Социальная роль личности в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:38, контрольная работа

Описание

Организация – это сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы.
У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ………………………………………………... 5
2. КРИТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА……………… 9
3. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ……………………….. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….. 22

Работа состоит из  1 файл

Организация поведения.Социальная роль личности в организации.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3

1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ………………………………………………... 5

2. КРИТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ПОВЕДЕНИЯ  ЧЕЛОВЕКА……………… 9

3. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ……………………….. 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….. 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Организация – это сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы.

У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда  имеют обоснованную стратегию и  эффективно используют ресурсы.

Не понимая сущности организаций и закономерностей  их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности.

Сущность организаций  не может быть сведена лишь к формальным структурам или потокам информации, к механическим взаимодействиям  или исполнению команд.

Упрощенный подход к  функционированию организаций, однобокость  в интерпретации их базисных элементов  и свойств не позволяют в полной мере использовать их потенциал.

Наряду с традиционными  экономическими критериями оценки деятельности организаций, основанными на измерении эффективности использования ресурсов, на первый план выходят «неосязаемые» измерители: интеллектуальный капитал, удовлетворенность потребителя, социальная прибыль, организационная культура.

Во многих случаях  такие критерии лучше свидетельствуют о будущих результатах, чем финансовые показатели. И здесь особую роль начинают играть отдельные личности, с из индивидуальн6ыми характеристиками, потребностями, способностями.

Поэтому тема настоящего исследования актуальна, так как на современном этапе развития время поиск путей активизации человеческого потенциала внутри организации и учет психологических особенностей персонала являются одними из решающих факторов повышения эффективности деятельности любой организации.

Целью данной работы является изучение личности в организации

Для достижения данной цели была поставлена и решена следующая задача выявить основные характеристики личности в организации.

 

 

1. Понятие личности

 

Жизненный путь каждого  человека, условия его развития и  деятельности неповторимы. Поэтому каждый человек обладает уникальным набором психофизических особенностей, присущих только ему:

- психических состояний  (активности или пассивности;  вдохновения или апатии; мобильности  или безволия);

- психических свойств-качеств (темперамент; способности; характер; направленность);

- психических образований  (интеллект; нравственность; эстетика; воля; целеустремленность и др.).

Совокупность унаследованных и выработанных человеком психических  и физических особенностей, которые  отличают его от других людей, определяют его индивидуальность.

Поведение личности в  социальной среде во многом обусловлено  не только врожденными, но и такими приобретенными свойствами, как расположение к людям и своему делу, ценности, верования, принципы. Каждую личность можно представить такими важными элементами, как направленность, способность и характер. Это критериальная база, которой придерживается человек в своем поведении. Несмотря на значительную взаимозависимость, эти компоненты можно рассматривать как характеристики личности, влияющие на поведение человека.

На современном этапе  развития общества на первое место  выступают проблемы управления людьми как личностями, а организационная  сторона управления смещается на второй план и превращается в своего рода фон, на котором эти проблемы рассматриваются.

В управлении под личностью  подразумевают человека как субъекта активной сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально  значимых черт. Эти черты, с одной  стороны, формируются под действием  природных свойств человека (нервной системы, памяти, чувств, эмоций, восприятия и т.д.), с другой - социальных свойств (роль, статус, знания, опыт, привычки и т.д.). Каждую личность можно представить такими важными элементами, как направленность, способность и характер.

Направленность характеризуется  устойчивостью в ориентации поведения  человека, а именно в его интересах, стремлениях, склонностях, идеалах. В  организации направленность личности может проявляться во взаимодействии с другими сотрудниками, в решении задачи, на себя.

Способность характеризуется  умственными свойствами в деятельности человека, например такими, как тип  мышления (художественный, логический, смешанный), и специальными, связанными с определенной сферой деятельности. Понятно, что первый закладывается природой, второй - вырабатывается в процессе образования, совместно с природным интеллектом человека. Способность и ее основная компонента - мышление определяют должностной уровень в иерархической цепочке управления. Так, сотрудникам, занимающим низкие управленческие должности (например, бригадира, табельщика и т.п.), достаточно конкретно-чувствительного мышления, которое может быть сформировано подготовкой за короткий период. Лицам, занимающим средние руководящие должности, требуется так называемое конкретно-образное мышление. Для этого уже необходимо профессиональное образование. Руководителям небольших предприятий или ведущим специалистам требуется конкретно-умозрительное мышление. Такой уровень, кроме высшего образования, требует практического опыта и знаний. Для руководства крупными предприятиями требуется абстрактное мышление, а люди, управляющие крупными социально-экономическими процессами (регионами, странами), кроме всех перечисленных типов мышления должны обладать мышлением предвидения.

Характер проявляется в манерах и типе поведения личности, обусловленных реакцией на внешнее воздействие. Необходимо иметь в виду, что сложность и многообразие человеческой личности не умещаются в любой представленной ее типологии. Было бы также ошибочным недооценивать предрасположенность каждого из нас к какому-либо типу или одновременно нескольким совместным типам. Поэтому ознакомление с типологией характеров позволяет полнее использовать свои собственные сильные стороны, нейтрализовать (по возможности) слабые стороны, а также помогает «подобрать ключ» к другим людям, поскольку приоткрывает скрытые механизмы человеческих решений и поступков. Характер людей порождает еще одно свойство личности - темперамент.

Темперамент - это совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных вида: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический (таблица 1).

Таблица 1

 

Холерик - сильный тип  темперамента, проявляющийся в общей  подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстью, в  бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.

Сангвиник - сильный тип  темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.

Флегматик - сильный тип  темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях  и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности.

Меланхолик - слабый тип  темперамента, которому свойственны  замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень  психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций. Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека.

Перечисленные социальные характеристики личности формируют три типа поведения людей в организации: независимый, нейтральный и зависимый. Это наталкивает на мысль о том, что для одних руководство и подчинение будут восприниматься как насилие, для других - внутренне желательны, для третьих - представляют осознанную необходимость.

Признавая значимость и  полезность этого вида управленческой деятельности, следует помнить и  о том, что индивидуальность поведения  человека зависит не только от его  персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. Поэтому изучение человека всегда должно вестись в совокупности с изучением ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Критериальная  база поведения человека

 

Поведение личности в  социальной среде во многом обусловлено  не только врожденными, но и приобретенными свойствами, такими, как расположение к людям и своему делу, ценности, верования, принципы.

Эта критериальная база, которой придерживается человек  в своем поведении, а все ее составляющие находятся в тесном взаимодействии, взаимопроникновении  и взаимовлиянии. Однако, несмотря на значительную взаимозависимость, их можно рассматривать как относительно обособленные характеристики личности человека, влияющие на его поведение.

1. Расположение человека  к людям, отдельным процессам,  окружающей среде, своей работе, организации в целом играет очень большую роль в деле установления нормального взаимодействия человека и организационного окружения.

2. Ценности, так же  как и расположение, оказывают  сильное влияние на предпочтения  человека, на принимаемые им решения  и поведение в коллективе. Ценности задают предпочтения человека по принципу «допустимо - недопустимо», «хорошо - плохо», «полезно - вредно» и т.п. При этом ценности носят достаточно абстрактный и обобщающий характер, они живут «самостоятельной» жизнью, независимо от конкретного человека и сформулированы в виде заповедей, утверждений, мудростей, общих норм и могут разделяться или не разделяться отдельными группами людей.

3. Верования. Очень часто человек  принимает решения на основе  оценок явлений или заключений по поводу качеств этих явлений. Если данные оценки достаточно устойчивы и не требуют соответствующих доказательств, то они превращаются в верования. В общем виде верования можно определить как устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии. Верования могут меняться во времени.

4. Принципы в жизни многих  людей играют очень большую  роль, так как они систематически  регулируют их поведение. Принципы  находят воплощение в устойчивых  нормах поведения, ограничениях, табу, устойчивых формах реакции на явления, процессы и людей. Принципы формируются на основе системы ценностей, выступают устойчивой формой проявления системы ценностей и воплощением верований в виде определенных стандартов поведения.

Человек выполняет свои профессиональные обязанности в окружении и во взаимодействии с другими людьми. Он не только выполняет определенную роль в организации, но и входит в состав малой социальной группы. В зависимости от уровня работоспособности и конечных результатов можно выделить следующие социальные группы в трудовом коллективе организации:

группа X (резистентные работники) - не способная и не желающая работать. Состав такой группы разнороден по полу, возрасту, национальности и состоит  из работников низкой квалификации с ярко выраженной установкой на бездеятельность и минимальную отдачу;

группа Y (пассивные работники) - выборочно  способная и частично желающая работать. Группа сформировалась без учета  половозрастной и профессиональной структуры с большим удельным весом сотрудников, не имеющих достаточного уровня знаний и умений для выполнения поставленных задач;

группа Z (активные работники) - полностью  способная и желающая работать, с  высоким уровнем квалификации и  относительно однородным составом по возрасту, образованию и интересам.

Все люди в чем-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить о  человеке вообще, рассуждать о его  чертах, особенностях поведения и  т.п. Однако ни один конкретный человек  не является обезличенным «человеком вообще». Каждый несет в себе что-то уникальное, исключительное, т.е. является человеком, обладающим индивидуальностью. Именно такой человек входит в организацию, выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации.

Факт необходимости тщательного  и регулярного изучения индивидуальных характеристик членов организации не вызывает сомнения. Однако, признавая значимость и полезность этого вида управленческой деятельности, необходимо помнить и о том, что индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия.

При всей глубине индивидуальности человека и ее разнообразии можно  выделить те направления ее характеристики, по которым может быть описана  индивидуальность:

Любовь и вера в людей как  индивидуальная черта характера оказывает сильное влияние на взаимодействие человека с окружающим. Особенно это проявляется в готовности участвовать в групповых мероприятиях, способствовать развитию контактов, взаимодействий и взаимоподдержки. Чувствительность к другим людям выражается в способности людей сочувствовать другим, принимать близко к сердцу их проблемы, в умении поставить себя на место другого. Люди, обладающие такими чертами, хорошо воспринимаются в коллективе и стремятся к общению с людьми.

Стабильность в поведении человека играет большую роль в установлении его взаимоотношений с окружением. Если человек стабилен, ответственен и в целом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно. Самооценка, т.е. то, как люди смотрят на свое поведение, возможности, способности, внешность и т.п., оказывает сильное влияние на поведение человека.

Информация о работе Социальная роль личности в организации