Социальная работа как направление социального менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:09, курсовая работа

Описание

Актуальность данной работы заключается в необходимости обращать внимание на состояние социальной работы в современной России, так как в стране не самая благополучная социально-демографическая ситуация. Проблема социальной помощи в нашей стране на современном этапе распадается на несколько видов. Происходит старение нации на фоне падения рождаемости, количество лиц пенсионного возраста увеличивается, не все они могут самостоятельно себя обслуживать, поэтому проблема социальной помощи для них актуальна. В связи с социально-экономической ситуацией в стране за последние годы увеличилось количество социальных сирот, т.е. детей, оставшихся по тем или иных причинам без обеспечения родителей. Для этой категории населения оказание социальной помощи также является достаточно актуальной задачей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЁ ФУНКЦИИ.
1. Сущность социальной работы.
2. Методы социальной работы.
3.Функции социальной работы.
2.ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОНКРЕТНОЙ ОБЛАСТИ.

2.1 Молодежь как особая группа.

2.2 Принципы государственной молодежной политики.

2.3 Социальные службы в решении молодежных проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Работа состоит из  1 файл

123.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

      Методы  принято рассматривать как часть социальной работы, отвечающей на вопрос, «как это делается?». Большей частью концепцию методов понимают как основной каркас или рамки, в соответствии с которыми социальные работники и социальные педагоги должны применять свои знания и навыки в действии, определять соответствующие критерии эффективности своей работы. Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу, разумно действовать на «рабочих полях».

     Многие  методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется, универсальным характером социальной работы как вида деятельности7.

     Также под методами понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

     Все методы социальной работы можно разделить  на две группы:

     1) Методы решения задач;

     2) Методы получения знания.

     К методам решения задач относятся следующие типы социологических исследований: сплошное, исследование основного массива, многографическое исследование, а также выборное исследование. Для проведения подобных исследований могут применяться различные методы и приемы. Среди них особую роль играют следующие: анализ документов, выявление слабых сторон, проблемы, наблюдение, опросы, контент - анализы. Тем самым, формируется некоторая картина, характеризующая текущее состояние проблемной области. На данном этапе можно выделить основные проблемы, на решение которых будут направлены усилия социального работника. Также необходимо произвести другие виды исследований для того, чтобы сформировать полную картину ситуации. Можно использовать следующие виды исследований: психологические. К ним относятся экспериментальные и неэкспериментальные методы, лабораторные и клинические, прямые и косвенные. Использование тех или иных методов позволяет отразить отдельные области проблем. Необходимо использовать лишь те, которые необходимы для сбора необходимых данных. Использование всех методов сразу может привести к увеличению времени исследования и завести социальную работу в тупик.

     Социологические

     В своей деятельности социальные работники  обращаются, прежде всего, к таким  социологическим методам, как анализ документов (письменные, печатные, личные, безличные официальные, неофициальные), наблюдение, опросы и контент-анализ (содержание газет, кинофильмов, публичных выступлений).

     Психологические

     Специфика психологических методов заключается  в том, что они направлены на изучение человеческой психики.

     Другие  методы

     Роль  социологических и психологических  методов в социальной работе огромна, но не исключительна. Используя их, социальные работники получают информацию об условиях жизни людей, а также их личностных особенностях. Важную роль в их деятельности играют, однако, и другие методы, требующие от них определенных теоретических знаний и практических навыков, основными из которых являются социально-психологические, педагогические, организационные, правовые, финансово-экономические и медико-социальные.

     Социально-психологические позволяют изучать закономерности поведения людей, обусловленные их принадлежностью к тем или иным социальным группам.

     Значение  педагогических методов обусловлено тем, что в своей деятельности социальные работники часто сталкиваются с проблемами воспитания, решение которых требует специальных знаний из области педагогики. Организационные методы связаны с организацией трудовой и общественной деятельности социально незащищенных групп. Обращение социальных работников к правовым методам объясняется тем, что профессиональная помощь нуждающимся основывается на определенном законодательстве, без которого она была бы невозможна. Они должны владеть финансово-экономическими методами, направленными не решение проблем материальной поддержки, а также экономических льгот и санкций.

     Медико-социальные методы применяются теми, кто занимается санитарным просвещением, врачебно-трудовой экспертизой или патронажем.

     Многообразие  методов социальной работы не означает, что все они используются при  решении каждой из ее задач. Выбирая  определенные методы, социальный работник руководствуется задачами, стоящими перед ним8.

     Для создания наиболее полной и правдивой  картины может возникнуть необходимость  использования методов получения знаний. Среди данных методов можно выделить следующие: коммуникативные, философские, логические. Каждый из методов может дать различную информацию о субъекте исследования. К примеру, использование коммуникативного метода позволяет выявить те проблемы, которые человек знает сам, понимает их влияние на ситуацию, а значит, способен решать.

           Особым уровнем социологического знания выступают эмпирические исследования, где важную роль играют разработка программы социологического исследования, его организация, методы и техника сбора и обработки полученного информационного материала. При этом эмпирический уровень социологического знания выступает как бы связующим звеном между теоретической социологией (с учетом всех указанных выше ее уровней), с одной стороны, и социальной работой как наукой и специфическим видом деятельности, с другой. Важно также подчеркнуть, что социологические методы и техника изучения проблем социальной работы выполняют двоякую функцию — расширения и углубления социологического и социального образования в целом и получения важной первичной социальной информации, без чего невозможен анализ практической социальной работы, невозможно накопление опыта, его обобщение и в целом повышение ее эффективности. 

     Коммуникативные

     Социальная  работа является частным случаем  коммуникации. В процессе коммуникации знание выступает как информация. Социальные работники должны быть знакомы с коммуникативными методами, т. е. приемами, направленными на поддержание нормального хода общения между людьми, которые обмениваются информацией.

     Философские

     Поскольку знание получается в результате познания человеком окружающего мира, оно является предметом специального исследования гносеологии (или теории познания).

     Логические

     Познание  включает в себя не только исследование предметов, но и преобразование имеющегося уже знания.

     Процесс становления социальной работы далек от завершения и осмысления ее принципов и методов и носит плюралистический характер.

      Данные  методы социальной работы направлены на составление единой картины проблемы, которую необходимо решить. Многообразие видов методов позволяет построить  картину проблемы в различных ракурсах, тем самым появляется возможность сформировать список задач, решенною которых будет посвящена дальнейшая деятельность социального работника9.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Функции социальной работы.

      Главной функцией социальной работы выступает принятие целесообразных решений проблем человека на основе единства внешних и внутренних факторов его жизнедеятельности.

      Основными функциями социальной работы являются:  
  1. Социальная помощь;  
  2. Социальная коррекция;  
  3. Социальная реабилитация;  
  4. Социальная терапия.

      Приоритетной  составляющей из всех функции является социальная помощь. Вместе с тем, она  включает и самопомощь объекта социальной работы, формирование у него навыков  и умений решать свои проблемы по мере увеличения степени личностной самостоятельности.

      Социальная  помощь - это поддержка в денежной и/или натуральной форме, предоставляемая  с учетом законодательно установленных  гарантий по социальному обеспечению.  
 Социальная помощь оказывается за счет средств местных органов власти, предприятий, внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания дифференцированной помощи нуждающимся, безработным и/или нетрудоспособным гражданам и семьям с детьми.

      Социально-коррекционная  работа направлена на поправку, частичное  изменение или исправление недостатков и связанна, как правило, с определенными группами клиентов социальных служб, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной социальной сфере. Это могут быть люди с ограниченными возможностями и девиантным поведением, люди в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи в обществе или социальный статус. Исходя из вышеуказанного, можно определить социальную коррекцию как деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.

      Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях. Восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального  объекта, которые преобладали до появления отклонения.

      Социальная  терапия занимает важное место в структуре социальной работы как вида деятельности. Можно утверждать, что организация и осуществление эффективного социально-терапевтического воздействия является его основным содержанием. При этом процесс социальной терапии направлен на выполнение ряда важных и значимых функций10
 К функциям социальной терапии можно отнести: 
 1.Социальное «лечение», предполагающее оказание клиенту необходимой поддержки и помощи в решении его проблем; в этом случае социальный работник может действовать совместно с другими специалистами: врачами, педагогами, юристами и т.п.; 
 2. Социальная защита, направленная на отстаивание интересов клиента, разъяснение его нужд и потребностей тем структурам, людям или организациям, от которых зависит его социальное благополучие; 
 3. Социальное развитие, способствующее выявлению скрытых или нереализованных возможностей и способностей клиента, с целью последующей оптимизации его жизнедеятельности
11.

      Многообразие  методов терапии определяет широкий спектр ее использования в практической деятельности различных социальных служб. 
 Социальная реабилитация — программа преодоления чувства неполноценности, возникшего в связи с возрастом, потерей трудоспособности и другими обстоятельствами. Осуществляется посредством вовлечения человека в коллективный труд и отдых, привлечения к информационно-культурным источникам — библиотекам, музеям, театрам и т. д. Имеет несколько аспектов — медицинский, профессиональный, бытовой и др.

      Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует отнести: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся.

      Одновременно  с основными функциями в социальной работе присутствует функция социального контроля, которая реализуется путем регуляции социальных взаимодействий при разрешении конкретных проблем, связанных с дезорганизацией деятельности и отклонения от социальных норм.

       Система контроля осуществляется, прежде всего, в интересах общества  и

государства и включает различные способы  – от принудительного воздействия (например, на лиц, пренебрегающих родительскими обязанностями) до психологического влияния. В результате возникает противоречие между функцией оказания помощи и функцией контроля, которое может отражать противоречие между интересами человека и государства, общества, организации, малой группы. Это противоречие присутствует в любом виде социальной помощи и должно разрешаться в интересах людей в процессе высокопрофессиональной деятельности ее субъектов.

       Необходимость достижения оптимальной  взаимосвязи между функциями

социальной помощи и социального контроля проявляется в социальной работе

в осуществлении  целого ряда ее более конкретных, специфических  функций.

      Эти функции выполняют отдельные  субъекты социальной работы – специалисты и организации. К ним относятся диагностическая, прогностическая, профилактическая, информационная, правозащитная, рекламная, коммуникативная, организационная и другие функции.

Информация о работе Социальная работа как направление социального менеджмента