Совершенствование системы управления инновационной деятельностью ОАО «Биохимик»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:17, курсовая работа

Описание

Модернизация продукта и расширение специализации позволяет в лучшем случае поддерживать уровень прибыли, а действительно значительный доход приносят только по-настоящему новаторские товары.
Целью данной курсовой работы является изучение инновационного потенциала предприятия.
Задачами данной курсовой являются:
Теоретические основы инновационной политики предприятия
Анализ инновационной деятельности ОАО «Биохимик»
Совершенствование системы управления инновационной деятельностью ОАО «Биохимик»

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………………………… 4
1. Теоретические основы инновационной политики предприятия
1.1 Современные подходы к управлению инновационной деятельностью промышленного предприятия…………………………………………………………………………
1.2 Инновационный потенциал организации………………………………
1.3 Методологические подходы к оценке инновационного потенциала промышленного предприятия………………………………………………
2. Анализ инновационной деятельности ОАО «Биохимик»
2.1 Характеристика инновационной деятельности ОАО Биохимик …………………
2.2 Исследование и оценка инновационного потенциала ОАО «Биохимик» …
3. Совершенствование системы управления инновационной деятельностью ОАО «Биохимик»
3.1 Рекомендации направлены на совершенствование инновационного потенциала ОАО «Биохимик» ………………………………………………
3.2 Обучение персонала инновациям …………………………
Заключение …………………………………………………………………………………
Список используемой литературе ………………………

Работа состоит из  1 файл

Гузенко (Автосохраненный).docx

— 61.66 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 Введение ………………………………………………………………………………………………………… 4

1. Теоретические основы инновационной  политики предприятия

1.1 Современные подходы к управлению  инновационной деятельностью промышленного  предприятия…………………………………………………………………………

1.2 Инновационный потенциал организации………………………………

1.3 Методологические подходы к  оценке инновационного потенциала  промышленного предприятия………………………………………………

2. Анализ инновационной деятельности  ОАО «Биохимик»

2.1 Характеристика инновационной  деятельности ОАО  Биохимик …………………

2.2 Исследование и оценка инновационного  потенциала ОАО «Биохимик» …

3. Совершенствование системы управления  инновационной деятельностью ОАО  «Биохимик»

3.1 Рекомендации направлены на  совершенствование  инновационного  потенциала ОАО «Биохимик» ………………………………………………

3.2 Обучение персонала инновациям …………………………

Заключение …………………………………………………………………………………

Список используемой литературе ………………………………………………………………

Приложение А «Лицензия ОАО «Биохимик»»

Приложение Б «Перечень препаратов зарегистрированных на рыке СНГ»

Приложение В «Препараты произведенные за 2011 год»

Приложение Г «Динамика объема производства»

Приложение Д «Доля объема инновационной продукции в общем объеме производства»

 

 

 

Введение

В конце XX–го столетия, в связи с увеличением конкуренции, развитием внешней торговли и бурным научно-техническим прогрессом, практически все фирмы, независимо от местоположения и рода деятельности, сталкиваются с необходимостью постоянного осуществления инновационной деятельности [1.C.23]. 
Значение инноваций постоянно возрастает, так как практика бизнеса буквально заставляет каждую компанию вводить разнообразные новшества и рационализировать производство. И этот факт является общепризнанным. Необходимость инноваций диктует не только изменяющаяся внешняя среда, но и угроза устаревания существующих продуктов. В результате трансформации среды возникают как новые потребности, так и новые знания, и способы удовлетворения этих потребностей. Все ускоряющиеся темпы изменения мира – появление новых технологий, смена предпочтений и вкусов потребителей, ужесточение конкуренции – детерминируют сокращение жизненного цикла товара.

 
Компании, неспособные модернизировать  производство, рано или поздно уступают место на рынке передовым организациям. Инновации - залог успешного развития компании. Даже если фирма постоянно  модернизирует свои товары, рынки, на которых она работает, могут войти  в стадию спада, и стремящимся  к развитию компаниям, время от времени  приходится обращать свой взгляд на новые  рынки. Кроме того, инновации имеют  решающее значение для поддержания  или повышения уровня доходности. Под давлением конкуренции показатели рентабельности, достаточно быстро после  выхода товаров на рынок начинают сокращаться.

 

 
Модернизация продукта и расширение специализации позволяет в лучшем случае поддерживать уровень прибыли, а действительно значительный доход  приносят только по-настоящему новаторские  товары. 
Целью данной курсовой работы является изучение инновационного потенциала предприятия.

Задачами данной курсовой являются:

  • Теоретические основы инновационной политики предприятия
  • Анализ инновационной деятельности ОАО «Биохимик»
  • Совершенствование системы управления инновационной деятельностью ОАО «Биохимик»

Актуальность данной темы заключается  в том, что в настоящий момент, когда с российского рынка  ушло подавляющее большинство зарубежных конкурентов, отечественные товаропроизводители  вступили в борьбу за потребителя  между собой. Опыт экономически развитых стран показывает, что победителем  в этой борьбе оказывается тот, кто  строит свою деятельность преимущественно  на основе инновационного подхода и  главной целью стратегического  плана ставит разработку новых товаров  и услуг.  
Современное предприятие, функционируя в сложной общественно-экономической среде, должно постоянно создавать и внедрять различного рода инновации, обеспечивающие его эффективность в рыночной экономике.

 

 
Переход предприятий к инновационному развитию требует разработки соответствующих  методов управления. Одним из таких  методов является оценка инновационного потенциала предприятия. 
Объектом исследования является экономическая деятельность ОАО «Биохимик». 
Предметом исследования является инновационный потенциал ОАО «Биохимик» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы инновационной политики предприятия

1.1 Современные  подходы к управлению инновационной  деятельностью промышленного предприятия

 Ключевой  проблемой современного этапа  развития экономики России является  разработка путей и механизмов  развития реального сектора, его  оживления и подъема как основы  экономического роста. В связи  с этим перед российской экономической  наукой стоят задачи теоретического  обоснования и практического  решения проблем адаптации и  развития промышленных хозяйствующих  субъектов в условиях рыночного  реформирования.

 Новая  рыночная среда, новые условия  хозяйствования, в которых оказались  российские предприятия, неизбежно  вызывают к жизни новые системные  свойства хозяйственных структур, которые в прежних условиях  не были востребованы. Для выживания,  адаптации и развития в рыночной  среде предприятия должны быть  способны к самостоятельному, рациональному  и целенаправленному экономическому  поведению, ориентированному на  конкурентный рынок, и самостоятельно  вести расширенное воспроизводство  в условиях рыночного хозяйства /9, с.125/.

 Необходимость  акцентирования внимания на инновационной  составляющей промышленного предприятия  состоит в том, что его мотивация  и поведение определяются экономическими  законоерностями, характерными для  рыночной экономики инновационного  типа.

 Как бы  успешно ни функционировало предприятие,  но если его руководство не  нацелено на освоение новых  технологий, позволяющих производить  новые виды продукции более  высокого качества и с наименьшими  затратами, оно через определенный  промежуток времени рискует стать  неконкурентоспособным. В таких условиях ни одно предприятие не сможет сколько-нибудь долго существовать, не внося заметных усовершенствований в свою работу.

 В связи  с этим инновационная деятельность  становится главным условием  выживания предприятия в условиях  рынка. Целенаправленное осуществление  инновационной деятельности дает  предприятию существенные преимущества  по сравнению с конкурентами  и увеличивает, в конечном счете,  прибыльность его деятельности.

 В литературе  приводится множество различных  определений понятия «инновационная  деятельность».

 В концепции  инновационной политики Российской  Федерации на 1998-2000 годы /4; с.208/ инновационная деятельность рассматривается как процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

  /8; с.89/ Инновационная деятельность включает весь без исключения инновационный процесс, начиная появлением идеи и заканчивая диффузией продукта. На основании этого им уточняется приведенное выше определение. Под инновационной деятельностью понимается процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки» /9, с.174/.

 В трактовке  приложения к проекту «Основы  политики Российской Федерации  в области развития национальной  инновационной системы на период  до 2010 года и дальнейшую перспективу»  инновационная деятельность представляет  собой деятельность по воспроизводству  поисковых, фундаментальных и  прикладных исследований, проектных  и опытно-конструкторских работ,  маркетинговых действий в целях  вовлечения их результатов в  гражданско-правовой оборот для  реализации в виде инновационного продукта /7;с.279/. Такое определение сводит инновационную деятельность к воспроизводству исследований и разработок, а также маркетинговых действий, что является только частью инновационной деятельности.

Инновационная деятельность (ИД) – совокупность участников и действий участников инновационного процесса, имеющих определенную цель, средства достижения цели, осуществляющих свои функции соответственно своей роли в инновационном процессе и достигающих определенных результатов.  
 
Инновационная деятельность может осуществляться на разных уровнях: федеральном, отраслевом, региональном, муниципальном, фирменном, бытовом. Она может быть межотраслевой и отраслевой.

Инновационная деятельность рассматривается как  совокупность научной, технологической, организационной, финансовой и коммерческой деятельности, направленной на создание и внедрение на рынке нового или  усовершенствованного продукта, создание нового или усовершенствованного технологического процесса, использованного в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду.

 Интересен  подход к определению инновационной  деятельности на основе социально-психологической  концепции. Так, Оголева Л.Н.  рассматривает инновационную деятельность  как процесс творчества и создания  новшества, реализуемый как максима  инновационной альтернативы, инновационной  потребности и предпринимательских усилий /2/.

 В официальной  статистике /2/ под инновационной деятельностью подразумевается совокупность всех мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления.

 Рассмотренные  определения не имеют серьезных  принципиальных различий, для всех  определений характерно рассмотрение  инновационной деятельности как  определенной последовательности  действий, в процессе которой  реализуется система мероприятий,  направленных на создание новых  и усовершенствованных продуктов  и процессов, имеющих коммерческю  ценность.

 Придерживаясь  системного подхода, в данной  работе под инновационной деятельностью  предприятия будем понимать целенаправленную  систему мероприятий по разработке  и практическому освоению технических,  технологических и организационно-экономических  нововведений, которая включает  в себя не только инновационные  процессы, но и маркетинговые  исследования рынков сбыта товаров,  их потребительских свойств, а  также новый подход к организации  информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг /4; с.205/.

 Цель  управления инновационной деятельностью  состоит в том, чтобы генерировать, инициировать, контролировать новые  идеи, создавать условия для скорейшего  вывода инновационной продукции  на рынок.

 Инновационная  деятельность как бизнес-процесс  состоит из следующих основных стадий /4; 32/:

 • поиск  инновационных идей;

 • отбор  наиболее перспективных идей;

 • оценка  жизнеспособности отобранных идей;

 • разработка  детального бизнес-плана инновационного  проекта;

 • оценка  бизнес-плана;

 • экспериментальное  производство инновационного продукта;

 • корректировка  схемы производства;

 • продвижение  инновационного продукта;

 • массовое  производство инновационного продукта.

 Инновационная  деятельность носит альтернативный, многовариантный характер. Она может  осуществляться не только на  любой из перечисленных выше  стадий (исследования - разработки - производство - распространение (использование  на практике)), но и вне их, в  процессе приобретения патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, полезных  идей и т.д.

 К инновационной  деятельности относятся:

 • выполнение  научно-исследовательских, опытно-конструкторских  или технологических работ по  созданию инновационного продукта;

 • комплексное  научно-технологическое, индикативное  планирование и целевое программирование, организация и нормативно-правовое  обеспечение работ по созданию  инновационного продукта;

 • технологическое  переоснащение и подготовка производства  для выпуска инновационного продукта (услуги), технологии;

 • проведение  испытаний и освоение потребителем  инновационного продукта;

 • управление  процессами коммерциализации технологий;

 • деятельность  по продвижению инновационного  продукта, включая правовую защиту  результатов интеллектуальной деятельности, использованных в продукте;

 • создание  и развитие инновационной инфраструктуры;

 • передача  либо приобретение прав на  объекты интеллектуальной собственности,  включая их вовлечение в гражданско-правовой  оборот,

 • экспертиза, консультационные, информационные, юридические  и иные услуги (включая организацию  финансирования инновационной деятельности) по созданию и реализации нового  и усовершенствованного инновационного  продукта.

Информация о работе Совершенствование системы управления инновационной деятельностью ОАО «Биохимик»