Социально-психологические методы менеджмента. Методы управления в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:13, лекция

Описание

Социальная группа. Большие и малые группы.
Социально-психологические характеристики малых групп и коллективов.
Социально-психологические аспекты реализации власти и влияния руководителя.
Конфликты. Стресс, причины стресса.
Социальные методы менеджмента.
Психологические методы менеджмента.
Методы управления в условиях рынка

Работа состоит из  1 файл

Tema_6_Sotsialno-psikhologicheskie_metody.docx

— 552.26 Кб (Скачать документ)
  1. оценивать способности, потребности и склонности Ваших работников и попытаться выбрать для них соответствующий объем и тип работы;
  2. разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если нужно, чтобы они выполнили именно это задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе;
  3. четко описывать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, использовать двустороннюю коммуникацию;
  4. использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации;
  5. обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную работу;
  6. выступать в роли наставника по отношению к подчиненным, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.

 

  1. СОЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА.

 

Социальные  методы управления связаны со способами достижения социальных целей общества не только экономическими, организационно-административными способами мотивации человеческого поведения, но и непосредственно: через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур, менеджеров в первую очередь.

Социальные  методы менеджмента включают широкий  спектр методов социального нормирования, социального регулирования, морального стимулирования и др.

Методы социального  нормирования позволяют упорядочить  социальные отношения между социальными  группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных  социальных норм.

Социально-политические методы включают социальное образование  и привлечение работников к участию  в социальном управлении. К конкретным методам социального нормирования относятся правила внутреннего  трудового распорядка, правил внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного  воздействия.

Методы социального  регулирования используются для  упорядочения социальных отношений  путем выявления и регулирования  интересов целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К ним  относятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей.

Методы морального стимулирования используются для поощрения  коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных успехов  в профессиональной деятельности.

Социальные  методы управления включают в себя социально-психологические способы  и приемы воздействия на процесс  формирования и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него. Данные методы основаны на использовании  социально-психологического механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, роль и статус личности, система  взаимоотношений, социальные потребности  и другие социально-психологические  аспекты.

Социально-психологические  методы управления прежде всего отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия.

 

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА.

 

Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала.

К ним относятся 

  1. методы комплектования малых групп,
  2. гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др.

Методы комплектования малых групп позволяют определить оптимальные количественные и качественные отношения между работниками  с учетом психологической совместимости.

К методам  гуманизации труда относятся  использование психологического воздействия  цвета, музыки, исключение монотонности работы, расширение творческих процессов  и т.д. Методы профессионального  отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.

В целом к  социальным и психологическим методам  относятся способы управляющего воздействия, опирающиеся на объективные  законы социального развития и законы психологии. Объектом воздействия здесь  являются социальные и психологические  процессы на уровне народонаселения, производственного  коллектива или его структурного звена, отдельного работника.

 

  1. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

 

Методы управления, применяемые фирмами, зависят от рыночной ситуации и, главным образом, от степени ее нестабильности.

А. Методы управления, основанные на контроле:

- справочники,  инструкции;

- финансовый  контроль.

Б. Методы управления, основанные на экстраполяции:

- долгосрочное  планирование;

- составление  бюджетов текущих расходов и  капитальных вложений;

- целевое  управление.

В. Методы управления, направленные на предвидение изменений:

- стратегическое  планирование;

- выбор стратегических  позиций. 

Таким образом, при стратегическом планировании добавляется  еще одна петля управления (по стратегическим программам), экстраполяция заменяется развернутым стратегическим анализом.

Г. При управлении на основе гибких экстренных решений  применяют:

- ранжирование  стратегических задач; 

- управление  по слабым сигналам;

- управление  в условиях неожиданных событий. 

При уровне нестабильности порядка 4-5 баллов фирма, дожидаясь сильного сигнала, может  опоздать с решением. Поэтому следует  начать действовать уже при слабых сигналах по табл.

5 - необходимо  создание в фирме системы чрезвычайных  мер: 

- создание  коммуникационной сети связей  для чрезвычайных ситуаций (невзирая  на границы подразделений);

- перераспределение  обязанностей высшего руководства:  группы по контролю и сохранению  здорового морального климата,  обеспечению обычной работы с  минимумом срывов и по чрезвычайным  обстоятельствам; 

- создание  сети оперативных групп с обеспечением  связи между ними с учетом  заблаговременных тренировок по  действиям в возможных ситуациях; 

- создание  четкого сценария действий в  предлагаемых ситуациях.

 

Таблица. Действия фирмы при слабых сигналах

Сила сигнала 

Характер мер 

1. Опасность или новая возможность  осознаются 

Наблюдение за внешней средой

Определение относительной  силы слабых сигналов

2. Источники опасности или новой  возможности становятся ясны 

Снижение внешней стратегической уязвимости

Повышение гибкости внутри фирмы

3. Масштабы явления принимают конкретные  очертания

Разработка подготовительных планов и осуществление предварительных  мер

4. Пути решения проблемы определяются

Планы практических мероприятий и  их осуществление 

При нестабильности внешней  среды фирмы порядка


 

Естественно, что характер руководства усложняется  по мере повышения нестабильности внешней  среды. Обычно такое повышение сложности  управления стоит больших средств  и может оказаться вредным, если фактически внешняя среда относительно стабильна.

Таким образом, одной из важных задач руководства  фирмы является точное определение  индекса нестабильности внешней  рыночной среды и создание соответствующей  оптимальной структуры управления. Если руководство не желает усложнять  структуру управления, то оно должно упростить стратегические позиции, покинув опасные зоны бизнеса.




Информация о работе Социально-психологические методы менеджмента. Методы управления в условиях рынка