Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:06, курсовая работа
Цель исследования:
Раскрыть и проанализировать понятие «современные конкурентные стратегии», выявить их основные виды и требования предъявляемые к ним и определить их эффективность.
Задачи исследования:
1. Найти и проанализировать понятие «современные конкурентные стратегии».
2. Выявить основные виды конкурентных стратегий и требования, предъявляемые к их реализации. Привести примеры применения стратегий.
3. Определить эффективность конкурентных стратегий в рыночных отношениях.
Введение …………………………………………………………………………………...3
1. Конкуренция. Конкуренты. ……………………………………………….……..…….5
1.1. Конкуренция ………………………………………………………………................ 5
1.2. Конкурентная среда предприятия …………………..…………………………….... 6
1.3. Элементы анализа конкурентов ...……………………………………………….…..7
2. Конкурентные стратегии: виды и предъявляемые к ним требования……………..10
2.1. Современные конкурентные стратегии. Общее понятие. ……………….……….10
2.2. Конкурентные стратегии их виды и предъявляемые к ним требования…………10
2.2.1. Стратегии лидера……………………………………………………………….… 11
2.2.1.1.Расширение рынка…………………………………………………………….… 11
2.2.1.2. Оборонительные стратегии……………………………………………….….... 12
2.2.1.3.Расширение доли рынка…………………………………………….…………... 13
2.2.2. Стратегии претендентов на лидерство……………………………….................. 15
2.2.2.1. Наступательные стратегии…………………………………………………...... 16
2.2.2.2. Атакующие стратегии…………………………………………….……………. 17
2.2.3. Стратегии последователей……………………………………….……................. 19
2.2.4. Стратегии обитателей ниш……………………………………….…………….... 20
3. Применение конкурентных стратегий на примере сети супермаркетов «Спар»….21
3.1. История компании…………………………………………………………………...21
3.2. «Спар» на рынке Москвы и области………………………………………………..22
3.3. Конкурентные стратегии, применяемые сетью супермаркетов «Спар»………....22
Заключение………………………………………………….……………..……………...23
Список литературы……………………………………………...………….….. ………..25
2.2.2. Стратегии претендентов на лидерство
Претенденты на лидерство - это агрессивно атакующая лидера и других конкурентов по фронту фирма, использующая все возможные и невозможные стратегии и атаки. Претендент может вести ценовую войну, снижать издержки производства, а, следовательно, и цены, производить престижные или необычные товары, расширять ассортимент продукции, разрабатывать новые продукты, совершенствовать каналы распределения, повышать уровень услуг или разворачивать блистательную рекламную кампанию. Существует множество примеров, когда компания, претендующая на лидерство, выбивала почву из-под ног фаворита и обходила его (Компания Canon, размеры которой в середине 1970-х гг. составляли лишь одну десятую компании Xerox, сегодня превзошла бывшего лидера по выпуску копировальных аппаратов.).
Преимущество претендента заключается в том, что он руководствуется высокой целью и концентрирует свои ограниченные ресурсы на ее достижении.
Для начала претендент должен определить цели стратегии (многие фирмы своей долговременной целью ставят расширение доли рынка) и объект атаки:
1. Наступление на позиции лидера. Это достаточно рискованная стратегия, но и потенциально самая эффективная. Наилучший объект атаки - это крупный сегмент рынка, на который лидер направляет мало усилий, либо потребители недовольны качеством его продукта или предоставляемых услуг. В первую очередь надо провести исследование нужд потребителей и степень их удовлетворенности. Есть и другой способ - захватить сегмент лидера, с помощью выпуска принципиально нового продукта. (Например: Canon отвоевала значительную долю рынка Xerox, представив портативные копировальные аппараты).
2. Атака на близкие по размерам фирмы - конкуренты, которые не в состоянии справиться с удовлетворением потребностей покупателей, имеют тяжелое финансовое положение, их продукция не пользуется спросом, в связи с низким качеством или/высокими ценами.
3. Атака на
небольшие местные и
2.2.2.1. Наступательные стратегии
Компания определилась с целями и с объектом атаки. Дальше необходимо выбрать одну из пяти наступательных стратегий.
1. Фронтальное
наступление. Это
2. Фланговое
наступление. Представляет
3. Попытка окружения.
Подразумевает наступательные
4. Обходной маневр.
Предполагает нападение на
5. Партизанская
война. Заключается в
2.2.2.2. Атакующие стратегии
Рассмотренные
ранее стратегии позволяют
1. Стратегия
скидок. Компания, претендующая на
роль лидера рынка, может
2. Стратегия
более дешевых товаров.
3. Стратегия
престижных товаров.
4. Стратегия
расширения ассортимента
5. Стратегия инноваций. Претендент должен постоянно тревожить лидера, предлагая рынку новые виды продукции.
6. Стратегия
повышения уровня обслуживания.
Претендент предлагает
7. Стратегия
инноваций в распределении.
8. Стратегия снижения издержек производства. Претендент должен стремиться к снижению издержек производства, увеличивая эффективность закупок, снижая затраты на рабочую силу и/или используя современное производственное оборудование, что позволяет проводить более агрессивную ценовую политику(Именно эта стратегия помогла Японии добиться превосходства на мировом рынке.)
9. Интенсивная
реклама. Некоторые
Обычно для
расширения доли рынка претенденту
приходится использовать комплекс вышеописанных
стратегий и его успех
2.2.3. Стратегии последователей
К ним относятся компании, которые стремятся сохранить свою долю на рынке и обойти все «подводные камни», при этом подражая конкретной «чужой» стратегии. Однако, последователи тоже могут придерживаться стратегий, направленных на поддержание и увеличение сегмента рынка. Большинство маркетологов считают, что стратегия последователя (имитация продукта) не менее эффективна, чем стратегия новаторского продукта. (Например: Panasonic редко предлагает рынку принципиально новую продукцию. Чаще всего она копирует изобретения Sony, а затем предлагает товары по более низкой цене, получая высокую прибыль, поскольку экономит на научно-исследовательских разработках и коммуникациях с потребителями.) Правда, следование за лидером вовсе не подразумевает обычного копирования, - последователь должен вести собственную стратегию роста, причем такую, которая не провоцирует ответных агрессивных действий конкурентов. Выделяют 4 стратегии последователей: имитатор, двойник, подражатель или приспособленец.
1. Подражатель.
Дублирует продукт лидера и
упаковку, реализуя товар на черном
рынке или сомнительным
2. Двойник. Копирует
продукцию, систему
3. Имитатор. Что-то копирует у лидера, но сохраняет различия в упаковке, рекламе, ценах и т.п. Его политика не волнует лидера до тех пор, пока имитатор не предпринимает агрессивных атак, более того, имитатор помогает лидеру избежать полной монополии в отрасли.
4. Приспособленец. Обычно видоизменяет или улучшает продукцию лидера. Он начинает с каких-то других рынков, чтобы избежать прямого столкновения с лидером, очень часто приспособленец становится претендентом. Этот путь прошли многие японские компании.
Хотя последователь не несет расходов на исследования, обычно он зарабатывает меньше, чем лидер.
2.2.4. Стратегии для обитателей ниш
Фирма обслуживает небольшие сегменты рынка, и не составляет особой конкуренции крупным фирмам. Ее особенность - это специализация на конкретном товаре/услуге. При том в последнее время этой стратегии стали уделять внимание и большие фирмы.
Компания, облюбовавшая определенную нишу, добивается существенного увеличения добавленной стоимости и прибыли; она ориентируется на высокую марку прибыли, в то время как компании, действующие на массовых рынках, на большие объемы прибыли.
Ключевая идея ниши - специализация. Компании, которые оперируют в нишах, выбирают одну из следующих ролей:
1. Специализация по конечным пользователям. (Например: юридическая компания специализируется на уголовных, гражданских или промышленных делах.)
2. Специализация
по вертикали. (Например: компания
концентрирует усилия на
3. Специализация в зависимости от размеров и важности клиентов. Компания направляет усилия на обслуживание мелких, средних или крупных клиентов.
4. Географическая
специализация. Компания
5. Продуктовая
специализация. Компания
6. Специализация
на индивидуальном
7. Специализация на определенном соотношении качества и цены. Компания занимается производством либо высококачественной, либо дешевой продукции.
8. Специализация
на обслуживании. Фирма предлагает
одну или несколько уникальных
услуг, которые не
9. Специализация
на каналах распределения.
Поскольку положение в нише может измениться, компания должна позаботиться о создании новых ниш. Стоит заметить, что, оперируя на двух и более нишах, компания увеличивает свои шансы на выживание в атмосфере жесткой конкуренции.