Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:30, реферат
Планирование – есть предопределение будущего, построение активного
образа модели желаемого и намечаемого в будущем состояния экономики при
одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этих
состояний и намечаемых целей.
Планы всегда ориентированы на достижение определенных целей, на решение
конкретных задач стоящих перед экономикой, что находит свое отражение в
показателях плана, числовых параметрах фиксирующих меру, степень решений
социально-экономических задач, этапы движения к конечной цели.
1. Сущность планирования;
2. Особенности планирования в рыночной экономике и ее
отличительные черты от командно-административной системы;
3. Принципы и сущность стратегического планирования;
4. Объекты планирования;
5. Формы государственного регулирования экономики.
6. Направления государственного планирования;
7. Значение стратегического планирования в условиях рыночной
экономики.
Тема 1 - Содержание и функции планирования в системе
государственного регулирования экономики
Вопросы:
1. Сущность планирования;
2. Особенности планирования в рыночной экономике и ее
отличительные черты от командно-административной системы;
3. Принципы и сущность стратегического планирования;
4. Объекты планирования;
5. Формы государственного регулирования экономики.
6. Направления государственного планирования;
7. Значение стратегического планирования в условиях рыночной
экономики.
1. Сущность планирования
Планирование – есть предопределение будущего, построение активного
образа модели желаемого и намечаемого в будущем состояния экономики при
одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этих
состояний и намечаемых целей.
Планы всегда ориентированы на достижение определенных целей, на решение
конкретных задач стоящих перед экономикой, что находит свое отражение в
показателях плана, числовых параметрах фиксирующих меру, степень решений
социально-экономических задач, этапы движения к конечной цели.
Плановые показатели отражают также направленность экономических действий,
промежуточные результаты, виды и объемы затрачиваемых ресурсов.
Планы разрабатываются на определенный период, именуемый плановым периодом.
План фиксирует показатели, характеризующие состояние системы в конце
планового периода, определяет пути и способы достижения желаемых результатов
и необходимые для этого ресурсы. Вся работа по разработке и составлению
планов, а также их практическое осуществление представляют собой систему
планирования.
К планированию относятся:
- общественно-политический надзор над экономикой и
контроль через различные политические учреждения (правительство, парламент,
администрация президента, политические партии и т.д.);
- оценка состояния экономики на конкретный момент времени;
- оценка спонтанных тенденций развития;
-
проецирование на будущее
уровня, а также использование всех необходимых средств, для достижения
намеченных целей.
Основной функцией планирования является формулирование курса действий над
управляемой системой, с последующим формулированием комплекса мер по их
реализации, что находит свое отражение в содержании плана.
План состоит из отдельных разделов, в этих разделах обосновываются пути
решения задач, стоящих перед государством в области экономики в плановом
периоде, определяются основные показатели по отраслям и сферам экономики.
Определенные показатели должны быть обоснованы, а в плане должны быть
предусмотрены антиинфляционные меры и уделено особое внимание разделам по
социальной политике государства.
Все вышеизложенное
относится к
определить как сознательное действие. Цель макроэкономического планирования,
привести по истечению
определенного срока к
экономику в целом.
2. Особенности планирования в рыночной экономике и ее отличительные
черты от командно-административной системы
Стратегическое планирование на макроуровне, в условиях рыночной экономики,
существенно отличается по содержанию от всех существующих ранее видов
планирования и особенно от директивного планирования командно-
административной системы.
Директивное планирование
полностью исключает
выносит на макроуровень почти все микроэкономические решения. Отсутствует
автономия предприятия и исключается анализ микроэкономических точек при
принятии решения. На месте рынка находится план, на месте цены – объем, на
месте кредитов – финансирование, на месте товарного обмена – агрегирование и
дезагрегирование, на месте спроса и предложения – баланс.
В условиях рыночной экономики на макроуровне планирование представляет
сочетание рыночного механизма с саморегулированием и плановым управлением.
Определяющей формой управления становится рынок.
В распределяемой форме управления действует принцип минимальной
достаточности. Каждый уровень ставит и решает те задачи, которые выполнимы в
пределах его компетенции.
Директивному планированию командно-административной системы характерна
сквозная система планирования, объединяющая все уровни хозяйствования в
жесткую систему. В рыночной экономике это отсутствует. Здесь функция
управления распределена по следующим уровням:
1) Базовый (микроуровень) – предприятия, мелкие
хозяйствующие единицы.
2) Средний (мегауровень) – корпорации, ассоциации,
министерства, ведомства.
3) Высший (макроуровень) – государственные органы
управления, парламент, аппарат президента.
Стратегическое планирование на макроуровне является необходимым инструментом
рыночного хозяйствования. Планирование носит взаимовыгодный характер, с точки
зрения как цели экономического и социального развития, так и средств
достижения конечных результатов деятельности предприятия. При этом
обязательно соблюдение интересов центра и самостоятельность предприятия.
Планирование в рыночной экономике осуществляется преимущественно
экономическими методами, а основными экономическими регуляторами являются
налоги, таможенная и финансовая политики.
3. Принципы и сущность стратегического планирования
Современный рыночный механизм планирования отталкивается от принципов
демократизации, самопланирования и форм собственности.
Принцип демократизации планирования заключается в том, что планово-
управленческие решения формируются, в основном, снизу, на свободной основе
при минимально необходимом уровне централизации.
Принцип самопланирования заключаются в том, что каждый субъект хозяйственной
деятельности самостоятельно разрабатывает свой план, который не нужно
утверждать в вышестоящих органах.
Принцип первичности форм собственности предусматривает то, что право
планирования объектов собственности, принадлежат собственнику, который сам
решает делегировать
или нет эту функцию
от его лица.
Планирование должно быть основано на применении научных прогнозов, целевых
программ, балансовых расчетах и методах оптимизации плановых решений для
определения и выбора стратегических целей и тактических задач в области
экономики и социального развития. Такое планирование предполагает
сознательное использование объективных законов развития производственных
отношений при
определении структурных и
4. Объекты планирования
Централизованное планирование распространяет свое воздействие только на
объекты государственной собственности (государственные предприятия и
имущество, финансы, ценные бумаги, принадлежащие обществу природные
богатства, предприятия и организации, находящиеся в распоряжении
государства).
Государственное планирование распространяется только на общественно
необходимый общественный конечный продукт – результат осуществления планов.
Планирование происходит в виде целевых, социальных, экономических, научно-
технических программ, создания объектов общегосударственного назначения,
реализации международных проектов, разработки и производства основных видов
оборонной техники.
5. Формы государственного регулирования экономики
Государственные плановые органы анализируют структуру и объем затрат на
достижение
необходимые ресурсы.
Государственные плановые органы доводят на договорной основе до предприятий
государственный заказ, как правило, на каждый такой заказ объявляется
конкурс, предприятия выигравшие его, получает финансовое обеспечение данного
заказа. Само предприятие формирует план, направление расходования средств,
кооперационные
связи и разрабатывает
Только в отдельных случаях государственный заказ для предприятия обязателен
(стихийное бедствие, военные действия).
Часть государственных ресурсов, выделенных на государственные программы,
передаются непосредственно конечному потребителю, как правило, это
предприятия военно-промышленного комплекса и предприятия выпускающие
стратегическую продукцию.
Предприятия, функционирующие на основе акционерной, коллективной или частной
собственности находятся вне действия государственного плана, поскольку
работники и трудовой коллектив сами планируют свою деятельность и
распоряжаются своими ресурсами, но это не исключает выполнение ими
государственного заказа.
Для сельскохозяйственных
предприятий государство
цены на закупку зерна.
Централизованно установленные экономические нормативы сменяются установлением
налоговых ставок и платы за ресурсы. Планы формируются с учетом применяемых
форм налогообложения.
Размер ставок устанавливается
а налоговые льготы
могут реизмерятся в