Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 02:32, дипломная работа
Местное самоуправление является институтом государственного устройства и представляет собой часть структуры государства как политико-территориального образования.
В ст.3 Европейской Хартии местного самоуправления записано следующее: «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения»
Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Общая характеристика полномочий местного самоуправления в социально-экономическом развитии муниципального образования….
1.1. Понятие и структура органов местного самоуправления………………
1.2. Полномочия органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии муниципального образования……………………
1.3. Перспективы социально-экономического развития муниципального образования…………………………………………………………………......
Глава 2. Анализ социально-экономического развития города Тулы.....
2.1. Современное состояние социально-экономического развития города Тулы……………………………………………………………………………..
2.2. Особенности управления города Тулы………….……………………….
2.3. Формирование и анализ ассигнований бюджета города Тулы на социально-экономическое развитие…………………………………………..
Глава 3. Проблемы социально-экономического развития муниципального образования город Тулы………………………………..
3.1. Инвестиционный проект по строительству жилья для молодых семей в муниципальном образовании город Тула…………………………………..
3.2. Проблемы энергосбережения в муниципальном образовании город Тула……………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованной литературы………………………………………….
Представительный орган
Таким образом, голосование на основе
всеобщего прямого равного
Представительные органы занимают особое, ведущее положение в системе местного самоуправления. Представительные органы избираются непосредственно самими жителями муниципального образования и призваны выражать их волю при решении возложенных на них задач [62, с. 113].
Согласно ст.37 Федерального закона
РФ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
местная администрация (исполнительно-
В соответствии со ст.38 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности [6, с. 29].
В ч.2 ст.130 Конституции РФ упоминаются «выборные и другие органы местного самоуправления». А ч.1 ст.131 Конституции РФ закрепляет, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно [1, с. 85]. Однако данные конституционные положения необходимо рассматривать в совокупности с другими нормами Конституции РФ. Так, в соответствии с п.«н» ч.1 ст.72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов [1, с. 67].
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура органов местного самоуправления закрепляется в уставе муниципального образования. В нее могут входить органы, которые должны быть обязательно образованы, а также иные органы и выборные должностные лица [6, с. 25].
В соответствии со ст.12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако, несмотря на то, что органы местного самоуправления выведены из системы органов государственной власти, они остаются в системе государственно-властных отношений [1, с. 7].
В Федеральном
законе «Об общих принципах
Если лицо
назначается на должность главы
местной администрации
Органы государственной власти могут участвовать в вопросах прекращения полномочий органов местного самоуправления. Так, контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) – в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ (п.2 ч.11 ст.37 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») [22, с. 79].
В настоящее время
большинство муниципальных
Таким образом, местное самоуправление можно определить как особый институт государственного устройства, наделенный публичной властью в целях наиболее эффективного решения части общегосударственных дел в границах муниципального образования посредством осуществления самостоятельной и ответственной управленческой деятельности органами местного самоуправления либо населением непосредственно в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В настоящее время местное самоуправление проходит трудный путь самоидентификации, поиска оптимальной структуры, которая позволит эффективно взаимодействовать со всеми ветвями и уровнями власти.
Целью муниципального образования и органов местного самоуправления является развитие населения как создателя и потребителя благ на основе сбалансированного роста производительности труда и конечного потребления. Решение этой задачи возможно лишь через совершенствование демографической и социальной структуры, повышение эффективности производства, технической вооруженности труда, уровня и качества жизни, улучшение экологических условий. Необходимо также совершенствовать экономические отношения, связанные с созданием условий для активизации предпринимательства и инвестиционной деятельности, функционирования рынка, с использованием различных форм собственности, с развитием новых форм территориальной экономической организации. Эти и другие мероприятия имеют одну главную цель – превратить муниципальное образование в основное звено территориального хозяйствования и самоуправления, поднять на новый уровень его социально-экономического развития.
1.2. Полномочия органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии муниципального образования
Основной целью деятельности органов местного самоуправления является решение вопросов по удовлетворению бытовых, социальных, образовательных, медицинских и иных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Для этого в распоряжение муниципальных образований передаются финансовые и материальные ресурсы, за счет которых местные органы публичной власти организуют на территории муниципальных образований предоставление населению соответствующих услуг и товаров [22, с. 81].
Вместе с тем реализация органами местного самоуправления своих полномочий зависит от того, насколько эффективно они будут использовать имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Для этого органы местного самоуправления должны обеспечить комплексное развитие основных отраслей муниципального хозяйства, частного сектора производства и потребления, а также социальной сферы муниципальных образований.
В настоящее время у органов местного самоуправления не хватает финансовых ресурсов для формирования и реализации планов и программ социально-экономического развития муниципальных образований, осуществления капитальных вложений и бюджетных инвестиций в развитие экономики соответствующих территорий. Размер финансовых ресурсов, необходимый для исполнения расходных обязательств муниципальных образований, был определен на уровне ниже их реальных потребностей.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц, которые являются местными налогами, пока не могут стать определяющими в структуре доходов местных бюджетов.
В.С. Мокрый отмечает, что все налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов не могут обеспечить формирование достаточной собственной доходной базы местных бюджетов. В большинстве муниципальных образований, особенно со слабо развитой налоговой базой, местные бюджеты формируются в основном за счет финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации [52, с. 21].
Органы местного самоуправления, выступая в качестве представительной и исполнительной власти, вправе:
• оценивать состояние муниципальных образований, обосновывать цели и задачи его развития;
• обеспечивать права граждан и юридических лиц;
• регулировать отношения хозяйствующих субъектов различных форм собственности;
• развивать новые формы экономической организации;
• выступать в качестве собственника и непосредственно хозяйствовать, создавая соответствующие структуры.
Органы местного самоуправления не в состоянии полностью охватить все многообразие хозяйственных вопросов, поэтому методы их работы должны носить преимущественно организаторский характер. Они должны заниматься главным образом созданием благоприятных экономических и организационных условий для деятельности хозяйствующих субъектов.
Муниципальный сектор экономики по своей природе эффективнее других функционируют в сферах разработки и проведения политики развития, обеспечения социальной справедливости, поддержание стабильности в предоставлении услуг населению.
Деятельность местных властей в сфере экономики, учитывая ограниченность ресурсов, заключается в ускорении необходимых процессов, а не в прямом участии в деятельности отдельных предприятий. Процесс формирования конкретной местной экономической политики заключается в подготовке стратегии экономического развития города и концепции местной экономической политики.
Основные сферы деятельности местных органов власти при проведении местной социальной политики:
Последовательность (технология)
разработки местной социально-