Социальная работа как направление социального менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:09, курсовая работа

Описание

Актуальность данной работы заключается в необходимости обращать внимание на состояние социальной работы в современной России, так как в стране не самая благополучная социально-демографическая ситуация. Проблема социальной помощи в нашей стране на современном этапе распадается на несколько видов. Происходит старение нации на фоне падения рождаемости, количество лиц пенсионного возраста увеличивается, не все они могут самостоятельно себя обслуживать, поэтому проблема социальной помощи для них актуальна. В связи с социально-экономической ситуацией в стране за последние годы увеличилось количество социальных сирот, т.е. детей, оставшихся по тем или иных причинам без обеспечения родителей. Для этой категории населения оказание социальной помощи также является достаточно актуальной задачей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЁ ФУНКЦИИ.
1. Сущность социальной работы.
2. Методы социальной работы.
3.Функции социальной работы.
2.ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОНКРЕТНОЙ ОБЛАСТИ.

2.1 Молодежь как особая группа.

2.2 Принципы государственной молодежной политики.

2.3 Социальные службы в решении молодежных проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Работа состоит из  1 файл

123.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

   При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и  молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.

   Так, открыты Центры социального здоровья семьи и детей в Москве, Костроме, Петрозаводске, Томске и др., развиваются службы психологической, медико-социальной помощи семье и подросткам, открываются "телефоны доверия", консультационные центры. Такие центры действуют более чем в 30-ти регионах России.

   Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и  насилие, создаются социальные приюты.

   С начала 2002 года на базе семи приемников-распределителей для несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатных учреждений. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением.

   Кроме этого в ряде регионов созданы Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица и т.д.), психолого-оздоровительный центр.

   Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального  развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.

   Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность.

   Необходимость такого вида социальных услуг все  больше осознается населением и государством.

   В системе психологического консультирования различают:

   - возрастно-психологические (контроль  за состоянием психологического  развития ребенка);

   - семейное психологическое консультирование (оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем);

   - психолого-педагогическое консультирование преподавателей и воспитателей; 
- консультационная работа социального работника, в функции которого входит прежде всего задача представления интересов и прав клиента в широком социальном окружении.

   Специалист, работающий в области социального консультирования, должен в совершенстве владеть основными принципами, которые впервые были сформулированы В.В. Столиным на материале семейного психологического консультирования. Он выделял 6 принципов:

   1. Принцип анализа подтекста (требование различать несколько слоев в запросе-жалобе клиента и выделение способов работы с этими слоями).

   2. Принцип отказа от конкретных  рекомендаций (ибо человек сам должен принять решение о своей собственной судьбе).

   3.Принцип стереоскопического диагноза (именно в семейном консультировании наиболее необходим учет мнения более, чем одной стороны).

   4. Принцип системности (выделение системной единицы анализа, будь то индивидуальное сознание, или же семья как целое, или же индивидуальный жизненный путь как целое.

   5.Принцип уважения личности клиента (отказ от установки на переделывание, перевоспитание личности, установка на приятие, понимание клиента).

   6.Принцип профессиональной направленности и мотивированности консультанта (различение дружеских и профессиональных отношений, поиск и установление границы, где кончается клиент и начинается просто человек и т.д17.

   Основными направлениями деятельности медицинских  учреждений, оказывающих помощь детям  и подросткам, являлись до недавнего  времени сугубо медицинские проблемы. Это санитарно-просветительская работа среди девочек, их родителей и педагогов, осуществление профилактических осмотров для выявления "риск-группы" и больных, оказание лечебно-профилактической помощи девочкам и девушкам с гинекологическими заболеваниями и т.д.

   Однако  масса проблем интимной жизни  детей, право на которую отрицалось взрослыми, заставляет сегодня медицинские  учреждения вводить в свои штаты  психологов, психо-терапевтов, социальных работников, открывать " телефоны доверия".

   В настоящее время во многих регионах России открыты центры социальной помощи семье и детям. Работа с подростками в них идет по обращаемости (через "телефон доверия" и консультирование, когда подростки анонимно обращаются за помощью к специалисту психологу, врачу-гинекологу, сексопатологу и т.д.) и путем привлечения в центры подростков из школ, ПТУ, техникумов. При центрах работают медико-педагогические школы, где на профессиональном уровне проводятся занятия с группами подростков по проблемам сексуального поведения, репродуктивного здоровья, вреде абортов и ранних половых контактов, профилактики венерических заболеваний и т.п.

   Получили  развитие и центры здоровья подростков, планирования семьи, консультации "Брак и семья", которые оказывают  консультативную, лечебно-профилактичнскую помощь по всем вопросам полового воспитания подростков.

   Активно формируются и интенсивно развиваются  в России службы планирования семьи  и полового воспитания. Согласно определению  ВОЗ, под планированием семьи  подразумеваются такие методы, которые  помогают отдельным лицам или супружеским парам достичь определенной цели: избегать нежелательных рождений, способствовать появлению желанных детей, регулировать интервалы между беременностями, контролировать время рождения детей с учетом возраста родителей, определять число детей в семье.

   Как свидетельствует опыт в развитых странах Запада реализуются две  основные модели молодежной политики.

   Во-первых, так называемая неконсервативная, характерна для США и некоторых других стран. Она предусматривает государственную помощь лишь отдельным, наименее слабо защищенным и "неблагополучным" категориям молодежи при жесткой регламентации порядка расходования средств и категорий получаемой помощи;

   Во-вторых, социал-демократическая, характерная  для ряда стран Центральной и  Северной Европы. Она исходит из признания ответственности государства за интеграцию всей молодежи в обществе, и предусматривает переход от помощи отдельным категориям молодежи к социальным программам, доступным для всех желающих молодых людей.

   Изучение  реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается прежде всего в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии- приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования,, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.

   В Российской Федерации накоплен опыт практической социальной работы с молодежью. Так, в Ярославле принята областная государственная социальная программа "Молодежь", направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Астраханская областная социальная служба помогает молодым людям разобраться в себе и окружающих, учит самостоятельно находить выход из стрессовой ситуации, снимать ее последствия, обретать уверенность в своих силах. В деятельности службы предпочтение отдается таким видам помощи и услуг молодежи, как консультативная помощь по правовым вопросам, семейно-брачным отношениям, медико-психологическая помощь.

   Основной  задачей московского объединения "Педагогический поиск" являются социальная и правовая защита, адаптация  и реабилитация выпускников и воспитанников детских домой и школ-интернатов. Сотрудники и добровольцы объединения помогают им устроиться в жизни, получить жилье, образование, подобрать работу. В Доме адаптации подростки учатся правилам социальной жизни, здесь корректируются жизненные ориентации в трудовой семье, укрепляются познания в нравственных, моральных и правовых нормах жизни. В Доме учатся готовить, ухаживать за своим жилищем и за собой. Здесь открыты мастерские прикладного творчества, где подростки выполняют различные виды работ и могут зарабатывать деньги.

   В Республике Башкортостан действуют  следующие социальные службы молодежи: молодежная биржа труда "Евразия", в структуре которой имеются  центр занятости, коммерческий центр, бизнес-центр, информационный центр, общество с ограниченной ответственностью при управлении по делам молодежи Уфимской мэрии; республиканский молодежный социальный фонд "Новое поколение" со службами социально-психологической, юридической, наркологической помощи и молодежная биржа труда "Веста"; пункты помощи по вопросам семейных отношений, службы знакомства "Ты и я", телефоны доверия.

   Определенный  опыт накоплен и в области управления социальными программами по работе с молодежью. Так, в Ярославской  области администрация соответствующего предприятия формирует социальную службу молодежи на договорной основе, заключая трудовые соглашения с привлекаемыми для работы специалистами. Составляется программа, где учитываются результаты социологических исследований. Высокие требования предъявляются ко всем сотрудникам социальной службы молодежи.

   Работа  с детьми, подростками и молодежью  в Юго-Восточном административном округе г. Москвы строится на основании Указа Президента России о молодежной политике, постановлений правительства Москвы, распоряжений мэра, программы "Дети Москвы, распоряжений префекта ЮВАО, супрефекта района. На территории ЮВАО работает 8 центров и 30 детских подростковых клубов, в которых занимается около 20 тыс. детей, подростков, молодежи. Все педагоги-организаторы, которые входят в состав дирекции единого заказчика районов, а их 61, прошли аттестацию в муниципальных районах, префектуре, Комитете по делам семьи и молодежи. Педагоги-организаторы работают в тесном контакте с комиссиями по делам несовершеннолетних, привлекая в свои клубы трудных подростков, детей, состоящих на учете в милиции. Детские подростковые клубы (ДПК) микрорайонов "Рязанский", "Выхино", "Кузьминки", "Марьино" принимали участие в городских конкурсах: "Салют Победа", "Таланты нашего двора".

   Также отметим, что по данным ЮНЕСКО с 1979 года принято свыше ста документов, касающихся проблем молодежи. В них постоянно подчеркивается мысль, что молодые люди, прежде всего, своим трудом должны реализовывать свои цели, быть в постоянном описке, строить свою судьбу18.  
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Тяжелое экономическое положение  страны, крушение прежнего мировоззрения  и несформированность нового, отсутствие  должных знаний и умений жить  и работать в условиях конкурентного  и высокопроизводительного производства  – вес это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.   

     В нашей стране в последнее десятилетие XX века начались перемены, которые привели  к коренной ломке социально-экономических  и политических устоев, к развитию рыночных отношений. Резко изменился  характер и формы социальных отношений, многие граждане утратили свой прежний социальный статус, перспективу, как собственного развития, так и страны в целом. Возросла социальная напряженность. Возникли многочисленные социально-экономические трудности, с которыми невозможно справиться без организованной социальной поддержки. Именно в этих условиях повышается значимость социальной работы, как специализированного вида деятельности, обостряется необходимость подготовки высококвалифицированных кадров социальных работников, актуализируется проблема теоретической разработки социальной работы как научного направления.

Информация о работе Социальная работа как направление социального менеджмента