Социально-психологическая характеристика феномена лидерства и руководства в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:58, реферат

Описание

В системе неформальных отношений рано или поздно также стихийно выделяется неформальный руководитель, обычно называемый лидером. Он выдвигается из числа окружающих его людей, в сущности равных или близких по статусу. И как бы кто-либо ни стремился стать лидером, он никогда им не станет, если окружающие не будут воспринимать его как лидера. Руководитель же, в основном, назначается на свою должность независимо от того, считают его подчиненные достойным этой роли или нет. Следовательно, феномен руководства есть социальный феномен, а феномен лидерства — психологический.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…….……….….…………...3
СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА…………………………………….……….………………...4
ТИПОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА……………………………………………......………….....6
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА ……..11
ИСЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ВЫРАЖЕННОСТИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ НА СТИЛЬ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ ……………………………………………...……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 83.84 Кб (Скачать документ)

         МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ГУМАНИТАРНЫХ НАУК 
 
 
 
 
 
 
 

      РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

                   Социально-психологическая  характеристика феномена  лидерства и руководства  в организации. 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель: Жданов Д.А.

                                                                                                                    Студент: Бурец  Е.А.  
 
 

                                                 -МОСКВА 2011- 
 

           ОГЛАВЛЕНИЕ: 
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…….……….….…………...3

СУЩНОСТЬ  ЛИДЕРСТВА…………………………………….……….………………...4

ТИПОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА……………………………………………......………….....6

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА ……..11

ИСЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ВЫРАЖЕННОСТИ ЛИДЕРСКИХ  КАЧЕСТВ НА СТИЛЬ РУКОВОДСТВА  В ОРГАНИЗАЦИИ ……………………………………………...……19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 
 

     Феномен лидерства в современных рыночных отношениях приобретает особую актуальность. В любой организации складываются как формальные, так и неформальные отношения, правомерно говорить и о двух типах лидеров: формальном и неформальном. Формальный лидер в литературе и в реальной практике называется руководителем. Он назначается извне вышестоящим руководством и получает соответствующие властные полномочия, в том числе на применение санкций.

     В системе неформальных отношений  рано или поздно также стихийно выделяется неформальный руководитель, обычно называемый лидером. Он выдвигается из числа  окружающих его людей, в сущности равных или близких по статусу. И как бы кто-либо ни стремился стать лидером, он никогда им не станет, если окружающие не будут воспринимать его как лидера. Руководитель же, в основном, назначается на свою должность независимо от того, считают его подчиненные достойным этой роли или нет. Следовательно, феномен руководства есть социальный феномен, а феномен лидерства — психологический.

     Однако  между этими феноменами много  общего, а именно: оба они являются средством координации, упорядочения отношений внутри организации, средством  управления ими; оба реализуют процессы социального влияния в коллективе; обоим присуща известная субординация отношений. Это сходство функций  часто приводит к тому, что лидерство  способно переходить в руководство, а руководитель — становиться  лидером (формальным и неформальным), из чего следует, то что изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.

     Основной  целью данной работы, является изучение проблемы лидерства и руководства в организации.  
 
 
 
 
 
 

СУЩНОСТЬ  ЛИДЕРСТВА. 
 

     Как показывает практика, ни один фактор не обеспечивает большую пользу и выгоду для организации, чем эффективное  лидерство. Лидеры нужны для определения  целей и задач, для координации, организации, обеспечения межличностных  контактов с подчиненными и выбора оптимальных, наиболее эффективных  путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где присутствуют лидеры, могут достичь  всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

     Лидерство – это процесс влияния на индивидуумов или групп лиц для достижения поставленных целей. Лидерство является важнейшим фактором в системе  управления организационным управлением. Лидерство представляет собой исторически  сложившуюся социальную потребность  людей в организации их совместной деятельности.

     Лидер – это лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое  проявляется как управляющие  действия. Член группы, за которым она  признает право принимать ответственные  решения в значимых для нее  ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную  роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений  в группе. Формальный руководитель не всегда является лидером. На выдвижение лидера оказывают влияние объективные и субъективные факторы.

     Личностные  качества настоящего лидера: открытость, решительность и смелость, любознательность, умение слушать других, внимательность и критическая настроенность, уверенность  и спокойствие, гибкость и чувствительность, ориентирован на результат, а не на процесс, имеет богатый жизненный  опыт, свободен от предрассудков.

     Лидерство присуще самой природе человека и является древнейшей формой организации  жизни людей, действенным средством  разрешения насущных вопросов. Уже  на первых этапах развития человечества выбирался такой порядок общественной жизни, где ведущую роль играли более  опытные, умные, сильные, наконец, более  человечные люди. Они получали признание, доверие, авторитет среди своих  соплеменников, становились лидерами. По мере развития социальной жизни  усложнялась система лидерства, множились соответствующие связи  и отношения, росло количество разрешаемых вопросов. От личностного лидерства общество переходило к более сложным формам.

     Лидерство как социальное явление вездесуще. Можно смело утверждать: там, где  сложилась та или иная человеческая общность, там должны появиться и  лидеры.

     В обществе существует объективная потребность  в лидерстве, и она не может не реализовываться. Роль лидеров особенно велика в переломные периоды развития, когда нужно быстро принимать решения, уметь правильно понять конкретные задачи. При этом бытует мнение, что «сильный лидер» может решить все проблемы.

     Наиболее  важные функции лидера включают: определение  целей и средств их достижения, координацию действий членов группы, планирование их совместной работы поощрение  и наказание, информационную, контролирующую, представительскую функцию и  др.

     Процесс влияния на людей с позиции, занимаемой в организации должности, называется формальным лидерством. Однако в своём влиянии на людей официальный руководитель не может полагаться только на занимаемую должность и связанные с ней полномочия. Процесс влияния на основе авторитета, доверия, уважения, способностей или других ресурсов, необходимых людям, получил название неформального лидерства. Идеальным для менеджмента является гармоничное сочетание обеих основ лидерства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТИПОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА. 
 

     Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов политической и общественной жизни, связанным с осуществлением властных функций. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности.

     Древние представления о лидерстве включали в себя качества таких лиц, как  жрецы, короли, королевы, духовные лица и политики.

     В античности лидерство носило личностный характер, представляя собой влияние, основанное на авторитете конкретного  индивида, его достоинствах. Взаимоотношения  лидера и его сторонников были близки к отношениям “учитель - ученик”, поскольку политическая жизнь связывалась  с решением мировоззренческих вопросов.

     В средневековой Европе влияние лидера основывалось не столько на личных достоинствах, сколько на способности  к руководству конкретной общностью. От лидера требовалось в основном умение сплотить группу для достижения поставленных целей, умение сформировать групповой интерес.

     В современном обществе лидерство (в особенности политическом) представляет собой способ построения власти, основанный на интеграции различных социальных слоев (групп) посредством специфических механизмов вокруг выдвигаемой лидером программы решения различных проблем и задач общественного развития.

     Лидерство по своей природе способно сплотить людей в совместных усилиях, причем осуществлять эту задачу в течение  длительного времени, постепенно решая  задачи, подчиненные общей цели. 

     Существуют  различные классификации  феномена лидерства. 

     В соответствии с учением М.Вебера о способах легитимации власти лидеров подразделяют на:

     -традиционных  лидеров, которыми обычно являются  вожди племен, монархи и т.д.  Их авторитет основан на традиции, обычае;

     -рационально-легальных, или рутинных - это лидеры, избранные демократическим путем;

     -харизматических  - лидеров, наделенных, по мнению  масс, особой благодатью, выдающимися  качествами, необычайной способностью  к руководству. Харизма складывается  из реальных способностей лидера  и тех качеств, которыми его  наделяют последователи. Примером  харизматических лидеров были  Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Ф.Кастро.В  основе первого типа лидерства  лежит привычка, второго - разум,  третьего - вера и эмоции. 

     Дж.Мак-Грегор Бернс разделяет лидеров на две категории : преобразователи и дельцы. Лидеры - преобразователи, имеющие определенные взгляды на общество, начинают что-то предпринимать во имя реализации своих воззрений. Лидеры - дельцы, напротив, действуют по принципу “здесь и сейчас”, фокусируя свое внимание на деталях, без формирования глобального взгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге. 

     В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера :

     1. Лидера - знаменосца отличает собственное  видение действительности, наличие  идеи, увлекающей массы.

     2. Лидер - служитель стремится выступать  в роли выразителя интересов  своих сторонников, ориентируется  на их мнение и действует  от их имени.

     3. Лидер - торговец способен привлекательно  преподнести свои идеи и убедить  людей в их преимуществе.

     4. Лидер - пожарный ориентируется  на решение наиболее актуальных  проблем в обществе, насущные  требования момента.

     В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно встречаются в  сочетании у различных людей  в разных пропорциях. 

     Американский  социолог В.Стоун отметил, что политическое лидерство высокого уровня по сравнению с лидерством в небольшой группе имеет ряд отличий, что позволило ему выделить два самостоятельных типа лидерства.1

     1. Лидерство “лицом к лицу”  осуществляется в небольших группах,  где все участники процесса  имеют возможность взаимодействовать  между собой.

     2. “Отдаленное” лидерство - это  лидерство вождей, за которыми  идут многочисленные массы.

     При анализе лидерства важным фактором является природа лидерства. Общая  концепция лидерства включает ряд  факторов, которые, сочетаясь различным  образом, позволяют определить природу  лидерства в любой данный момент времени.

     1. Личность и происхождение лидера, а также тот процесс, благодаря  которому он стал лидером.

     2. Характерные черты групп и  индивидов, которыми руководит  данный лидер.

     3. Характер взаимоотношений между  лидером и теми, кем он руководит.

     4. Контекст или условия, в которых  осуществляется его руководящая  роль.

     5. Результаты взаимодействия между  лидером и теми, кем он руководит.

     Какого  рода лидерство мы получим при  этом, зависит от характера и сочетания  всех этих пяти факторов. Данное определение  природы лидерства предложил  американский политолог М.Г. Херманн  в своей работе Составные части  лидерства.2

Информация о работе Социально-психологическая характеристика феномена лидерства и руководства в организации