Содержание и функции планирования в системе государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:30, реферат

Описание

Планирование – есть предопределение будущего, построение активного
образа модели желаемого и намечаемого в будущем состояния экономики при
одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этих
состояний и намечаемых целей.
Планы всегда ориентированы на достижение определенных целей, на решение
конкретных задач стоящих перед экономикой, что находит свое отражение в
показателях плана, числовых параметрах фиксирующих меру, степень решений
социально-экономических задач, этапы движения к конечной цели.

Содержание

1. Сущность планирования;
2. Особенности планирования в рыночной экономике и ее
отличительные черты от командно-административной системы;
3. Принципы и сущность стратегического планирования;
4. Объекты планирования;
5. Формы государственного регулирования экономики.
6. Направления государственного планирования;
7. Значение стратегического планирования в условиях рыночной
экономики.

Работа состоит из  1 файл

Стратегичесое планирование как форма государственного регулирования.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

функционирования  в условиях рынка;

-                        анализ рыночных и внешнеэкономических связей

региона, выявление  экспортных возможностей региона и  резерва производства;

-                        оценка финансового состояния  территории, источников

доходной части  бюджета и сложившихся направлений  расходования финансовых

ресурсов;

-                        выявление процессов разгосударствления  и

приватизации с  целью стимулирования предпринимательской  деятельности;

-                        оценка возможности предприятий  различных форм

собственности в  интересах хозяйства и населения региона.

Особенно важно  при анализе обратить внимание на реальные доходы населения,

сбалансированность  денежных доходов и расходов, решения  продовольственной

проблемы, увеличения производства товаров народного  потребления, жилищного

обеспечения, развития производственной и социальной инфраструктуры.

     3.      Стратегия социально-экономического развития региона

В процессе обоснования  стратегии социально-экономического развития региона

решаются следующие  задачи:

·                    Обоснование целей, вариантов, сценариев и параметров

социально-экономического развития территории.

·                    Выявление объективно действующих  тенденций и

закономерностей развития.

·                    Выявление перспективных особенностей формирования рынка

товара и услуг, рынка труда, средств производства, капиталов и финансов.

·                    Определение наиболее вероятной  динамики развития хозяйства.

·                    Выявление этапов и сроков решения  социально-

экономических проблем.

·                    Формирование направлений структурной и инвестиционной

политики.

·                    Обоснование направлений социального  развития, повышение

качества и уровня жизни.

·                    Обоснование направлений межрегиональных  связей.

·                    Разработка мероприятий по укреплению и расширению

экспортного потенциала.

·                    Разработка мероприятий по улучшению  охраны и

совершенствованию качества природной среды.

В процессе прогнозирования  обосновывается изменение территориальной

специализации в зависимости от выбранного направления. При этом выбираются

такие направления, при которых межрегиональный  обмен обеспечивал бы

наибольшую коммерческую эффективность экономики и позволил бы решать

социальные проблемы.

     4.      Принципы разработки стратегии

При разработке региональной политики следует учитывать следующие  принципы:

·                    Комплексность;

·                    Системность;

·                    Альтернативность;

·                    Многовариантность;

·                    Иерархичность потребностей и возможность их достижения в

зависимости от природных, социальных, экономических, материальных и

финансовых ресурсов;

·                    Программность (увязка целей и требуемых  ресурсов с

финансовыми возможностями  региона и вероятностью привлечения республиканских,

иностранных и  внебюджетных средств);

·                    Сопоставимость показателей;

·                    Агрегирование показателей по мере увеличения

прогнозируемого периода, а также в процессе ранжирования целей, задач,

проблем и путей  их решения.

     5.      Обоснование концепции и формирование цели

социально-экономического развития региона

Выбор цели базируется с одной стороны на результатах  анализа, а с другой на

необходимости разработки стратегии региона. В этом случае целесообразно

построить дерево целей и осуществить правильное их ранжирование в

соответствии с  приоритетами развития. Построению дерева целей должна

предшествовать  систематизация межрегиональных и  региональных проблем

развития, требующих  первоочередного решения в перспективном периоде, при этом

дерево целей  строится путем выделения из общих  целей частных.

     Тема 4      -     Планирование социального развития и роста

уровня  жизни населения

     Вопросы:

     1.              Социальная политика государства

     2.              Государственная политика перераспределения доходов населения.

     3.              Рынок труда и факторы его регулирования.

     4.              Направление государственной политики в области занятости

населения.

    5.              Социальная защита населения.

     1.      Социальная политика государства

Социальная политика государства – это совокупность форм и методов

государственного  воздействия на состояние социальных показателей

общественного развития с помощью бюджетных, административных и

законодательных рычагов.

Главная цель социальной политики повышение трудовой и хозяйственной

активности населения, предоставление каждому трудоспособному  гражданину

условий, позволяющих  ему своим трудом и предприимчивостью  обеспечить

благосостояние  семьи, формирование сбережений и их активное инвестирование.

Социальную политику государство проводит по следующим  направлениям:

1.              Перераспределение доходов населения  через центральные и

местные бюджеты.

2.              Регулирование рынка труда.

3.              Социальная защита населения.

По уровню доходов  населения делится на богатых, средний  класс и бедных.

     2.      Государственная политика перераспределения доходов населения

Основная цель политики перераспределения доходов уменьшить неравенство в

распределении доходов  и обеспечить всем членам общества достаточный уровень

жизни.

Уровень жизни  характеризуется обеспеченностью  населения необходимыми для

жизни материальными  и духовными благами и степенью удовлетворения людей в

этих благах. Он часто определяется, как доля валового внутреннего продукта на

душу населения, и может использоваться для сравнения  уровня жизни в разных

странах.

При перераспределении  доходов используется рыночные методы посредством

вмешательства распределения доходов через цены, налоги, льготы и нерыночные

методы посредством  трансфертных платежей.

     3.      Рынок труда и факторы его регулирования

Рынок труда является важным элементом рыночной экономики, он обеспечивает

включение каждого  трудоспособного члена общества в производство.

Основными элементами инфраструктуры рынка труда являются:

-                        служба занятости и трудоустройства;

-                        биржа труда;

-                        система профессиональной подготовки и переобучения;

-                        профсоюзы трудящихся;

-                         союзы предпринимателей и работодателей.

Спрос и предложение  труда определяются рядом факторов:

     1. Факторы спроса

-                        экономическое развитие страны;

-                        уровень общественной производительности  труда;

-                        цикличность производства;

-                        уровень номинальной заработной  платы.

     2. Факторы предложения

-                        численность населения;

-                        доля трудоспособного населения  в общей его массе;

-                        среднее число часов, отработанных  рабочим за год;

-                        уровень оплаты труда;

-                        качество труда и квалификация рабочих.

Предприниматели заинтересованы использовать рабочую  силу в таком количестве,

чтобы предлагаемый продукт труда был равен реальной заработной плате или же,

чтобы объем заработной платы в денежном выражении был  равен стоимости

предельного продукта труда.

     4.      Направление государственной политики в области занятости населения

Существуют следующие  формы безработицы:

-                        фрикционная;

-                        структурная;

-                        циклическая;

-                        открытая;

-                        добровольная;

-                        институциональная.

Методы защиты безработных:

-                        выплата пособий по безработице;

-                        организация бирж труда;

-                        создание центров переобразования и переподготовки;

-                        организация общественных работ.

Основными направлениями  государственной политики в области  занятости

населения является:

-                        Обеспечение равных возможностей всем гражданам в

реализации права  на труд;

-                        Поддержание трудовой не предпринимательской

инициативы граждан (через налогообложение);

-                        Социальная защита в области  занятости:

-                       Поощрение работодателей создающих новые рабочие места.

     5.      Социальная защита населения

Социальная защита населения – это комплекс мер  и методов, используемых

органами власти для регулирования негативных последствий  рыночных отношений с

целью поддержания уровня жизни различных слоев населения и сглаживания

возможных социальных конфликтов.

Существуют следующие  направления социальной защиты:

-                        Комплекс мер по защите от  инфляционных процессов;

Информация о работе Содержание и функции планирования в системе государственного регулирования экономики