Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:58, реферат
В системе неформальных отношений рано или поздно также стихийно выделяется неформальный руководитель, обычно называемый лидером. Он выдвигается из числа окружающих его людей, в сущности равных или близких по статусу. И как бы кто-либо ни стремился стать лидером, он никогда им не станет, если окружающие не будут воспринимать его как лидера. Руководитель же, в основном, назначается на свою должность независимо от того, считают его подчиненные достойным этой роли или нет. Следовательно, феномен руководства есть социальный феномен, а феномен лидерства — психологический.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…….……….….…………...3
СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА…………………………………….……….………………...4
ТИПОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА……………………………………………......………….....6
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА ……..11
ИСЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ВЫРАЖЕННОСТИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ НА СТИЛЬ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ ……………………………………………...……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
М.Г. Херманн также отмечает, что руководители и руководимые действуют в определенном контексте, свидетельствующем о “давлении”, оказываемом на лидера, а также о тех требованиях, которые ему предъявляются. Среди таких требований можно назвать следующие:
- наличие и характер
формализованных правил для
- степень подотчетности руководителя руководимым;
- сила и тип оппозиции;
- характер любых разделяемых убеждений;
- ресурсы, доступные для руководителя;
- организационный
пласт, лежащий между
Каждый из этих факторов помогает определить ситуацию, в которых может иметь место лидерство, его контекст.
Контекст лидерства - это те параметры, в которых осуществляется руководство. Контекст определяет, кому из своего окружения лидер будет уделять особое внимание, каковы границы взаимодействия лидера с теми, кем он пытается руководить. Более того, от контекста зависит, в каких пределах лидер может использовать определенные процедуры, осуществляя руководство, кто будет оценивать это руководство и насколько эффективным сочтет его.
Неотъемлемой
составной частью лидерства является
и сам лидер, который наделен
властью принимать решения в
отношении других людей, группы, организации
или правительства, который несет
ответственность за последствия
любых своих решений.
В социально - психологической литературе можно встретить такую типологию лидеров. Существует два психологических типа лидеров: “игроки” и “открытые”.
Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют “пускать пыль в глаза”, а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей, плохо справляются с проблемами. Это - политиканы, стремящиеся правдами, а больше неправдами захватить власть и как можно дольше при ней удержаться. В итоге они оказываются “калифами на час”.
Открытые лидеры не столь заметны, но они последовательны. Берутся за любые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, пытаясь “урвать” от него побольше, а устремлены в будущее. Власть в их руках остается надолго. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.3
Изучение
трудов о лидерах позволяет
1. Основные убеждения лидера.
2. Стиль лидера.
3.
Мотивы, которыми руководствуется
лидер, стремясь добиться
4. Реакция лидера на давление и стресс.
5.
То, каким образом лидер впервые
оказался в положении
6. Предшествующий опыт лидера.
7.
Среда, в которой лидер
Итак, убеждения лидера это один из наиболее прямых способов понимания взаимосвязи между тем, что представляет собой лидер и тем, в чем он хочет убедить своих сторонников.
Убеждения
определяют то, как лидеры интерпретируют
среду своей деятельности и помогают
лидерам составить карту той
сферы, в которой они действуют.
Убеждения включают в себя цели и
стратегии. Необходимо также знать,
насколько твердо лидер придерживается
своих убеждений.. Чем прочнее
убеждения лидера в отношении
внешних влияний, тем более вероятно,
что эти убеждения повлияют на
его руководящую деятельность.
В организациях различают “формальное” и “неформальное” лидерство. Первое связано с установлением правил назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. “Неформальное” лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Эти типы лидерства либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитарного руководителя, либо вступают в конфликт и тогда эффективность организации падает.
Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих и оппозиционных, крупных и мелких, крупных и рутинных и т.п.
В
заключение можно сказать, что существуют
различные основания для
Такова
типология лидерства, которая, конечно,
не является исчерпывающей. Кроме того,
теоретический анализ, даже самый
тщательный, не может охватить всего
сложного и многообразного явления
лидерства.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИДЕРСТВА
И РУКОВОДСТВА.
В данной главе я хотела
бы подробнее рассмотреть
Лидер – это авторитарный член организации или малой группы, личностное влияние, которого позволяет ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях. Авторитет и повседневное влияние лидера имеют неформальный характер, складываются стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового контроля.
Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.
Руководитель
несёт юридическую
Оба процесса рассматриваются в социальной психологии как групповые, связанные с социальной властью в группе.
И лидер, и руководитель оказывают ведущее влияние на дела группы, но способы осуществления данного влияния различны. В большинстве исследований, которые касаются теорий лидерства, данные понятия рассматриваются в одном контексте, однако лидерство отмечается в системе неформальных отношений, а руководство в системе формальных отношений.
Таким образом, феномены лидерства и руководства являются близкими по своей психологической сущности, но не совпадают полностью.
В зависимости от ориентации лидеров и руководителей выделяют два аспекта власти: формальный и психологический. Формальный (инструментальный) аспект всегда связан с правовыми полномочиями руководителя и личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы. В отличие от лидерства руководство всегда содержит правовую основу. Инструментальный руководитель ориентируется, главным образом, на задачу, стоящую перед группой, а психологический руководитель на людей и их интересы.
Рассмотрим различия между лидером и руководителем, которые традиционно выделяются в социальной психологии:
- Во-первых, лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель – формальные. Кроме того, лидер связан только с внутригрупповыми отношениями. Руководитель же обязан обеспечить определённый уровень взаимоотношений своей группы в микроструктуре организации (учреждения), т. е. вне группы.
- Во – вторых, лидерство является стихийным процессом, в отличие от руководства. Никто не может гарантировать запланированное лидерство, потому что многие условия его возникновения зависят от групповых процессов, которые не всегда предсказуемы. Таким образом, руководство выступает как явление более стабильное, чем лидерство.
- В-третьих, руководитель в отличие от лидера имеет право использовать и формальные, и неформальные санкции по отношению к подчинённым, а лидер может использовать лишь неформальные.
-
В-четвёртых, различия между лидером и
руководителем связаны с процессом принятия
решения – обязательной управленческой
функции. Для её реализации руководитель
использует большой объём информации
как внешней, так и внутренней. Лидер же
владеет только той информацией, которая
существует в рамках данной группы. Таким
образом, принятие лидером решений осуществляется
непосредственно, а руководителем – опосредованно.
. Но, в тоже время, между ними имеется и много общего:
- Во-первых, как лидерство, так и руководство, являются средством организации отношений, средством управления членами социальной группы. Только один из этих феноменов «работает» в системе формальных, официальных отношений, а другой – в системе отношений неформальных.
- Во-вторых, оба этих феномена осуществляют процессы социального влияния в коллективе. Но в случае с руководством это влияние идет по официальным каналам, а в случае с лидерством – по неофициальным.
В-третьих, двум этим феноменам присущ момент субординации отношений. Причем в руководстве он выражается достаточно отчетливо и закреплен должностными инструкциями, а в лидерстве его присутствие гораздо менее заметно и, тем более, никак не очерчено.
В
настоящее время хороший
Однако,
на практике, могут встречаться группы,
в которых руководитель и лидер
– это одно и то же лицо. В данном
случае все вышеперечисленные факторы
будут относиться к данной личности,
и при этом влияние данного
лица будет носить естественный характер,
включённость в ситуацию коллектива
улучшится, но у лидера появится зависимость
от группы. Данный тип руководства
подходит для творческих коллективов.
Так как руководитель сочетает в
себе направленность на результат, хороший
контроль психологической ситуации,
неформальный авторитет, естественное
влияние.
СТИЛИ
ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА.
В 30-е гг. 20 в. Курт Левин выделил 3 стиля руководства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), либеральный (попустительский).
Стиль лидерства представляет собой типичную для лидера систему приёмов воздействия на членов группы (подчинённых или ведомых).
Авторитарный стиль проявляется в жёстких формах управления, пресечении инициативы членов группы, отсутствии обсуждения принимаемых решений. Качество решений руководителя зависит от количества информации, которой он обладает и от его способности правильно её интерпретировать. Однако авторитарный руководитель не всегда владеет достаточной информацией для принятия решений, поскольку между ним и группой существует большая социальная дистанция и подчинённые не слишком откровенны с авторитарными руководителями). Решения доводятся до подчинённых в ясной, конкретной, чёткой форме, но авторитарный руководитель никогда не даёт полной информации о ходе дел, что может вызвать фрустрацию членов группы и ускорить формирование микрогрупп , в которых, на наш взгляд, могут выделится новые лидеры, способные сместить руководителя.
Демократический стиль отличается коллегиальным обсуждением проблем в группе, поощрением инициативы подчинённых, активным обменом информацией между лидером и членами группы, принятием решений на общем собрание. При данном стиле руководитель имеет больший объём информации, чем при авторитарном, что облегчает принятие решения и делает их более эффективными. Решения принимаются довольно медленно. Демократический руководитель должен обладать такими качествами, как терпение, сдержанность, толерантность, гибкость поведения. Данный стиль способствует формирование психологическому климату в группе. Наблюдается высокая степень удовлетворённости членов группы своей деятельностью и положением среди коллег. Однако у руководителя могут возникать проблемы с контролем деятельности.
Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.