Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 16:22, курсовая работа
Целью данной работы является исследование организационной структуры предприятия и предложение пути её совершенствования. В соответствии с целью, можно выделить следующие задачи:
1. Изучить типовые организационные структуры.
2. Дать краткую характеристику предприятия
одержание
1. Значение организационной структуры предприятия. 5
1.1. Понятие организационной структуры, её сущность. 5
1.2. Виды организационных структур. 6
1.3. Основные направления совершенствования организационной структуры предприятия на современном этапе. 10
2. Анализ организационной структуры предприятия ООО «Росгосстрах-Сибирь». 14
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Росгосстрах-Сибирь». 14
2.2. Политика в области подбора персонала. 15
2.3. Анализ организационно-управленческой структуры филиала ООО " РГС-Сибирь" - "Управление по Иркутской области". 17
3. Совершенствование организацинно-управленческой структуры. 22
3.1. Совершенствование организационной структуры управления ООО"РГС-Сибирь". 22
Заключение 25
Список используемых источников 28
Приложение 1 29
Линейно - функциональная структура может являться хорошей промежуточной ступенью при переходе от линейной структуры к более эффективным. Структура позволяет, правда в ограниченных пределах, воплощать идеи современной философии качества [1, с.223].
IV. Дивизионная.
Эта структура появилась в конце 20-х годов, когда появилась необходимость новых подходов к организации управления, связанная с резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности, усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения. В связи с этим стали возникать дивизионные структуры управления, прежде всего в крупных корпорациях, которые стали предоставлять определенную самостоятельность своим производственным подразделениям, оставляя за руководством корпорации стратегию развития, научно - исследовательские разработки, финансовую и инвестиционную политику и т. п. В этом типе структур сделана попытка сочетать централизованную координацию и контроль деятельности с децентрализованным управлением.
Таблица 4 – Преимущества и недостатки дивизионной структуры
Преимущества |
Недостатки |
1.Она
обеспечивает управление 2.Обеспечивает большую 3.При расширении границ 4.Более тесная связь |
1.Большое
количество "этажей" управленческой
вертикали; между рабочими и
управляющим производством 2.Разобщенность штабных 3.Основные связи - вертикальные,
поэтому остаются общие для
иерархических структур 4.Дублирование функций на 5.В отделениях, как правило, сохраняется
линейная или линейно - штабная
структура со всеми их |
Достоинства дивизионных структур перевешивают их недостатки только в периоды достаточно стабильного существования, при нестабильном окружении они рискуют повторить судьбу динозавров. При данной структуре возможно воплотить большую часть идей современной философии качества.
Органический тип включает в себя следующие структуры:
I. Матричная.
Такая структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с 2-мя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Для деятельности, которая имеет четко выраженное начало и окончание, формируют проекты, для постоянной деятельности - целевые программы. В организации и проекты, и целевые программы могут сосуществовать.
Таблица 5 – Преимущества и недостатки матричной структуры
Преимущества |
Недостатки |
1.Лучшая ориентация на проектные (или программные) цели и спрос; 2.Более эффективное текущее управление, возможность снижения расходов и повышения эффективности использования ресурсов; 3.Более гибкое и эффективное использование персонала организации, специальных знаний и компетентности сотрудников; 4.Относительная автономность проектных групп или программных комитетов способствует развитию у работников навыков принятия решений, управленческой культуры, профессиональных навыков; 5.Улучшение контроля за отдельными задачами проекта или целевой программы; 6.Назначается одно лицо, служащее центром сосредоточения всех вопросов, касающихся проекта или целевой программы; 7.Сокращается время реакции на нужды проекта или программы, т. к. созданы горизонтальные коммуникации и единый центр принятия решений. |
1.Трудность установления четкой ответственности за работу по заданию подразделения и по заданию проекта или программы (следствие двойного подчинения); 2.Необходимость постоянного контроля за соотношением ресурсов, выделяемых подразделениям и программам или проектам; 3.Высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам работников, работающих в группах, необходимость их обучения; 4.Частые конфликтные ситуации между руководителями подразделений и проектов или программ; 5.Возможность нарушения правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях, из-за оторванности сотрудников, участвующих в проекте или программе, от своих подразделений. |
Внедрение матричной структуры дает хороший эффект в организациях с достаточно высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации сотрудников, в противном случае возможна дезорганизация управления [5, стр.130]
II. Бригадная (кросс-функциональная).
Основой этой структуры управления является организация работ по рабочим группам (бригадам). Принципы бригадной структуры разрушают свойственное иерархическим структурам жесткое распределение сотрудников по производственным, инженерно-техническим, экономическим и управленческим службам, которые образуют изолированные системы со своими целевыми установками и интересами. В организации, построенной по этим принципам, могут как сохраняться функциональные подразделения, так и отсутствовать.
Таблица 6 – Преимущества и недостатки бригадной структуры
Преимущества |
Недостатки |
1.Сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления; 2.Гибкое использование кадров, их знаний и компетентности; 3.Работа в группах создает
условия для 4.Возможность применения 5.Сокращается потребность в специалистах широкого профиля. |
1.Усложнение взаимодействия (в особенности для кросс-функциональной структуры); 2.Сложность в координации 3.Высокая квалификация и 4.Высокие требования к |
Данная форма организационной структуры наиболее эффективна в организациях с высоким уровнем квалификации специалистов при их хорошем техническом оснащении, в особенности в сочетании с управлением по проектам. Это - один из типов организационных структур, в которых наиболее эффективно воплощаются идеи современной философии качества [2,с.250-280].
При решении задачи улучшения существующей
структуры фирмы следует
Первый этап - анализ организационных структур. Анализ действующей структуры управления призван установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации, то есть насколько эта структура рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев, характеризующих ее качество. К оценочным критериям относятся следующие факторы:
В результате анализа можно выявить «узкие» места в деятельности организации. Это могут быть: большая звенность управления, параллелизм в работе, отставание в развитии организационной структуры от изменений, происходящих во внешней среде.
Второй этап - проектирование организационных структур. Все модели проектирования организационной структуры управления в зависимости от заложенных в них сочетаний используемых методов можно условно объединить в четыре группы:
В процессе проектирования структуры управления организацией решаются, как правило, следующие задачи:
- определение типа структуры управления;
- уточнение
состава и количества
- численность
административно-
- характер
соподчиненности между
- расчет затрат на содержание аппарата управления.
В конечном итоге для каждого структурного подразделения устанавливаются управленческие функции, потоки информации, взаимосвязи и документооборот, полномочия, ответственность и права подразделений и работников. Вместе с тем, проектируя новые организационные структуры управления, нельзя забыть о требованиях, предъявляемых к таким структурам, и о принципах их построения.
Организационные структуры должны
удовлетворять следующим
- оптимальности.
Структура управления
- оперативности.
Суть данного требования
- надежности.
Структура аппарата управления
должна гарантировать
- экономичности.
Задача состоит в том, чтобы
нужный эффект от управления
достигался при минимальных
- гибкости,
то есть способности
- устойчивости
структуры управления, то есть
неизменности ее основных
Совершенство организационной структуры управления во многом зависит от того, насколько при ее разработке соблюдались принципы проектирования. Основные из них можно сформулировать следующим образом:
Информация о работе Совершенствование организационной структуры предприятия