Социальная работа как направление социального менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:09, курсовая работа

Описание

Актуальность данной работы заключается в необходимости обращать внимание на состояние социальной работы в современной России, так как в стране не самая благополучная социально-демографическая ситуация. Проблема социальной помощи в нашей стране на современном этапе распадается на несколько видов. Происходит старение нации на фоне падения рождаемости, количество лиц пенсионного возраста увеличивается, не все они могут самостоятельно себя обслуживать, поэтому проблема социальной помощи для них актуальна. В связи с социально-экономической ситуацией в стране за последние годы увеличилось количество социальных сирот, т.е. детей, оставшихся по тем или иных причинам без обеспечения родителей. Для этой категории населения оказание социальной помощи также является достаточно актуальной задачей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЁ ФУНКЦИИ.
1. Сущность социальной работы.
2. Методы социальной работы.
3.Функции социальной работы.
2.ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОНКРЕТНОЙ ОБЛАСТИ.

2.1 Молодежь как особая группа.

2.2 Принципы государственной молодежной политики.

2.3 Социальные службы в решении молодежных проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Работа состоит из  1 файл

123.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)
">     В заключение данной главы можно сделать следующие выводы: выбор того или иного метода педагогического воздействия зависит от специфики конкретной ситуации. Эффективность достигается через определенные сочетания методов, так как для развития личности, ее совершенствования необходимо влиять и на ее поведение, и на сознание, и на деятельность.

     Для того, чтобы грамотно осуществлять свою работу, социальный работник должен обладать определенным набором знаний и умений, иметь в своем арсенале большой набор методов, применение которых поможет в решении проблемы. Методы социальной работы очень разнообразны. Очень важно использовать методы социальной работы при выявлении проблемы, т.е. на стадии сбора информации. После того, как будет построена ясная картина, отражающая сущность проблемы, можно будет приступать к ее решению. Для решения определенного круга проблем очень часто используются психолого-педагогические методы социальной работы.

     При этом стоит обратить внимание на то, что социальный работник должен обладать большим набором методов и  умений, т.к. лишь, используя множество  методов, можно выйти из тупиковой  ситуации. При этом, не стоит использовать абсолютно все методы. Такой подход может привести к тому, что проблема не будет решена. К каждому человеку необходимо искать свой подход, использовать те методы, которые позволят решить проблему. 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОНКРЕТНОЙ ОБЛАСТИ.

    2.1 Молодежь как особая  группа.

   Страна, в которой не заботятся о детях  и молодежи не имеет будущего. И  если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание.

   В кризисных условиях больше всего  подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.

   Для того чтобы оказать помощь молодежи нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д. Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам для того чтобы эффективно построить работу.

   Молодежь - это социально- демографическая  группа, переживающая период становления  социальной зрелости, адаптации к  миру взрослых и будущие изменения.

   Молодежь  имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

   Нижняя  возрастная граница определяется, что  с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться  или работать). Верхняя граница  определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

   В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.

   Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу12.

   По данным переписи населения 2006г. молодежи от 14 до 30 лет в РФ насчитывается 34,4 млн. человек, или 23,4%. За 10 лет (с 1996г.) численность молодежи сократилась на ;.8 млн. человек и эта тенденция развивается.

   Падение рождаемости в Российской Федерации  привело к "старению" молодежи: увеличилась доля 25-29 летних.

   Молодежь  составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 19% и составляет лишь 18,5% сельского населения России.

   Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищенности в сфере  труда. Молодые рабочие первыми  попадают под сокращение и пополняют  ряды безработных . К началу 1996 г. безработица  в России достигла ( по официальным данным) 2,3 млн. человек, или 3,2 % экономически активного населения; 38% всех безработных - молодые люди до 30 лет13.

   К числу особо тревожных тенденций  в молодежной среде относится  отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на "поточное" воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.

   Негативные  проявления заключаются, прежде всего, в том, что молодежная среда становится опасной криминогенной зоной. Нарастают неблагоприятные тенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера. Так, в 2005г. число совершенных малолетними преступниками грабежей с проникновением в квартиры увеличилось в 2,2 раза, хулиганств - в 1,6 раза, мошенничеств - на 75,8%, вымогательств - в 2,2 раза, преступлений с применением огнестрельного оружия - в 17,2 раза. Одним из самых распространенных видов преступлений у несовершеннолетних являются кражи, число которых в 2006г. составило 2203 (47,4%), включая также квартирные кражи - 1874 (85,1%)14.

   Из  года в год растет число "женских" преступлений. Большую тревогу у  правоохранительных органов вызывает тенденция к "омолаживанию" женской  преступности. В трех имеющихся в России воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних содержатся сегодня 1136 девочек-подростков. Большая их часть осуждена за тяжкие преступления. В 2005г. было зафиксировано около 150 случаев детоубийств. Как правило, на убийство детей идут молодые женщины, не нашедшие себя в жизни: без семьи, без средств к существованию, без жилья.

   Молодое поколение в большинстве своем  оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой - обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.

   К сожалению, существующие экономические  и социальные программы практически  не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Принципы государственной  молодежной политики.

   Социальная  незащищенность, недостаток внимания общества предопределяет эту социальную группу как дестабилизирующую общественную силу, а в это же время на молодежи лежит ответственность за будущее  страны, за созидание в этом мире. И государственная политика должна быть направлена на использование созидательного потенциала молодежи.

   Государственная молодежная политика - это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий  и гарантий для социального становления  и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах общества.

   Система становления и реализации государственной молодежной политики представляет собой:

     1.Специальное законодательство о государственной молодежной политике.

     2.Государственное  регулирование молодежной политики.

     3.Плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики.

Формирование  и реализация государственной молодежной политики осуществляется на двух уровнях:

     -общереспубликанском;

     - региональном15;

     И основывается она прежде всего на создании благоприятных для молодежи условий для реализации трудового  потенциала.

     Координируют  и направляют усилия всех государственных  и внеправительственных организаций  в решении молодежных проблем  Комитет по делам при Правительстве России и 79 комитетов, управлений, отделов по делам молодежи в составе администраций краев, областей, республик в составе Российской Федерации. В поле их деятельности находятся проблемы:

     - занятости молодежи, в том числе  выпускников учебных заведений и демобилизованных военнослужащих;

     - включенности молодежи в производственные  формы деятельности, в том числе  предпринимательство и фермерство;

     - формирования системы социальных  служб для индивидуальной работы  с подростками и молодежью;

     - профилактики преступности и  безнадзорности среди несовершеннолетних;

     - поддержки социально значимых  программ молодежных и детских  организаций;

     - участия в организации досуга, развития творчества, организации  летнего отдыха детей и подростков16.

     Одной из основных проблем проведения государственной политики является ее психологическое восприятие и сведение ее к чисто затратной, распределительной, убогой и потребительской, не стимулирующей молодых людей к самообеспечению, новым видам производительной и творческой деятельности, а ставящей их в положение "вечно молодого", полностью зависящего от родителей и "дающего" государства.

     Другой  проблемой является сохранившийся  ведомственный подход к молодому человеку, когда с точкой зрения государственных органов он не рассматривается в комплексе своих проблем, потенций, взглядов, среды, а фигурирует как "учащийся", "пациент", "военнообязанный", "нуждающийся в пособии", "правонарушитель" и т.д., к которому эти органы зачастую применяют взаимоисключающие меры.

     Мировоззренческие и исторические проблемы создают трудности в осуществлении государственной молодежной политики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.3 Социальные службы  в решении молодежных  проблем.

   Решение возникающих в молодежной сфере  социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.

   Социальная  работа среди молодежи рассматривается  как обеспечение наиболее благоприятных  социально-экономических условий  развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценнного участия индивидов в жизни общества.

Информация о работе Социальная работа как направление социального менеджмента