессиональной деятельности, которой занимается вполне определенная категория людей, именуемых кадрами, или персоналом, управления.
Четвертое
значение — процесс постановки целей,
задач и организация
Пятое значение — гносеологическое, т. е. менеджмент социальной работы представляет собой науку, которая изучает структуру функции, профессиональную деятельность и процесс управления. Составными частями этой науки являются методологии (системы методов познания, исследования), теории (структур, функций, управленческих решений, информации, методики, исследовательские, диагностические, деловые и искусство практической деятельности.
Шестое значение — учебно-образовательное, т. е. менеджмент социальной работы рассматривается в качестве учебной дисциплины, которая является составной частью учебных планов и программ по подготовке и повышению квалификации кадров системы социальной защиты, помощи.
Таким
образом, все эти значения «высвечивают»
определенную грань, сторону такого
многозначного понятия как «
Социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности — социальной сфере и специфической социальной деятельности. Последнюю же можно конкретизировать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе.
Анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологии разрешения социальных проблем указанных объектов – одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины.
Под методами понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.
Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется, как уже отмечалось, универсальным характером социальной работы как вида деятельности. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др.
Методы социальной работы во многом обусловливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника и социальных служб. С другой стороны, они определяются также профессией социального работника, его специализацией в той или иной области, сфере жизни, структурой социальных и других служб. Необходимо отметить, что методы социальной работы нередко включаются в более общее понятие «социальные технологии», интерпретируемые как способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач, как совокупность приемов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в социальной сфере, решения тех или иных социальных проблем6.
Информация о работе Социальная работа как направление социального менеджмента