Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:30, реферат
Планирование – есть предопределение будущего, построение активного
образа модели желаемого и намечаемого в будущем состояния экономики при
одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этих
состояний и намечаемых целей.
Планы всегда ориентированы на достижение определенных целей, на решение
конкретных задач стоящих перед экономикой, что находит свое отражение в
показателях плана, числовых параметрах фиксирующих меру, степень решений
социально-экономических задач, этапы движения к конечной цели.
1. Сущность планирования;
2. Особенности планирования в рыночной экономике и ее
отличительные черты от командно-административной системы;
3. Принципы и сущность стратегического планирования;
4. Объекты планирования;
5. Формы государственного регулирования экономики.
6. Направления государственного планирования;
7. Значение стратегического планирования в условиях рыночной
экономики.
позволяет экономить средства.
Таким образом, стратегия, тактика, прогнозы, правила, процедуры и допущения
представляют собой базу, на основе которой может осуществляться процесс
планирования.
4. Методология стратегического планирования
Методология стратегического планирования опирается на четыре уровня знаний:
1.
Общефилософский уровень –
явлениях окружающего мира (философия, культурология, математика; теория
систем; теория организации; политология);
2. Общенаучный уровень – который дает понимание общих подходов,
принципов, форм организации, систем (кибернетика; теория организации, теория
систем и др.);
3. Конкретная методология наук – образует совокупные знания об
управлении в
социально-экономических
социология; статистика, менеджмент и др.);
4.
Методология, методика и
планирования – наука о стратегическом планировании, которая наиболее
приближена к практической деятельности, и призвана реализовывать достижения
других наук.
Раскрывая методологию стратегического планирования, надо ответить на вопросы:
а) Что служит методологической базой?
б) Каковы общие методы стратегического планирования?
в) Какова системная модель организации и как ее интерпретировать?
г) Каковы принципы стратегического планирования?
Методологической
базой стратегического
ситуационный подходы. Согласно системному подходу любую организацию следует
рассматривать как систему, состоящую из определенных взаимосвязанных
элементов, обеспечивающих ее жизнедеятельность, и элементов более крупной
системы, функционирование и развитие которой определяется экономическими
законами и закономерностями, характерными для данного типа систем.
Для каждой конкретной
организации системы более
виде определенной среды, состоящих из хозяйственных и правительственных
органов управления; рынка, отечественных и зарубежных конкурентов, средств
информации и инфраструктуры.
Стратегическое планирование организациями основывается на следующих положениях:
Первое положение
Организации являются сложными социально-экономическими системами, которые
характеризуются рядом особенностей:
а) Организации создаются для достижения определенных целей;
б) Наличие определенных ресурсов и их преобразование в материальные блага;
в) Соизмерение затрат на производство и использование товара с результатами
деятельности;
г) Сложность внутренней среды организации;
д) Многокритериальность задач управления;
е) Большая динамичность протекающих в системе процессов;
ж) Необходимость управления организацией, для чего создается специальный
орган управления, имеющий определенную функцию и организационную структуру.
Систему утвержденных норм контроля за их соблюдением.
Второе положение
Организации являются открытыми системами, на которые воздействуют
многочисленные факторы внешней среды. Поэтому эффективность организации, и ее
стратегия, в значительной степени определяются ее адаптивными возможностями.
Третье положение
Стратегии организаций во многом уникальны, следовательно, универсальных
решений на все случаи жизни нет, отсутствуют и стандартные наборы правил, и
порядок решения стратегических задач.
Методология планирования базируется на следующих принципах:
· Обоснованный и сознательный выбор целей и стратегии
развития организации;
· Постоянный поиск новых форм и видов деятельности, для
повышения конкурентоспособности организации;
· Обеспечение соответствия между организацией и внешней
средой, управляющей и управляемой подсистемами и элементами организации;
· Индивидуализация стратегии, где каждая организация имеет
свои особенности,
обусловленные сложившимся
технической базой, культурой и другими чертами, поэтому разработка стратегий
должна производится с учетом этих особенностей;
· Четкое организационное разделение задач стратегического
планирования от задач оперативного планирования.
5. Этапы планирования
Планирование состоит из следующих этапов:
1. Оценка экономической и политической обстановки, определяются
возможности рынка, его ёмкость, рассматриваются позиции конкурентов, как на
данном этапе, так и в перспективе, прогнозируются возможные результаты
деятельности, определяется место и роль в отрасли, регионе или экономики в
целом;
2.
Происходит постановка
конечной цели деятельности, выделяются наиболее важные аспекты деятельности,
конкретизируются желаемые результаты, уточняются сроки. К задачам
предъявляются жесткие требования: задачи должны быть согласованы с
подразделениями организации и должны быть реалистичными;
3.
Происходит рассмотрение
ситуации, в которой будет выполняться план. Предположения бывают внешними
(политические и социальные условия, прогнозируемый уровень развития техники,
науки, возможное состояние рынка) и внутренними (будущая структура
организации, ее стратегия, политика в области конкретных вложений, деловой
климат);
4. Исходя из имеющихся альтернатив, происходит выбор наиболее
предпочтительного образа действия. Выбрав одну из альтернатив и
скорректировав ее на момент неопределенности, организация приступает к
следующему этапу разработки общих планов;
5. Общие планы, они формируются на уровне высшего руководства в
виде системных целей и задач, далее они преобразуются в частично
детализированные планы функциональных направлений. После разработки общих
планов происходит их конкретизация и составляется основной документ – бюджет;
6.
Рассматривается вопрос о
требуют обстоятельства или о перестройке управления ею.
Все этапы планирования находят свое отражение в плане.
6. Принципы стратегического планирования
Планирование опирается на ряд принципов:
· Участие в планировании как можно большего числа
работников фирмы. Руководство определяет цель, концепцию, которые служат
ориентиром для руководителей подразделений, которые в свою очередь,
разрабатывают пути движения этих целей;
· Непрерывность, данный принцип выражается в
преемственности планов, один из которых переходит в другой, а также
корректирование планов в соответствии с внутренними или внешними условиями;
· Координация и интеграция, этот принцип обеспечивает
комплексное планирование, координирует планы одного уровня, т.к. процессы
протекающие в них связаны между собой. Интегрируется процесс управления на
различных уровнях. В результате перечисленных действий достигается единство и
взаимосвязанность планирования;
· Обеспечение достижимости поставленных целей и точное
выполнение взятых на себя обязательств. Для этого реальные события регулярно
сверяются с ожидаемыми, и осуществляется необходимая корректировка планов с
учетом продвижения к цели;
· Предшествование планирования другим управленческим
функциям, а именно, организации, мотивации и контролю;
· Экономичность, суть этого принципа – достижение
поставленных целей наиболее рациональным способом, с учетом всех расходов,
возможных потерь, непредвиденных ситуаций, последствий от неправильно
принятых решений.
Основное условие планирования это гибкость, т.к. план в рыночной экономике
должен своевременно пересматриваться и корректироваться.
7. Виды стратегического планирования
Существуют следующие виды стратегического планирования:
- Долгосрочное (перспективное)
планирование. Поскольку при разработке планов идут от будущего к
настоящему, планы, рассчитанные на более короткий срок, становятся составной
частью перспективных. Перспективные планы отражаются долгосрочные цели и
генеральную стратегию действий. Разрабатываемые альтернативные стратегии, в
план не включается, а отражаются в специальных программах, содержащихся в
приложениях. Перспективные планы включают в себя показатели и предложения,
которые отражаются в обобщенных, чаще всего финансовых, показателях.
Перспективные планы разрабатываются на срок от 5 до 10 лет.
- Среднесрочное планирование.
В их основе лежит реальный спрос на продукцию организации, изменение ее
характеристик в ближайшем будущем, перестройка технологии производства,
финансовые ограничения, конъюнктура, риск потери партнера и др. Среднесрочные
планы разрабатываются на срок от 1 до 5 лет.
- Краткосрочное планирование.
Такое планирование охватывает период в несколько недель или месяцев. Оно
нацелено на регулирование текущего использования ресурсов и реализуется через
составление календарных программ производства и контроля за ним, управления
материальными запасами и полученными кредитами.
- Оперативное планирование.
В задачу оперативного планирования входит контроль за ежедневной загрузкой
оборудования, последовательность операций, расстановка работников и др.