Совершенствование отдела кадров на предприятии ОАО АНК Башнефть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:14, курсовая работа

Описание

Цель данного курсового проекта – выявить пути совершенствования организации работы по управлению кадрами и оценить эффективность их работы на анализируемом предприятии.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: изучение теоретических положений по управлению персоналом на предприятии; анализ технико-экономических показателей и общей характеристики предприятия; оценка системы управления кадрами на анализируемом предприятии; выявление проблем и путей совершенствования организации управления персоналом, их оценка.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы организации работы по управлению кадрами на предприятии 4
1.1 Современные методы управления персоналом на предприятии 4
Глава 2. Существующая система организации работы с кадрами на предприятии ОАО АНК «Башнефть» 6
2.1 Общая характеристика предприятия и анализ технико-экономических показателей. 6
2.2 Управление персоналом на предприятии ОАО АНК «Башнефть» 10
Глава 3. Совершенствование организации работы по управлению кадрами на предприятии ОАО АНК «Башнефть» 22
Заключение 25
Список использованных источников 27

Работа состоит из  1 файл

реальн.docx

— 130.32 Кб (Скачать документ)

Основополагающие принципы и концептуальные подходы к управлению персоналом на предприятии зафиксированы в Кадровой политике ОАО АНК «Башнефть», принятой в 2010 году.

Целями Кадровой политики являются:

  1. своевременное обеспечение Компании персоналом высокой квалификации, способным решить поставленные задачи для достижения целей бизнеса;
  2. создание предпосылок для долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества между персоналом и Компанией за счет эффективной мотивации персонала;
  3. обучение и развитие персонала;
  4. оценка эффективности работы персонала;
  5. развитие корпоративной культуры [3].

Основные составляющие  кадровой политики  представляют собой несколько взаимосвязанных областей,  посредством которых осуществляется содействие  достижению бизнес-целей Компании, ознакомиться с которыми можно на рис.3.

 

Департамент управления персоналом

Директор департамента

Менеджер по персоналу нефтесервисов

Отдел по подбору персонала

Кадровое администрирование

Отдел мотивации и оплаты труда

Отдел обучения и развития персонала

Начальник отдела по подбору и найму персонала

Начальник отдела кадров

Начальник отдела мотивации и развития персонала

Начальник отдела обучения и развития персонала

Менеджер

Менеджер по кадровой работе

Менеджер по компенсациям и льготам

Менеджер по проектам

Специалист

Ведущий специалист

Ведущий экономист по труду

Ведущий специалист

Специалист

Специалист

Ведущий экономист по труду

Ведущий специалист

 

Специалист

Ведущий инженер по организации  и нормированию труда

Ведущий специалист

 

Ведущий специалист

Специалист

Инженер по организации и нормированию труда

 

Менеджер по социальным вопросам


 

 

Рис 3 – Структура департамента управления персоналом

Рассмотрим каждый отдел более  подробно:

  1. Отдел по подбору персонала – привлечение на работу  в Компанию лучших кандидатов и обеспечение  эффективного  использования  их возможностей и потенциала.

В соответствии с действующим Регламентом «Подбора и найма персонала»  для своевременного подбора кадров на конкурсной основе подразделения Компании заблаговременно представляют заявки на подбор персонала.

В целях принятия наиболее оптимального решения о выборе кандидата  при отборе рассматриваются не менее 3-х соискателей на вакансию. 

При приеме на работу новых сотрудников Компания использует прозрачные критерии отбора кандидатов так, что конкурсная система отбора основывается на единых принципах оценки кандидатов лишь по профессиональным и управленческим навыкам, общему потенциалу развития.

По итогам всех собеседований  Отдел по подбору и найму персонала  собирает и консолидирует обратную связь от всех руководителей, которые  принимали участие в отборе. По итогам консолидированной обратной связи оформляются «Результаты подбора и отбора на вакантную позицию».

В случае согласования и  утверждения условий найма Отдел  по подбору и найму персонала  вручает финальному кандидату Предложение  о работе.  

Отдел заинтересован в том, чтобы в их коллективе работали одаренные люди и мастера своего дела.

  1. Кадровое администрирование - обеспечение эффективного кадрового  делопроизводства, то есть это работа с персоналом, построенная на принципе единого подхода, это и есть приоритетная задача руководства ОАО АНК «Башнефть».

Отдел кадров – связующее звено, которое обеспечивает устойчивый контакт между руководителями и подчиненными сотрудниками, с целью достигнуть их эффективной, слаженной работы и взаимопонимания.

В задачи отдела кадров входит:

  1. Оказание методологической и консультационной помощи  руководителям подразделений по  вопросам управления персоналом;
  2. Разработка и внедрение стандартов, норм и правил, касающиеся основных процессов управления персоналом (см. Кадровая политика ОАО АНК "Башнефть")
  3. Сопровождение организационных изменений. Инициирование и организация мероприятий, направленных на информирование персонала об изменениях в системе управления Общества, способствующие эффективному внедрению изменений;
  4. Регулярный мониторинг  увольнений и анализ тенденций и причин текучести кадров, а также аудит состава  и движения персонала. Проведение внутренних ротаций  персонала с целью повышения производительности труда.

Основным документом в работе с  персоналом является Трудовой кодекс Российской Федерации, гарантирующий соблюдение прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защиту прав и интересов работников и работодателей.

3)       Отдел мотивации и оплаты труда занят созданием эффективной системы  вознаграждения.   

Система мотивации сотрудников  строится на основе оценки результатов  их индивидуальной работы  и результатов деятельности компании в целом, а также учитывает существующий отраслевой уровень выплат  вознаграждений.

В ОАО АНК «Башнефть» анализируется уровень заработной платы  в российских регионах и отрасли в целом, что позволяет выплачивать конкурентный  уровень вознаграждения своим сотрудникам и привлекать для работы высококвалифицированных специалистов. 

В задачи отдела мотивации  и оплаты труда входит:

  1. разработка систем мотивации и поощрения персонала;
  2. организация оплаты труда на основе системы грейдов;
  3. расчет премиальных выплат на основе выполнения КПЭ (Премирование);
  4. оценка новых должностей;
  5. планирование и контроль затрат на оплату труда и социальные выплаты;
  6. анализ использования рабочего времени;
  7. разработка нормативной документации по организации труда.

В течение трех лет Компания использует при оплате труда систему, основанную на грейдировании. Это способствует объективной оценке профессионального уровня и позволяет повысить мотивацию сотрудников.

Грейд – разряд, присваиваемый должности по результатам ее оценки. 

Должности, относящиеся к категориям «руководитель, специалист, служащий»  объединяются в эту систему  по принципу сложности решаемых вопросов и ответственности за выполняемую работу.   Для определения места должности в системе грейдов используется балльно-факторный метод оценки должностей.  

Внедрение этой системы оплаты труда позволило Компании стать  более конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках, повысить прозрачность Компании для инвесторов. Также, благодаря  этому удалось дополнительно  привлечь высококлассных специалистов по разным направлениям деятельности, необходимым для устойчивого  развития бизнес-процессов Компании.

Что касается материального  поощрения работников, в целях стимулирования их материальной заинтересованности в достижении ключевых целей введена система премирования в краткосрочном периоде – квартал, год.

    1. Отдел обучения и развития персонала

Компания предоставляет  своим сотрудникам широкие возможности  для карьерного роста и профессионального  развития. Система обучения объединяет корпоративные программы по развитию профессиональных и менеджерских навыков, также программы обучения предназначены для всех категорий сотрудников.

Для более эффективной  реализации образовательных программ Компания постоянно совершенствует систему оценки персонала, по которой определяется потенциал ее специалистов и необходимость в дальнейшем развитии тех или иных компетенций или зачислению в кадровый резерв. 

Программа развития Кадрового  резерва Компании включает  системную работу  по выявлению лучших, наиболее перспективных сотрудников, их подготовке  и продвижению на ключевые  управленческие позиции. Для компании программа кадрового резерва – это гарантия  кадровой защищенности и роста эффективности бизнеса, для сотрудников – это, прежде всего, возможности развития и карьерного роста.

Компания придает большое  значение развитию  и поддержке «Молодых специалистов», а также будущих сотрудников Компании, ныне студентов ВУЗов.  С недавнего времени, организация процесса по поиску и подбору лучших практикантов ВУЗов стала удобнее и быстрее. Студентам, заинтересованным в получении бесценного опыта работы в компании, предлагается заполнить специальную анкету, и направить ее на электронный адрес praktika@bashneft.ru.  Отдел обучения и развития, в соответствии с заявкой  от директоров департаментов, подберет наиболее интересных кандидатов на практику, и при необходимости  организует встречу с ними. В настоящее время продолжается реализация корпоративной программы «Технология добычи, транспорта и переработки нефти и газа», организованной совместно с УГНТУ.

В апреле 2011 года стартует корпоративная  программа для руководителей  высшего и среднего звена в  партнерстве с Высшей Школой Менеджмента  СПБГУ.

Кроме того сотрудникам предлагаются индивидуальные тренинги и программы  обучения.

 

Далее проанализируем динамику среднесписочной численности предприятия  ОАО АНК «Башнефть».

Таблица 1 – Динамика среднесписочной численности предприятия

ОАО АНК «Башнефть» за 2009-2011 гг.3

Направ-ление деятель-ности

2009г.

2010г.

2011г.

Абс.

откл. 2010 к 2009, чел.

Абс.

откл. 2011 к 2010, чел.

Отн.

откл. 2010 к 2009,%

Отн.

откл. 2011 к 2010, %

кол-во, чел

уд. вес, %

кол-во, чел

уд. вес, %

кол-во, чел

уд. вес, %

Управ-ляющая компа-ния

395

1,4

854

3,0

1025

3,8

459

171

116,2

20,0

Бурение скважин

6270

21,4

4489

15,9

2528

9,5

-1781

-1961

-28,4

-43,7

Добыча нефти и газа

8337

28,5

7931

28,1

7202

26,9

-406

-729

-4,9

-9,2

Нефте-перера-ботка и нефте-химия

8247

28,2

8173

28,9

8195

30,6

-74

22

-0,9

0,3

Сбыт и логис-тика

4936

16,9

5659

20,0

6619

24,7

723

960

14,6

17,0

Наука

852

2,9

882

3,1

914

3,4

30

32

3,5

3,6

Прочее

253

0,9

257

0,9

271

1,0

4

14

1,6

5,4

Итого

29 290

100

28 245

100

26 754

100

-1045

-1491

-3,6

-5,3


 

Как видно из данных таблицы, большая доля персонала работает по направлениям добычи нефти и газа – 28,46% в 2009 г, в последующие годы их доля увеличивается, а в 2011 г составляет 26,92%. Это объясняется спецификой производства, так как основным видом деятельности является добыча нефти и газа. Деятельность в сфере нефтепереработки и нефтехимии  за 3 года имеет тенденцию к увеличению, так в 2009 г она составляет 28,16%, в 2010 г 28,94%, а в 2011 г 30,63%.

В результате совершенствования в 2011 г. организационной структуры Компании была сокращена численность персонала на 1 505 человек (5,7%). В основном это стало возможно благодаря реструктуризации нефтесервисных организаций, обслуживающих «Башнефть», и оптимизации их персонала.

Рост численности по управляющей компании обусловлен в первую очередь усилением ключевых направлений: разработки, добычи, переработки и сбыта. Кроме того, значительные изменения претерпел блок экономики и финансов в результате выделения в самостоятельные структурные подразделения ряда направлений.

Одновременно произошло  увеличение численности сотрудников, занятых в нескольких направлениях деятельности Компании. Это объясняется, в основном, привлечением управленческого персонала в связи с открытием департаментов маркетинга, энергетики, взаимодействия с инвесторами, взаимодействия с органами государственной власти.

Рост численности персонала в направлении сбыта и логистики объясняется приобретением действующих сетей АЗС (ОАО «Оренбургнефтепродукт», ГП СКОН) и, соответственно, расширением географии присутствия Компании в России.

Рассмотрим структуру  трудовых ресурсов предприятия по возрастному  составу за 2011 г., таблица 2.

Таблица 2 – Анализ структуры кадров по возрастному составу4

Возраст

2011 г.

До 30 лет

17,50%

30-39

25,50%

40-49

31,40%

50-59

25,20%

Старше 60

0,40%


 

Возрастная структура  персонала формируется традиционно таким образом, что две трети сотрудников относятся к возрастной категории от 30 до 50 лет, обеспечивающей наилучшее соотношение физических возможностей и опыта работы.

Проанализировав динамику по годам, средний возраст персонала в 2011 г. также продолжал снижаться в основном благодаря реализации программ преемственности, развития кадрового резерва, привлечения молодых специалистов.

 Текучесть персонала Компании в 2011 г. сохранилась на невысоком уровне — 4,28%, что несколько ниже двух предшествующих лет (5,36% — в 2009 г., 5,41%—в 2010 г).

Информация о работе Совершенствование отдела кадров на предприятии ОАО АНК Башнефть