Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:30, реферат
Планирование – есть предопределение будущего, построение активного
образа модели желаемого и намечаемого в будущем состояния экономики при
одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этих
состояний и намечаемых целей.
Планы всегда ориентированы на достижение определенных целей, на решение
конкретных задач стоящих перед экономикой, что находит свое отражение в
показателях плана, числовых параметрах фиксирующих меру, степень решений
социально-экономических задач, этапы движения к конечной цели.
1. Сущность планирования;
2. Особенности планирования в рыночной экономике и ее
отличительные черты от командно-административной системы;
3. Принципы и сущность стратегического планирования;
4. Объекты планирования;
5. Формы государственного регулирования экономики.
6. Направления государственного планирования;
7. Значение стратегического планирования в условиях рыночной
экономики.
установленными законами.
Финансовые планы и бюджет формируются в соответствии с нормативами,
утвержденными законодательно.
Сейчас государственный план может формироваться суммарно, в виде
самостоятельных планов предприятий и регионов. За государством остается
сведение этих планов в единый отраслевой план.
6. Направления государственного планирования
Важным направлением стратегического планирования является планирование
структуры общественного производства и определение структуры сдвигов.
Основная задача данного направления состоит в обеспечении наиболее
эффективного использования всех видов ресурсов.
Планирование структуры национальной экономики проходит в два этапа:
1. Распределение сводных данных показателей по отраслям, чтобы
рассчитать контрольные цифры и довести их до предприятий и территорий.
2.
Сбор и агрегирование
Основные усилия
в области структурных
на решение следующих задач:
· удовлетворение на допустимом уровне самых первоочередных
потребностей населения;
·
обеспечение рационального
· создание необходимых предпосылок для активизации
инвестиционной деятельности.
Для выполнения указанных задач необходимо стабилизировать финансовую систему
страны.
7. Значение стратегического планирования в условиях рыночной экономики
Важность государственного планирования состоит в реизмерении системы
экономических отношений.
Роль плана в экономическом и социальном развитии государства, регионов и
предприятий.
Перспективы планирования национальной экономики (надо восстанавливать
адекватное рынку централизованное планирование, государственное
прогнозирование,
государственный заказ и
базовых отраслях, а также систему социальных гарантий работникам и населению
страны в целом).
Тема 2 - Теоретические и методологические основы
стратегического планирования
Вопросы:
1. Концептуальная модель стратегического планирования;
2. Анализ состояния и коэффициенты развития
стратегического планирования;
3. Выбор стратегии развития;
4. Методология стратегического планирования;
5. Этапы планирования;
6. Принципы стратегического планирования;
7. Виды стратегического планирования;
8. Планирование ресурсов;
9. Методы стратегического планирования.
1. Концептуальная модель стратегического планирования
Любая организация создается с определенной целью, и по своему характеру они
разделяются на рыночные и не рыночные.
В свою очередь, рыночные организации делятся на коммерческие и не
коммерческие организации
(государственные предприятия
инфраструктуры).
Целью коммерческих организаций является прибыль. Цель не коммерческих
организаций, это обеспечение работы рыночного механизма.
Общая цель стратегического планирования – конкретизировать статус фирмы и
обеспечить направление и ориентиры для выработки более конкретных целей и
стратегий на различных уровнях. Эти цели должны быть конкретными и
измеримыми, чтобы создать базу для принятия последующих решений и оценки
работ по их выполнению. Если цели превышают реальные возможности организации,
то деятельность фирмы может зайти в тупик.
Вырабатывая стратегию и осуществляя стратегическое планирование руководство
фирмы должно учитывать
множественность и
существующих в рамках фирмы, для того чтобы избежать разнобоя в стратегиях и
программах.
Общая концепция путей достижения поставленных целей называется стратегией.
Стратегия отражает общее движение к цели, направление движения, способы
достижения и ресурсы, которые должны быть для этого использованы. Стратегия
должна быть официально документирована, а ее выполнение подлежит строгому
контролю. В соответствии с выработанной стратегией осуществляется перестройка
организационной системы, ее управление, формирование планов, предание общего
направления оперативным решениям. Разработанная в фирме стратегия не
является единственной, возможно наличие других альтернативных стратегий,
которые могут определять и другие виды деятельности. В случае наступления
непредвиденной ситуации разрабатываются ситуационные планы, на основе которых
в дальнейшем составляется стратегический план действий.
Единой стратегии, готовой на все случаи жизни не существует.
2. Анализ состояния и коэффициенты развития
стратегического планирования
Для успешного выбора стратегии необходим глубокий анализ существующих
направлений в организации, ее позиции в борьбе, перспектив на будущее, а
также тенденций ее развития. На основе анализа разрабатываются приоритеты в
распределении ресурсов. Объектом анализа является база стратегических данных,
которая представляет собой наиболее существенные характеристики внутренних и
внешних условий деятельности организации и ее основных партнеров. На основе
анализа формируются выводы относительно 10-15 наиболее существенных факторов
влияющих на деятельность организации, выявляющие сильные и слабые стороны, а
также воздействие на нее и каковы тенденции этого воздействия, тем самым
рисуется достоверный портрет будущего организации.
Анализ базы стратегических данных осуществляется по трем направлениям:
1. Объективная оценка положения организации в целом.
Исследование эффективности ее работы в прошлом и настоящем; жизненность
организационной структуры, система управления и модель функционирования
технического и технологического потенциала, предпочтение к руководству;
специфика деловой моральной атмосферы и другие вопросы жизни фирмы.
2.
Внешнее окружение организации.
репутация, выпускаемая продукция в глазах деловых партнеров и потребителей,
исследуются тенденции рынка, реальные потенциальные потребители, определяется
круг товаров и услуг, на которые имеет смысл ориентироваться.
3.
Выявляются помехи
целей и средств к их достижению, возможные производственные конфликты.
3. Выбор стратегии развития
На основе имеющейся базы стратегических данных, прогнозов и допущений, фирма
приступает к выбору стратегических альтернатив своего развития.
Существует четыре вида альтернатив:
· Рост;
· Ограниченный рост;
· Сокращение;
· Сочетание трех предыдущих альтернатив в различных
пропорциях.
Стратегия роста предполагает ежегодный рост основных показателей организации,
ее чаще всего
применяют предприятия в
народного хозяйства, с быстро меняющимися технологиями, а также предприятия,
стремящиеся к диверсификации (широкому проникновению в новые сферы
деятельности). Бывает, что фирмы не выдерживают быстрый и краткосрочный рост,
и разоряются, поэтому большинство фирм придерживаются стратегии ограниченного
роста, расширяя свою деятельность с учетом реальных возможностей достигнутого
уровня и внешних усилий. Это наименее рискованный способ действия.
Стратегическое сокращение выражается в том, что результаты работ фирмы в
планируемом периоде предполагаются ниже чем в предыдущем периоде. Данная
стратегия применяется, когда речь идет о коренной перестройке организации. И
если недальновидные руководители пытаются перестроить деятельность
организации, сохраняя прежний рост, то результаты, как правило,
отрицательные.
Сокращение осуществляется разными путями:
- полная ликвидация фирмы и создание на ее месте новой;
-
избавление от лишних
- сужение масштабов фирмы, ее деятельности с
одновременной переориентацией (данную стратегию избирают фирмы, если дела
идут плохо или необходимо сокрыть доходы).
Сочетание трех типов стратегии практикуют фирмы, действующие одновременно в
разных отраслях с весьма различными технологическими и экономическими
условиями.
Успешная реализация стратегии требует надежных обратных связей и соответствующих
инструментов. Один из инструментов, это тактика, когда формы и методы
действий, ориентированы на достижение ближайших целей. Ее разрабатывают на
уровне среднего звена руководства, и на короткий срок. Для достижения
стратегических
и тактических целей
политику, которая включает в себя дискриминацию при поступлении на работу,
увеличение прибыли за счет завышения цен, использование низких цен для
вытеснения конкурентов и т.д.
Роль ориентира в организации целей и задач фирмы выполняют правила, которые
предписывают строго регламентированные действия в определенных ситуациях,
исключая свободу выбора. Правила, выполняемые в строгой последовательности,
называются процедурами.
Процедуры применяются в