Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ конфликтов в деятельности конкретной организации и разработка рекомендации по их предотвращению и разрешению.
Для достижения цели ставились следующие задачи:
– рассмотреть теоретический аспект вопроса;
– провести анализ конфликтов в деятельности конкретной организации;
– выявить проблемы и определить пути их решения.
Введение
1. Общая теория конфликта в организации
1.1 Сущность конфликта в организации
1.2 Типология конфликтов в организации и причины их
возникновения
1.3 Формы завершения конфликта
1.4 Прогнозирование и профилактика конфликтов
2. Анализ конфликтов, происходящих в ТОО «ТЕХНОДОМ»
2.1 Характеристика ТОО «ТЕХНОДОМ»
2.2 Анализ межличностного конфликта в ТОО «ТЕХНОДОМ»
2.3 Исследование социально-психологического климата и уровня конфликтности в отделе розничных продаж ТОО «ТЕХНОДОМ»
2.4 Поведение руководителя в конфликте
3. Рекомендации по повышению эффективности управления
конфликтами в ТОО «ТЕХНОДОМ»
3.1 Рекомендации по разрешению межличностного конфликта в ТОО «ТЕХНОДОМ»
3.2 Работа по предупреждению конфликтов в ТОО «ТЕХНОДОМ»
Заключение
Литература
Конфликтная
ситуация может создаваться оппонентами
специально, ради достижения определенных
целей, а инцидент может возникнуть
и без специальной
Предмет конфликта - это внутренняя причина, которая толкает человека на конфронтацию. У каждого оппонента, участвующего в конфликте, помимо объективных обстоятельств, есть и личные причины заинтересованности в конфликте.
Чтобы конфликт начал разрастаться, конфликтная ситуация (причина) должна перерасти в инцидент (следствие), когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Инцидент, в свою очередь, является поводом (причиной) резкого обострения и углубления конфликта (следствие).
Какой же предварительный вывод можно сделать на основе описательной характеристики основных элементов конфликта? А вывод такой.
Можно потребовать прекратить инцидент. Можно путём категорического распоряжения развести на какое-то время противоборствующие стороны, но практически невозможно устранить из жизни данный конфликт, если не предупреждена или не ликвидирована конфликтная ситуация.
Попытки
устранить конфликт без изменения
конфликтной ситуации таят в себе
две опасности: во-первых, конфликт
порождает вокруг себя новые конфликтные
ситуации, захватывая новых участников;
во-вторых, между «постоянными»
1.2 Типология конфликтов в организации и причины их возникновения
Организация
- это сложная система с
Конфликты
в практике управления организацией
представляют собой сложное производственно-
Классификация конфликтов позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает находить возможные пути их разрешения (табл. 1.1).
Таблица 1.1. Классификация конфликтов
Признак классификации | Виды конфликтов | |
1. По сферам проявления | Производственно-экономические
Идеологические Социально-психологические Семейно-бытовые |
|
2. По
масштабам, длительности и |
Общие и локальные
Бурные быстротекущие, кратковременные Острые длительные, затяжные Слабовыраженные и вялотекущие Слабовыраженные и быстротекущие |
|
3. По
субъектам конфликтного |
Внутриличностные
Межличностные Межличностно-групповые Межгрупповые |
|
4. По предмету конфликта | Реальные (предметные)
Нереальные (беспредметные) |
|
5. По источникам и причинам возникновения | Объективные и
субъективные
Организационные Эмоциональные и социально-трудовые Деловые и личностные |
|
6. По коммуникативной направленности | Горизонтальные
Вертикальные Смешанные |
|
7. По социальным последствиям | Позитивные
и негативные
Конструктивные и деструктивные Созидательные и разрушительные |
|
8. По формам и степени столкновения | Открытые и
скрытые
Спонтанные, инициативные и спровоцированные Неизбежные, вынужденные, нецелесообразные |
|
9. По
способам и масштабам |
Антагонистические
и компромиссные
Полностью или частично разрешаемые Приводящие к согласию и сотрудничеству |
|
При неизбежной условности такого деления оно, тем не менее, позволяет системно подойти к характеристике конфликта в организации, дать ему надлежащую оценку с учетом социальной природы, динамики и последствий.
По сферам проявления конфликты делят на:
- производственно-экономические,
- идеологические,
в основе которых лежат
- социально-психологические,
возникающие в связи с
- семейно-бытовые,
отражающие противоречия
По масштабам, длительности и напряженности выделяют конфликты:
- общие
и локальные; бурные
- острые
длительные, затяжные, возникающие
при наличии глубоких
- слабовыраженные и вялотекущие, возникающие на основе не очень острых противоречий, либо связанные с пассивностью одной из сторон;
- слабовыраженные
и быстротекущие, возникающие
в связи с поверхностными
По субъектам конфликтного взаимодействия конфликты подразделяются на:
- внутриличностные, которые связаны со столкновением противоположно направленных имманентных мотивов личности;
- межличностные
при столкновении интересов
- межличностно-групповые,
при которых
По предмету конфликта различают конфликты реальные (предметные), имеющие четкий предмет, и нереальные (беспредметные), не имеющие четкого предмета или имеющие предмет жизненно важный только для одной стороны.
По источникам и причинам возникновения конфликты делят на объективные и субъективные.
В первом случае конфликт способен развиться вне воли и желания его участников, просто в силу складывающихся в организации или его подразделении обстоятельств. Но конфликтная ситуация может создаться также из-за мотивов поведения, преднамеренных устремлений того или иного субъекта социальных связей. Объектом столкновения выступает конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся конфликтующие стороны. Это может быть имущество, должностная вакансия или размер оплаты труда - все то, что представляет собой предмет личных, групповых или общественных интересов. Субъекты конфликта - работники организации со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.
По непосредственным причинам возникновения конфликты выступают как организационные, т.е. происходящие в пределах определенной социальной системы, того или иного структурного образования в связи с изменением внешних обстоятельств или нарушением регламентированного порядка;
- эмоциональные,
связанные, как правило, с
- социально-трудовые,
вызываемые несовпадением,
Конфликты коммуникативной направленности разделяются на
- горизонтальные, в которых участвуют люд и, не находящиеся, как правило, в подчинении другу друга;
- вертикальные,
участники, которых связаны
Особую печать несет вертикальный конфликт (как «сверху вниз», так и «снизу вверх»), выражающий обычно неравенство сил конфликтующих сторон, различия между ними по иерархическому уровню и влиянию (например, руководитель - подчиненный, работодатель - работник и т.п.). В этом случае может иметь силу неодинаковый статус и ранг, что, конечно, скажется на ходе и развязке конфликта.
По социальным последствиям конфликты бывают:
- позитивные,
когда разрешение конфликта
- конструктивные,
в основе которых лежат
- созидательные,
способствующие процветанию
По формам и степени столкновения противоборство может быть открытым (спор, ссора и т.п.) и скрытым (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т.д.); стихийным, т.е. спонтанно возникшим, и инициативным, заранее спланированным или просто спровоцированным. Такие конфликты оказываются либо неизбежными, в известной степени закономерными; либо вынужденными, хотя и необходимыми; либо ничем не оправданными, лишенными всякой целесообразности.
По способам и масштабам урегулирования (разрешения) конфликты разделяются на антагонистические, сопровождаемые неуступчивостью и непримиримостью сторон, а также компромиссные, допускающие разновариантность преодоления расхождений, взаимосближения взглядов, интересов, целей. Каждый человек, любая социальная группа обнаруживают присущую только им манеру общения, налаживания и поддержания отношений, особый стиль поведения в конфликтных ситуациях.
От степени
гибкости поведения противоборствующих
сторон в антагонистическом или
компромиссном конфликте
1.3 Формы завершения конфликта
Сложность и многовариантность развития конфликта предполагают неоднозначность в способах и формах его завершения.
Основными формами завершения конфликта представлены на рис. 1.2.
Поясним каждую из них.
Основными формами завершения конфликта являются: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.
Разрешение конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению.
Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта (6, с. 85).
Информация о работе Совершенствования эффективности управления конфликтами в ТОО «ТЕХНОДОМ»