Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 02:32, дипломная работа
Местное самоуправление является институтом государственного устройства и представляет собой часть структуры государства как политико-территориального образования.
В ст.3 Европейской Хартии местного самоуправления записано следующее: «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения»
Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Общая характеристика полномочий местного самоуправления в социально-экономическом развитии муниципального образования….
1.1. Понятие и структура органов местного самоуправления………………
1.2. Полномочия органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии муниципального образования……………………
1.3. Перспективы социально-экономического развития муниципального образования…………………………………………………………………......
Глава 2. Анализ социально-экономического развития города Тулы.....
2.1. Современное состояние социально-экономического развития города Тулы……………………………………………………………………………..
2.2. Особенности управления города Тулы………….……………………….
2.3. Формирование и анализ ассигнований бюджета города Тулы на социально-экономическое развитие…………………………………………..
Глава 3. Проблемы социально-экономического развития муниципального образования город Тулы………………………………..
3.1. Инвестиционный проект по строительству жилья для молодых семей в муниципальном образовании город Тула…………………………………..
3.2. Проблемы энергосбережения в муниципальном образовании город Тула……………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованной литературы………………………………………….
Кроме того, отмена на местах доли налога на имущество организаций в пользу местных бюджетов является преждевременной, так как организации используют местную инфраструктуру (дороги и коммунальные услуги), поэтому логично было бы закрепить налоги, поступающие от их имущества, за местными бюджетами.
Введение в состав местных налогов транспортного налога, так как вопросы содержания и строительства транспортных инженерных сооружений в границах поселений, муниципальных районов, городских округов, за исключением дорог общего пользования федерального и регионального значения, являются полномочиями соответственно поселений, муниципальных районов, городских округов.
Существенным резервом увеличения поступлений в бюджетную систему страны является активизация работы органов местного самоуправления совместно с налоговыми инспекциями по снижению недоимки. Проблема повышения эффективности администрирования местных налогов в рассматриваемом контексте особенно актуальна. Между тем местные налоги в общем объеме доходов консолидированного бюджета занимают всего лишь 2%. Этим объясняется довольно низкий интерес органов налоговой службы к местным налогам.
Таким образом, регулирование
экономических отношений
К наиболее важным аспектам
деятельности муниципального образования
можно отнести следующие: ограничение
импорта готовой продукции
Указанные механизмы объединяются в программу развития муниципального образования. Большое значение для их применения имеет максимальное использование законодательных возможностей. Так, местные органы управления могут активнее осуществлять муниципальную политику по ограничению монопольного завышения тарифов на энергоресурсы и водоснабжение, контролировать формирование цен и тарифов на другие услуги предприятий.
Предложения по разграничению доходных полномочий направлены на повышение эффективности собираемости налогов, сглаживание неравенства в бюджетной обеспеченности территорий, укрепление доходной базы местных бюджетов. Актуальность данных предложений обусловливается необходимостью придания статуса местных налогов всем имущественным налогам, ибо за местными бюджетами следует закреплять все те налоги и сборы, на формирование налоговой базы которых способны влиять муниципальные органы и которые они могут эффективно администрировать.
Глава 2. Анализ социально-экономического развития города Тулы
2.1. Современное состояние социально-экономического развития
города Тулы
Муниципальное образование «Город-герой Тула» – это административный центр Тульской области, расположен на Среднерусской возвышенности при впадении в р. Упу речек Тулицы и Воронки в 193 км к югу от Москвы. Состоит из пяти административных округов. Численность его населения на 2008г. составила 509 тыс. человек. Город Тула занимает территорию в 145.2 км2, или 0,6 % территории Тульской области [71, с. 18].
Тула – один из древних городов России. Первое упоминание о городе Туле по Никоновской летописи относится к 1146 году. В конце XV – начале XVI вв. Тула вошла в состав Московского государства. Находясь на южной его границе, Тула вскоре стала центром создававшейся Засечной черты – укрепленной пограничной линии.
Учитывая исключительное стратегическое значение города с 1507 по 1521 здесь был возведен каменный кремль, который сыграл важную роль в защите южных рубежей страны от нападений. Создавались условия для развития различных ремесел, и в первую очередь кузнечного и оружейного производства, направленного на обслуживание нужд гарнизона кремля. В 1595г. распоряжением царя оружейники выделились в особую слободу [23, с. 154].
С продвижением границы Русского государства на юг Тула перестала быть щитом России, но год от года возрастала ее роль как крупного центра обработки металла и оружейного производства. Учитывая наличие в городе большого количества квалифицированных ремесленников-мастеров и деятельных предпринимателей – Демидовых, Баташовых и других, Петр I издал указ о строительстве в Туле первого в России оружейного завода.
В начале XIX в. наряду с изготовлением оружия развивались и утверждались новые виды производства: скобяное и самоварное, а позднее и гармонное, в которых туляки, как и в производстве оружия, создали себе всероссийскую известность.
Через Тулу прошли Московско-Курская и Сызрано-Вяземская железные дороги, связавшие ее со всеми регионами России. Как и для многих других российских городов, для Тулы было характерно совместное существование крупной и мелкой кустарной промышленности.
В советское время в годы довоенных пятилеток в тульской промышленности произошел значительный качественный и количественный рост. К традиционным отраслям промышленности прибавились новые: химическая, полиграфическая, промышленность строительной индустрии, точного машиностроения.
За ударный труд в Великую Отечественную войну и вклад в народное хозяйство в 1966г. Тула получила высокую награду Родины – орден Ленина, а в 1976г. за мужество и героизм, проявленные в дни обороны от немецко-фашистских захватчиков, удостоена почетного звания «Город-герой» с вручением медали «Золотая Звезда».
Ведущими отраслями тульской промышленности являются машиностроение, металлургия, металлообработка, деревообрабатывающая и промышленность строительных материалов. И среди них по-прежнему оружейное производство остается стержневым. Его представляют ОАО «Тульский оружейный завод», лидер в области реактивного вооружения и конверсии ВПК «Сплав», ОАО «Тульский патронный завод», ОАО «Туламашзавод», Конструкторское бюро приборостроения.
Большое значение в экономике Тулы и области играют АО «Косогорский металлургический завод», СП АК «Тулачермет» – крупные производители товарного чугуна и другой металлургической продукции, АО «Ванадий-Тулачермет», АО «Тулаточмаш» и другие предприятия.
Тула – крупный транспортный узел, через который пролегли железнодорожные пути, выходящие на Москву, Санкт-Петербург, Калугу, Ряжск, Сухиничи, Елец и т.д.
В Туле существует развитая сеть медицинских, оздоровительных, научных, учебно-педагогических и культурных учреждений. Здесь работают Тульский областной диагностический центр, Тульская областная и районные городские больницы и поликлиники, Тульские педагогический и государственный университеты, Всероссийский заочно-финансовый экономический институт, Высшее артиллерийское училище и т.д [31, с. 45].
Город имеет Тульский драматический театр, театр юного зрителя, кукольный театр, филармонию, Тульские областные художественный и краеведческий музеи, Тульский музей оружия, кинотеатры, дворцы культуры, несколько парков, из которых Тульский городской парк им. П.П. Белоусова является одним из лучших в центре России.
Система органов государственной власти определяется Устав муниципального образования город Тула [7, с. 5].
Государственную власть осуществляют Тульская городская Дума, Глава муниципального образования город Тула, администрация города Тулы, контрольная комиссия города Тулы.
Содержание социальной политики сводится к тому, чтобы на тульской земле человек жил лучше и дольше.
Однако, несмотря на бесспорные подвижки в социально-экономическом развитии, Туле, не удалось пока выйти в число лидеров.
Социально-экономические показатели города Тулы представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Социально-экономические показатели
муниципального образования город Тула
Показатель |
Год | ||||
2006 |
2007 |
Темп роста, % |
2008 |
Темп роста, % | |
Городское население, тыс. чел. |
509,0 |
504,0 |
99,0 |
500,0 |
99,2 |
Миграционный прирост, чел. |
487 |
523 |
107,4 |
764 |
146,1 |
Родившихся на тыс. чел. |
7,5 |
7,6 |
101,3 |
7,8 |
102,6 |
Умерших на тыс. чел. |
18 |
17 |
94,4 |
18 |
105,9 |
Естественная убыль тыс. чел. |
11,5 |
9,4 |
81,7 |
7,7 |
81,9 |
Браки, чел |
4601 |
5622 |
122,1 |
5821 |
103,5 |
Разводы, чел. |
2320 |
2359 |
101,7 |
2417 |
102,4 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении мужчины женщины |
58,5 72 |
59 73 |
100,8 101,4 |
60 75 |
101,7 102,7 |
Количество организаций, включенных в Статрегистр, ед. |
20212,2 |
21243 |
105,1 |
22026 |
103,7 |
Объем отгруженных товаров собственно добыча полезных ископаемых |
2,3 |
0,5 |
21,3 |
128,2 |
в 256 р. |
обрабатывающие производства |
56372,1 |
70183,3 |
124,5 |
94315,7 |
134,4 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
14979,8 |
13466,9 |
89,9 |
15142,9 |
112,4 |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
7363,7 |
8947,0 |
121,5 |
10808,5 |
120,8 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м общей площади: |
127,8 |
163,0 |
127,5 |
214,6 |
131,6 |
в том числе индивидуальное жилищное строительство |
40,6 |
52,6 |
129,4 |
78,2 |
148,7 |
Производство продукции сельского хозяйства, тыс. т: картофель |
10,8 |
10,0 |
92,3 |
5,6 |
56,0 |
овощи |
15,1 |
12,7 |
84,0 |
5,8 |
45,6 |
Оборот розничной торговли, млн. руб. |
37682,1 |
49401,2 |
131,1 |
70799,2 |
143,3 |
Объем платных услуг населению, млн. руб. |
12901,0 |
13997,6 |
108,5 |
16859,9 |
120,4 |
Грузооборот автомобильного транспорта, млн. т-км |
165,4 |
176,8 |
106,9 |
189,3 |
107,1 |
Сальдированный финансовый результат организаций (прибыль минус убыток), млн. рублей |
8826,7 |
10230,1 |
115,9 |
16255,6 |
158,9 |
Просроченная задолженность по заработной плате, млн. руб. |
21,0 |
0,378 |
1,8 |
27,9 |
в 74 р. |
* Демографический
ежегодник Тульской области. Статистический
сборник / Туластат. – Т., 2008. – С.18, 20; http://stat,tula,ru/stat/
Программа социально-экономического развития города Тулы на 2008-2010 годы [9, с. 3] (далее – Программа) принята на публичных слушаниях и утверждена решением Тульской городской Думы в конце 2007 года. Программа определила цели, основные ориентиры и задачи социально-экономического развития города Тулы, пути и средства их достижения.
Основной целью Программы
является создание в городе развитого
социально-культурного простран
Поставленную цель предполагается достичь путем комплексного решения задач, выработанных на основе анализа проблем развития города. При этом основная цель подразделяется на подцели в следующих сферах: социального характера; экономики; развития инфраструктуры; охраны и улучшения природной среды.
Для достижения этих целей поставлены задачи:
– достижение устойчивого социально-экономического развития;
– улучшение качества жизни населения;
– развитие системы подготовки кадров;
– развитие коммунально-бытовой и социальной инфраструктуры;
Следует отметить, что
ресурсное обеспечение
В 2007г. Исполнительной дирекцией был сформирован и утвержден постановлением главы администрации города Тулы План мероприятий по выполнению Программы на 2008 год (далее – План), состоящий из 117 мероприятий, которые охватывают такие направления, как развитие трудовых ресурсов, сферы материального производства, городского хозяйства, социально-культурной сферы города.
Наибольшая доля мероприятий, предусмотренных Планом, приходится на разделы: «Городское хозяйство» – 25,7%, «Материальное производство» –18,0%, «Трудовые ресурсы» – 13,7%, «Образование и наука» – 9,4%, «Здравоохранение» – 7,7%, «Молодежная политика» – 8,5%, «Культура и историческое наследие» – 8,5% [9, с. 5]
Всего по утвержденному Плану в 2008 году было освоено почти 3,3 млрд. руб., из них за счет средств: федерального бюджета – 192,4 млн. руб. (5,9% от общего объема финансирования), областного бюджета – 128,5 млн. руб. (3,9% от общего объема финансирования), бюджета города Тулы – 2,8 млрд. руб. (84,6% от общего объема финансирования), привлеченных средств – 183,5 млн. руб. (5,6% от общего объема финансирования) [9, с. 11].
На реализацию
мероприятий Плана программно-
В 2008 году были достигнуты положительные результаты в выполнении мероприятий по всем разделам Плана.
Темпы роста к уровню 2007 года составили:
– по объему отгруженных товаров собственного производства – 134,5%;
– вводу в действие жилых домов – 131,6;
Рис.2 Динамика развития жилищного строительства
– объему платных услуг населению – 120,4;
– обороту розничной торговли – 143,3;
– обороту общественного питания – 110,2%;
– прибыли прибыльных предприятий – 158,9.
В 2008г. была продолжена работа по уточнению реестра неиспользованных свободных помещений, производственных площадей на промышленных предприятиях города для их использования под размещение новых производств субъектами малого и среднего предпринимательства.
В целях повышения
конкурентоспособности
Осуществлялась разработка нормативно-правовых актов по вопросам установления тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации бытовых отходов, на подключение к системе теплоснабжения, было принято 16 постановлений главы администрации г. Тулы.
В целях популяризации и поднятия престижа рабочих профессий, повышения профессионализма молодых специалистов в 2008 году проводились конкурсы «Тульские мастера», «Лучший токарь» и др. В рамках проведения общего городского Праздника труда был проведен конкурс на лучшую организацию по созданию здоровых и безопасных условий и охраны труда. В течение года организовывались для специалистов предприятий семинары, «круглые столы» по вопросам: трудовое законодательство, охраны труда и т.д.
В 2008 году были организованы 32 ярмарки выходного дня по реализации продукции перерабатывающих предприятий и фермерских хозяйств. Предоставлено 73 торговых места на рынках города местным товаропроизводителям.
С целью развития предпринимательской
активности создавались условия
для ввода новых торговых площадей.
Введены в эксплуатацию новые
современные предприятия