Содержание и функции планирования в системе государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:30, реферат

Описание

Планирование – есть предопределение будущего, построение активного
образа модели желаемого и намечаемого в будущем состояния экономики при
одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этих
состояний и намечаемых целей.
Планы всегда ориентированы на достижение определенных целей, на решение
конкретных задач стоящих перед экономикой, что находит свое отражение в
показателях плана, числовых параметрах фиксирующих меру, степень решений
социально-экономических задач, этапы движения к конечной цели.

Содержание

1. Сущность планирования;
2. Особенности планирования в рыночной экономике и ее
отличительные черты от командно-административной системы;
3. Принципы и сущность стратегического планирования;
4. Объекты планирования;
5. Формы государственного регулирования экономики.
6. Направления государственного планирования;
7. Значение стратегического планирования в условиях рыночной
экономики.

Работа состоит из  1 файл

Стратегичесое планирование как форма государственного регулирования.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

установленными  законами.

Финансовые планы  и бюджет формируются в соответствии с нормативами,

утвержденными законодательно.

Сейчас государственный  план может формироваться суммарно, в виде

самостоятельных планов предприятий и регионов. За государством остается

сведение этих планов в единый отраслевой план.

     6.      Направления государственного планирования

Важным направлением стратегического планирования является планирование

структуры общественного  производства и определение структуры  сдвигов.

Основная задача данного направления состоит  в обеспечении наиболее

эффективного использования  всех видов ресурсов.

       Планирование структуры национальной экономики проходит в два этапа:      

1.              Распределение сводных данных  показателей по отраслям, чтобы

рассчитать контрольные  цифры и довести их до предприятий  и территорий.

2.              Сбор и агрегирование отраслевых  и территориальных проектировок.

Основные усилия в области структурных преобразований должны быть направлены

на решение следующих задач:

·                    удовлетворение на допустимом уровне самых первоочередных

потребностей населения;

·                    обеспечение рационального уровня занятости;

·                    создание необходимых предпосылок  для активизации

инвестиционной  деятельности.

Для выполнения указанных  задач необходимо стабилизировать  финансовую систему

страны.

    

    

     7.      Значение стратегического планирования в условиях рыночной экономики

Важность государственного планирования состоит в реизмерении системы

экономических отношений.

Роль плана в  экономическом и социальном развитии государства, регионов и

предприятий.

                                  План и рынок.                                 

Перспективы планирования национальной экономики (надо восстанавливать

адекватное рынку  централизованное планирование, государственное

прогнозирование, государственный заказ и предельный уровень отношения цен в

базовых отраслях, а также систему социальных гарантий работникам и населению

страны в целом).

Тема 2      -        Теоретические и методологические основы

стратегического планирования

     Вопросы:

     1.                  Концептуальная модель стратегического планирования;

     2.                  Анализ состояния и коэффициенты развития

стратегического планирования;

     3.                  Выбор стратегии развития;

     4.                  Методология стратегического планирования;

     5.                  Этапы планирования;

     6.                  Принципы стратегического планирования;

     7.                  Виды стратегического планирования;

     8.                  Планирование ресурсов;

     9.                  Методы стратегического планирования.

     1.             Концептуальная модель стратегического планирования

Любая организация создается с определенной целью, и по своему характеру они

разделяются на рыночные и не рыночные.

В свою очередь, рыночные организации делятся на коммерческие и не

коммерческие организации (государственные предприятия и  объекты

инфраструктуры).

Целью коммерческих организаций является прибыль. Цель не коммерческих

организаций, это  обеспечение работы рыночного механизма.

Общая цель стратегического  планирования – конкретизировать статус фирмы и

обеспечить направление  и ориентиры для выработки  более конкретных целей и

стратегий на различных  уровнях. Эти цели должны быть конкретными  и

измеримыми, чтобы  создать базу для принятия последующих  решений и оценки

работ по их выполнению. Если цели превышают реальные возможности  организации,

то деятельность фирмы может зайти в тупик.

Вырабатывая стратегию  и осуществляя стратегическое планирование руководство

фирмы должно учитывать  множественность и иерархичность  целей объективно

существующих в  рамках фирмы, для того чтобы избежать разнобоя в стратегиях и

программах.

Общая концепция путей достижения поставленных целей называется стратегией.

Стратегия отражает общее движение к цели, направление  движения, способы

достижения и  ресурсы, которые должны быть для  этого использованы. Стратегия

должна быть официально документирована, а ее выполнение подлежит строгому

контролю. В соответствии с выработанной стратегией осуществляется перестройка

организационной системы, ее управление, формирование планов, предание общего

направления оперативным  решениям.  Разработанная в фирме  стратегия не

является единственной, возможно наличие других альтернативных стратегий,

которые могут  определять и другие виды деятельности. В случае наступления

непредвиденной  ситуации разрабатываются ситуационные планы, на основе которых

в дальнейшем составляется стратегический план действий.

Единой стратегии, готовой на все случаи жизни не существует.

     2.             Анализ состояния и коэффициенты развития

стратегического планирования

Для успешного  выбора стратегии необходим глубокий анализ существующих

направлений в организации, ее позиции в борьбе, перспектив на будущее, а

также тенденций  ее развития. На основе анализа разрабатываются  приоритеты в

распределении ресурсов. Объектом анализа является база стратегических данных,

которая представляет собой наиболее существенные характеристики внутренних и

внешних условий  деятельности организации и ее основных партнеров. На основе

анализа формируются  выводы относительно 10-15 наиболее существенных факторов

влияющих на деятельность организации, выявляющие сильные и  слабые стороны, а

также воздействие  на нее и каковы тенденции этого  воздействия, тем самым

рисуется достоверный  портрет будущего организации.

Анализ базы стратегических данных осуществляется по трем направлениям:

1.              Объективная оценка положения организации в целом.

Исследование эффективности  ее работы в прошлом и настоящем; жизненность

организационной структуры, система управления и  модель функционирования

технического и  технологического потенциала, предпочтение к руководству;

специфика деловой моральной атмосферы и другие вопросы жизни фирмы.

2.              Внешнее окружение организации.  Выясняется ее реальная

репутация, выпускаемая  продукция в глазах деловых партнеров  и потребителей,

исследуются тенденции  рынка, реальные потенциальные потребители, определяется

круг товаров  и услуг, на которые имеет смысл  ориентироваться.

3.              Выявляются помехи препятствующие  развитию, несоответствие

целей и средств  к их достижению, возможные производственные конфликты.

     3.             Выбор стратегии развития

На основе имеющейся  базы стратегических данных, прогнозов  и допущений, фирма

приступает к  выбору стратегических альтернатив  своего развития.

Существует четыре вида альтернатив:

·                    Рост;

·                    Ограниченный рост;

·                    Сокращение;

·                    Сочетание трех предыдущих альтернатив  в различных

пропорциях.

Стратегия роста  предполагает ежегодный рост основных показателей организации,

ее чаще всего  применяют предприятия в динамично  развивающихся отраслях

народного хозяйства, с быстро меняющимися технологиями, а также предприятия,

стремящиеся к  диверсификации (широкому проникновению  в новые сферы

деятельности). Бывает, что фирмы не выдерживают быстрый  и краткосрочный рост,

и разоряются, поэтому  большинство фирм придерживаются стратегии ограниченного

роста, расширяя свою деятельность с учетом реальных возможностей достигнутого

уровня и внешних  усилий. Это наименее рискованный  способ действия.

Стратегическое  сокращение выражается в том, что  результаты работ фирмы в

планируемом периоде  предполагаются ниже чем в предыдущем периоде. Данная

стратегия применяется, когда речь идет о коренной перестройке  организации. И

если недальновидные руководители пытаются перестроить  деятельность

организации, сохраняя прежний рост, то результаты, как правило,

отрицательные.

Сокращение осуществляется разными путями:

-                        полная ликвидация фирмы и  создание на ее месте новой;

-                        избавление от лишних элементов;

-                        сужение масштабов фирмы, ее деятельности с

одновременной переориентацией (данную стратегию избирают фирмы, если дела

идут плохо или  необходимо сокрыть доходы).

Сочетание трех типов  стратегии практикуют фирмы, действующие  одновременно в

разных отраслях с весьма различными технологическими и экономическими

условиями.

Успешная реализация стратегии требует надежных обратных связей и соответствующих

инструментов. Один из инструментов, это тактика, когда формы и методы

действий, ориентированы  на достижение ближайших целей. Ее разрабатывают на

уровне среднего звена руководства, и на короткий срок. Для достижения

стратегических  и тактических целей руководство  фирмы разрабатывает текущую

политику, которая  включает в себя дискриминацию при  поступлении на работу,

увеличение прибыли  за счет завышения цен, использование  низких цен для

вытеснения конкурентов  и т.д.

Роль ориентира  в организации целей и задач  фирмы выполняют правила, которые

предписывают строго регламентированные действия в определенных ситуациях,

исключая свободу выбора. Правила, выполняемые в строгой последовательности,

называются процедурами. Процедуры применяются в стандартных  ситуациях, что

Информация о работе Содержание и функции планирования в системе государственного регулирования экономики