Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 02:32, дипломная работа
Местное самоуправление является институтом государственного устройства и представляет собой часть структуры государства как политико-территориального образования.
В ст.3 Европейской Хартии местного самоуправления записано следующее: «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения»
Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Общая характеристика полномочий местного самоуправления в социально-экономическом развитии муниципального образования….
1.1. Понятие и структура органов местного самоуправления………………
1.2. Полномочия органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии муниципального образования……………………
1.3. Перспективы социально-экономического развития муниципального образования…………………………………………………………………......
Глава 2. Анализ социально-экономического развития города Тулы.....
2.1. Современное состояние социально-экономического развития города Тулы……………………………………………………………………………..
2.2. Особенности управления города Тулы………….……………………….
2.3. Формирование и анализ ассигнований бюджета города Тулы на социально-экономическое развитие…………………………………………..
Глава 3. Проблемы социально-экономического развития муниципального образования город Тулы………………………………..
3.1. Инвестиционный проект по строительству жилья для молодых семей в муниципальном образовании город Тула…………………………………..
3.2. Проблемы энергосбережения в муниципальном образовании город Тула……………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованной литературы………………………………………….
– объемы жилищного, дачного строительства;
– объемы роста промышленного, сельскохозяйственного производства;
– строительство конкретных объектов муниципального значения;
– задачи развития туризма и т.п [16, с. 20].
Исходя из указанных задач, документ территориального планирования, кроме целей, определяет также средства достижения этих целей, условия и методы использования средств:
– конкретные территории, на которых планируется осуществлять строительство объектов различного назначения;
– перспективные границы муниципального образования и т.п.
Схема территориального планирования определяет:
– потребности в развитии системы коммунальной инфраструктуры;
– места размещения объектов, для которых требуются системы развития коммунальной инфраструктуры;
– места размещения конкретных объектов коммунальной инфраструктуры.
Стратегия социально-экономического развития муниципальных образований служит основой для формирования документов (актов) социально-экономического и бюджетного планирования. С помощью бюджетного планирования определяются доходы местного бюджета и объемы расходных обязательств, необходимых для реализации целей социально-экономического развития.
Интерес к работе по комплексному социально-экономическому развитию в самой муниципальной среде год от года нарастает. Об этом свидетельствуют быстрые темпы роста числа муниципальных образований, самостоятельно пытающихся строить свое развитие на основе комплексного подхода, участвующих в подготовке комплексных программных документов различного типа.
Возможно, причина слабого звучания проблематики социально-экономического развития на местном уровне заключается именно в том, что сегодня больше внимания уделяется его «социальной» составляющей – тому, как наиболее эффективно использовать ограниченные средства бюджета. В этом направлении сделано действительно много – уточнен перечень вопросов местного значения, соответствующих полномочий органов местного самоуправления, источников финансирования, разрабатываются и обсуждаются необходимые технологии (бюджетирование, ориентированное на результат).
Во многих странах с развитым местным самоуправлением муниципалитеты занимаются привлечением и удержанием бизнеса, созданием рабочих мест, укреплением налоговой базы. Между тем многие вопросы, активно обсуждающиеся сегодня в ходе реформы местного самоуправления в России, касаются именно экономического развития [59, с. 38].
С целью обеспечения эффективного управления социально-экономическими процессами муниципального образования, для решения стратегических задач необходима разработка плана действий, увязывающего различные элементы муниципальной экономической и социальной политики с ресурсными и финансовыми возможностями территории.
В связи с
этим основные направления стратегии
социально-экономического развития муниципального
образования определяют систему
целей и приоритетов социально-
Главной целью стратегии является определение основных направлений развития муниципального образования, обеспечивающих экономический рост и уровень жизни населения муниципального образования.
Значительная природно-сырьевая база в сочетании с трудовыми ресурсами территории, основу которых составляют предприятия производственной сферы, организаций малого бизнеса, здравоохранения, образования, социальной защиты – те ресурсы, которые должны быть использованы для достижения поставленных целей и дальнейшего социально-экономического развития территории.
Целью социально-экономической политики является повышение уровня жизни населения на основе производственного роста субъектов экономики, обеспечение нормального функционирования отраслей социальной сферы, максимально возможной занятости населения.
Для достижения поставленной цели органам муниципальной власти предстоит решить следующие основные задачи:
Цель политики в сфере природопользования, охраны окружающей среды и экологии – повышение эффективности и экологической безопасности использования природно-ресурсного потенциала территории.
Особое внимание следует уделить именно повышению объемов производимой продукции.
Главной задачей в сфере природопользования и экологии является рациональное использование и устойчивое воспроизводство природных ресурсов, улучшение качества окружающей среды, для этого необходимо:
Цели политики в сфере труда и занятости:
Основные задачи:
Для реализации поставленных задач необходимо осуществить:
Основная цель в сфере образования – создание условий для реализации социальных гарантий человека на образование, обеспечение его высокого качества в соответствии с потребностями личности и государства [34, с. 35].
Задачами муниципальной политики в сфере образования являются повышение качества образовательных услуг, обеспечение равного доступа к качественному образованию.
Основные усилия по реализации политики в области общего образования должны быть направлены на:
Целью в сфере здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности качественной медицинской помощи.
Основными задачами здравоохранения являются:
Для реализации программы социально-экономического развития муниципального образования органы местного самоуправления заинтересованы в росте налоговых поступлений в местные бюджеты за счет расширения и увеличения налогооблагаемой базы, увеличения числа лиц, занятых предпринимательской деятельностью, роста дохода граждан, проживающих на той или иной территории. Преимущества налогообложения малого бизнеса наиболее ощутимы именно на местном уровне, поскольку создание всех необходимых условий и стимулов для его развития находится в ведении именно муниципалитетов.
Малые предприятия представляют собой, как правило, быстрореализуемые инвестиционные проекты, требующие гораздо меньших по сравнению с крупными предприятиями первоначальных капиталовложений. Это та сфера деятельности, в которую легче привлечь сравнительно мелкие сбережения населения при минимальной поддержке местной администрации.
Как представляется, существует необходимость расширения перечня местных налогов путем дифференцирования единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Одной из мер по увеличению налогооблагаемой базы по единому налогу на вмененный доход явилось бы расширение перечня видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению данным налогом (оказание ритуальных и обрядовых услуг, услуг аптек по изготовлению лекарственных средств и изделий медицинского назначения).
Согласно ст.15 Налогового кодекса РФ [5, с. 13] (далее – НК РФ) в бюджеты муниципальных образований подлежат зачислению два местных налога, а именно: налог на землю и налог на имущество физических лиц. Однако сегодня данные налоги дают лишь примерно 12-13% доходов местных бюджетов [35, с. 36].
Переход к исчислению земельного налога в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков вместо установления фиксированных платежей за единицу земельной площади позволил увеличить размер данного налога. В рассматриваемой связи важно и совершенствование методики кадастровой оценки земельных участков, периодическое ее уточнение, с целью максимально достоверного определения реальной их стоимости, исключения различных технических ошибок, искажающих такую оценку.
Возможность повышения доходов местных бюджетов за счет налога на имущество физических лиц в значительной степени может быть реализована при условии наиболее полного учета в целях налогообложения рыночной стоимости этого имущества. По оценкам налоговых органов, поступления от данного вида налога при выполнении указанного условия должны в среднем увеличиться в 10 раз.
Вместе с тем требуют существенной проработки вопросы о социальных последствиях увеличения данного налога, системе льгот и скидок по нему, например, льготы для молодых семей и малообеспеченных слоев населения.
Представляется, что отнесение транспортного налога к местным налогам повысит наполнение местных бюджетов. Увеличение количества транспортных средств оказывают значительное негативное воздействие на экологическую обстановку в муниципальных образованиях, поэтому отнесение их к местным налогам позволит улучшить качество окружающей среды и жизни населения.