Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:06, курсовая работа
Цель исследования:
Раскрыть и проанализировать понятие «современные конкурентные стратегии», выявить их основные виды и требования предъявляемые к ним и определить их эффективность.
Задачи исследования:
1. Найти и проанализировать понятие «современные конкурентные стратегии».
2. Выявить основные виды конкурентных стратегий и требования, предъявляемые к их реализации. Привести примеры применения стратегий.
3. Определить эффективность конкурентных стратегий в рыночных отношениях.
Введение …………………………………………………………………………………...3
1. Конкуренция. Конкуренты. ……………………………………………….……..…….5
1.1. Конкуренция ………………………………………………………………................ 5
1.2. Конкурентная среда предприятия …………………..…………………………….... 6
1.3. Элементы анализа конкурентов ...……………………………………………….…..7
2. Конкурентные стратегии: виды и предъявляемые к ним требования……………..10
2.1. Современные конкурентные стратегии. Общее понятие. ……………….……….10
2.2. Конкурентные стратегии их виды и предъявляемые к ним требования…………10
2.2.1. Стратегии лидера……………………………………………………………….… 11
2.2.1.1.Расширение рынка…………………………………………………………….… 11
2.2.1.2. Оборонительные стратегии……………………………………………….….... 12
2.2.1.3.Расширение доли рынка…………………………………………….…………... 13
2.2.2. Стратегии претендентов на лидерство……………………………….................. 15
2.2.2.1. Наступательные стратегии…………………………………………………...... 16
2.2.2.2. Атакующие стратегии…………………………………………….……………. 17
2.2.3. Стратегии последователей……………………………………….……................. 19
2.2.4. Стратегии обитателей ниш……………………………………….…………….... 20
3. Применение конкурентных стратегий на примере сети супермаркетов «Спар»….21
3.1. История компании…………………………………………………………………...21
3.2. «Спар» на рынке Москвы и области………………………………………………..22
3.3. Конкурентные стратегии, применяемые сетью супермаркетов «Спар»………....22
Заключение………………………………………………….……………..……………...23
Список литературы……………………………………………...………….….. ………..25
15. реакция конкурентов
на изменения рыночной
Результаты анализа показывают:
- где сильные места у конкурентов и где они слабее;
- чему конкуренты отдают предпочтение;
- как быстро
можно ожидать реакции
- какие существуют барьеры для выхода на рынок;
- каковы перспективы
выстоять в конкурентной
Оценка конкурентной среды дает возможность решить ряд задач:
- определить особенности развития конкурентной ситуации;
- выявить степень доминирования предприятий на рынке;
- установить ближайших конкурентов;
- выделить относительную
позицию предприятия среди
Все это в комплексе позволит более обоснованно подойти к вопросам разработки конкурентной стратегии.
2. Конкурентные стратегии: виды и предъявляемые к ним требования
2.1. Конкурентные стратегии. Общее понятие
Конкурентная стратегия - это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли - то есть на главной арене, где сражаются соперники. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.
Чтобы достичь успеха в современной экономике, фирма должна ориентироваться на своих конкурентов, т.е. избегать их сильных сторон и искать их слабые места, чтобы затем начать маркетинговую атаку на эти слабые места. Фирма совсем не обязательно должна быть самой лучшей в каждой сфере своей деятельности. Можно сфокусировать свои усилия в нескольких сферах, достичь в них отличных результатов, и даже лидерствовать, а в остальных быть «на вторых ролях».
Выбор маркетологами компании конкурентной стратегии определяется взаимодействием трех факторов:
1. Конкурентной позицией фирмы (является ли она лидером рынка, претендентом на лидерство, последователем или обитателем ниши).
2. Стратегической задачей (стремится ли фирма доминировать на рынке или рассчитывает занять удобную прибыльную нишу).
3. Рыночной ситуацией (Находится ли фирма на раннем этапе роста или в фазе поздней зрелости).
Далее рассмотрим конкурентные стратегии для самых разных ситуаций.
2.2. Современные
конкурентные стратегии их
Филипп Котлер выделил четыре вида конкурентных стратегий, исходя из доли рынка, занимаемой фирмой:
1. стратегии лидера рынка
2. стратегии претендента на лидерство
3. стратегии последователя
4. стратегии обитателя ниши (нишера)
2.2.1. Стратегии лидера
Фирма- лидер - это фирма, которая занимает большую долю рынка определенного продукта, доминирует на нем, по сравнению с другими участниками рынка, причем это признают и ее конкуренты. Для того чтобы оставить за собой доминирующее положение, лидеру нужно стремиться к расширению рынка в целом и своего сегмента, находить новых потребителей, снижать цены за счет снижения издержек и т.д. Для такой организации любая стратегия оправдана, если она ведет к увеличению прибыльности, а связанный с нею риск - невелик. Такие компании, обычно, подают пример своим конкурентам, устанавливая и изменяя ценовую политику, расширяя долю рынка и т.д. (Лукойл, Газпром, Coca-cola,IBM, Xerox и другие…)
Но для того, чтобы упрочить свое положение, лидеру необходимо стремиться к расширению рынка в целом, привлечению новых потребителей, нахождению новых способов потребления и применения продукции. И чтобы уверенно доминировать, фирма должна находить способы расширения общего спроса, защищать свой сегмент рынка с помощью хорошо спланированных наступательных и оборонительных действий, и попытаться расширить свою долю рынка.
Чтобы всего этого достичь фирма следует следующим стратегиям.
2.2.1.1. Расширение рынка
При расширении рынка, как правило, победу одерживает лидер.
Реализовать эту стратегию он может следующими способами:
1. Привлечение новых покупателей (Например: Компания Johnson & Johnson добилась одного из самых значительных успехов в создании нового класса потребителей детского шампуня. Данные статистики и демографические прогнозы говорили о реальности угрозы уменьшения объемов его продаж в связи со снижением рождаемости. Маркетологи компании заметили, что детский шампунь нередко используют и другие члены семьи, и предложили рекламную кампанию, направленную на взрослых потребителей. Через некоторое время детский шампунь Johnson & Johnson стал ведущей маркой на рынке шампуней.).
2. Новые способы применения продукта (Например: Мобильный телефон с MP3- плеером, выходом в интернет, отправлением SMS- сообщений, встроенной фото- и видео- камерой и т.д.).
3. Увеличение
интенсивности использования
Подобная стратегия обычно выбирается на начальных стадиях жизненного цикла товара, пока спрос еще расширяем, а давление конкурентов, при наличии большого потенциала роста, еще невелико.
2.2.1.2. Оборонительная стратегии
Цель оборонительной стратегии - защитить свою долю рынка, противодействуя наиболее опасным конкурентам. Она часто принимается фирмой-новатором, которую, после того как она открыла новый рынок, атакуют конкуренты-имитаторы. Так, фирма, пытающаяся увеличить размеры рынка, подвергается нападкам конкурентов, чтобы не допустить этого она проводит мероприятия по защите ее доли рынка. В настоящее время принято считать, что доминирующая компания имеет возможность использовать шесть оборонительных стратегий:
1. Позиционная оборона.
Направлена на создание трудно
преодолимых барьеров вокруг
своей текущей позиции; в
2. Фланговая оборона. Направлена
на защиту наиболее уязвимых
мест в позиции организации
на рынке, куда в первую
3. Упреждающая оборона.
Основана на предвосхищающих
действиях, делающих
4. Контратака. Используется
лидером, если не дали эффекта
упреждающая и фланговая
5. Мобильная оборона. Направлена
на распространение своей
6. Сжимающаяся оборона.
Основана на «сдаче»
2.2.1.3. Расширение доли рынка
Лидеры рынка имеют возможность увеличить прибыль, расширив принадлежащую им долю рынка. Один процент многих рынков оценивается в десятки миллионов долларов. Не удивительно, что здесь обычная конкурентная борьба может превратиться в жестокие маркетинговые войны. Было проведено исследование, которое показало, что норма прибыли компании, рассчитанная как норма возврата инвестиций (НВИ) до уплаты налогов, возрастает в соответствии с ростом относительной доли рынка компании. Среднее значение НВИ для компаний, доля рынка которых была менее 10 %, составила 2%. В среднем каждые 10% доли рынка соответствовали 5 % НВИ до уплаты налогов. Исследование показало, что компании, доля рынка которых составляет 40 %, имеют НВИ, равную 38,5 %, что почти в три раза превышает соответствующие показатели компаний, владеющих 10-процентной долей рынка.
Расширение доли обслуживаемого рынка отнюдь не означает автоматического роста прибыли. Многое зависит от стратегии расширения рынка компании. Поскольку издержки расширения рынка могут значительно превысить получаемый доход, компания должна тщательно проанализировать действие следующих факторов:
1. Возможный
конфликт с антимонопольным
2. Экономические
издержки. Известно, что прибыльность
компании при достижении ею
определенной доли рынка может
снижаться. Компания, владеющая 60
% рынка, должна осознавать, что
некоторые потребители в
3. Возможность
неправильной стратегии маркети
Обнаружилось, что компании, которые владеют высокой долей рынка, превосходят своих конкурентов в трех областях: в разработке новой продукции, относительном качестве товаров и маркетинговых расходах .
1. Компании, обладающие
значительной долей рынка,
2. Компании, которым удалось повысить качество своих товаров относительно продукции конкурентов, имеют больше шансов расширить принадлежащую им долю рынка в сравнении с компаниями, качество продукции которых стабильно или снижается.
3. Компании, темпы роста маркетинговых расходов которых превышают темпы роста рынка, обычно увеличивают свою долю рынка. Возрастание расходов по организации сбыта продукции положительно сказывается на расширении рынка как потребительских товаров, так и промышленной продукции. Увеличение расходов на рекламу положительно сказывается на расширении доли рынка преимущественно потребительских товаров. Повышение расходов на продвижение товаров эффективно для всех видов товаров.
4. Значительное (в сравнении с конкурентами) снижение цен на продукцию не позволяет компании существенно увеличить долю рынка, так как некоторые конкуренты отвечают менее значительным уменьшением цен, а другие предложат потребителям дополнительные блага и за ту же цену.